Преподавательское: дистанционное 3

May 23, 2020 13:44



В среду выдалось солнечное утро, и я решил перед лекцией сходить на море. Будь море человеком - это был бы самый популярный врач. Вернулся и без всяких волнений провел занятие.
***
Студентка-должница, которая никак не могла со мной связаться, решила отчисляться. Не поверили в ее бедственное положение. Я помню в давние времена была у нас одна заочница (женщина лет 40) из Магадана. Всякий раз, как наступала сессия, она с опозданием прилетала, ходила к преподавателям и рассказывала, как у нее кто-то болел и умер. Все ей сочувствовали и шли навстречу. За три года обучения она «схоронила» полсемьи. И потом, случайно, один из наших преподавателей, будучи в Магадане в той организации, где работала эта женщина, узнал, что у нее все живы и здоровы. «У Юрия Деточкина очень много болезненных родственников» - но он их не хоронил!
***
Составлял тесты для студентов - обратился к коллеге с просьбой прислать вопросы, которые она дает на семинарах студентам. Прислала. Хочу разобрать, почему не следует давать студентам вопросы в таком виде.
Докажите, что хитоны и моноплакофоры обладают признаками примитивности по сравнению со стальными моллюсками. По каким морфологическим признакам сближают моллюсков с кольчатыми червями?

Не уверен, что фраза «признаки примитивности» корректна. В любом случае, от окраин до МГУ в студенческих работах сплошь и рядом встречаются фразы вроде «у этих моллюсков очень примитивная нервная система». Что значит примитивная? Просто устроенная? Эволюционно исходная? Гидра, например, морфологически примитивнее актинии, но в эволюционном плане эта примитивность - результат упрощения. Не могут у нас перейти на плезиоморфность (и я не настаиваю), но даже «архаичность» или «эволюционная примитивность» не в ходу.
Гипотеза происхождения моллюсков от кольчатых червей сейчас уже имеет чисто историческое значение. Сериальность моноплакофор и хитонов не похожа на метамерию аннелид, да и не ставят моноплакофор в основание филогенетического дерева моллюсков. Если бы вопрос звучал так: «На основе каких признаков моллюсков ранее сближали с кольчатыми червями?» - претензий не было бы.
Какие изменения происходят в строении дыхательной системы моллюсков с появлением новых функций?
Для меня этот вопрос непонятен: функций чего? «…с освоением новых экологических ниш» - другое дело.
Чем выражен целом у моллюсков, и какие функции он выполняет? Почему происходит редукция целома у моллюсков?
Честно говоря, я не могу ответить, происходит ли редукция целома у моллюсков вообще. Перикард и гоноцели, в общем, есть у всех. Видимо, нужно ответить, что в связи с малоподвижным образом жизни - студенты так и отвечают. «Чем выражен» - это уже неверное оформление вопроса.
Я изложил эти доводы коллеге и получил в ответ: «Я НЕ БУДУ У ВАС ПОЛОЧКОЙ ДЛЯ БИТЬЯ». И далее пришло большое письмо, суть которого в том, что неважно на каком материале развивать логику и мышление студентов. Мне понравилась вот такая фраза: «нет ни чего зазорного, если ребята поищут ответы на вопросы, которые задавали себе наши бабушки». А, ведь, сотрудница моложе меня! В общем, я решил больше никогда ни о чем ее не спрашивать, хотя ведем мы один предмет.

образование, люди, моллюски

Previous post Next post
Up