Преподавательское: помоги себе сам

Jun 07, 2024 22:43


Вчера прочел последнюю лекцию 3 курсу. В конце одна девушка подарила мне книгу - очень тронула. Интересный курс, студенты разные (как всегда), но есть, что называется, эксклюзив. Самой необычной является студентка из Японии: ей за 40, но она почему-то решила стать ботаником и поступила к нам. Конечно, учиться в таком возрасте, да еще в чужой языковой среде, очень тяжело, но она до невероятности старательная. Подрабатывает репетиторством японского языка. Таких поклонов при встрече меня никогда не награждали.

***

Студент на лекции задал вопрос: «А как назвать новый вид в честь Дебальцевского котла?». Пару секунд я находился в замешательстве, но потом ответил.

***

Хожу на интеллектуальную игру с командой. Возникли вопросы к ведущим, а ребята боятся писать - устроители этого всего начинают кричать, ругаться, и в итоге никто не хочет с ними связываться. И я вспомнил преподавателей, у которых была такая же тактика: на вопросы бурно реагировать от «это все есть в учебниках» до «ну и дурацкий вопрос!». Гуманитарии, которые преподают у биологов-химиков, этим особо славятся. Есть железное правило: преподаватель должен (именно должен!) тактично ответить на любой, даже неудобный вопрос. Даже если студент спрашивает о другом преподаватели, нужно все равно ответить - обтекаемо или дать понять, что профессионально неэтично обсуждать коллег со студентами.

***



Помню, когда я только начинал преподавать, мне дали групп заочников. А заочники тогда были взрослыми, все старше меня, некоторые даже вдвое. И вот приходят они на практические занятия: одна дама заплаканная, вторая красная, остальные смеются. Рассказывают: передо мной преподаватель ботаники назвала их «идиотами», швырнула альбом в лицо и послал на хер. «Мне даже бывший муж никогда не говорил таких слов!». Успокоились и начали работать. Сегодня общался с коллегами и вспомнил эту историю вот в какой связи: если бы это произошло сейчас, то треть студентов, наверное, не смогла бы зарисовывать объекты от дрожи в руках и потока слез, а кто-то просто отчислился или погрузился в депрессию. Мы все-таки были тертые жизнью. В 90-х и начале 2000-х учились тоже студенты, видавшие всякое. Как мне сказала одна студентка тех времен, перефразировав слова Марецкой из старого фильма: «Учителями пуганная, подругами битая, бандитами стрелянная - живучая!». Сейчас другое поколения - как его назвал знакомый психолог «поколение информационного насилия». Наши университетские психологи говорят, что они сейчас завалены работой с ребятами, которые пребывают в состоянии опасной эмоциональной неустойчивости: «Каждый третий нуждается в психологической помощи».

***

В одной группе случился крайне неприятный конфликт между очень патриотично настроенным студентом и либеральными студентками. Итогом всего стала жалоба начальству о непатриотичности и пропаганде (не уточняю чего). Скриншоты из чата прилагались. У нас такое впервые. Начальство, поговорив со всеми, пришло к выводу, что проблема находится в психологической сфере и эмоциональной незрелости. Даже неверующие перекрестились.

***

На днях уволили преподавателя, который вел у нас лекции из Новой Зеландии, куда уехал два года назад. Причина - посты в фейсбуке. Два года на это закрывали глаза и вот что-то произошло. У него эти лекции были единственной работой. Найти замену по этому предмету очень сложно, а он уже стоит в планах на три года вперед.

***

Лекция далась не сразу - не могли подключиться к интернету и запустить проектор. Помогла студентка, которая сделала это через смартфон.  Вспомнил строчку из Высоцкого: «Стала телефонистка мадонной». После лекции студенты еще и еще спрашивали о том, как делать индивидуальное задание, и, хотя я все им разжевал, пришлось повторять - спокойно, без нервов. Пришел домой с больной головой. Устроил себе психотерапию в виде написания этого поста. Преподаватель - помоги себе сам!

образование, люди, начальство

Previous post Next post
Up