Температурное. «Доктор Кто: Кащей, Джентльмен и Мессия»

Feb 12, 2022 16:28

Как я уже писал, во время болезни я смотрел сериал «Доктор Кто», весьма подходящее зрелище для сумрачного состояния сознания, когда дикий и сюрный полёт фантазии, что творится на экране, кажется вполне логичным и понятным, инопланетные монстры кочуют из телевизора в сны, нескончаемый забег по коридорам гипнотизирует, так что и не всегда понимаешь, то ли ещё сериал смотришь, то ли уже погрузился в лихорадочный кошмар. Но вот что меня занимало во время просмотра, так это мысль о том, до чего же элегантно сочетаются в образе доктора черты Кащея Бессмертного, Филеасса Фогга и Дон Кихота.

Особенно, конечно, удивляло то, откуда на канале BBC вдруг засветился персонаж из славянского фэнтези. Это, конечно, может быть и совпадением, но слишком уж много знакомых черт: появляется то в образе старика, то в образе юноши, бессмертен, обладает потрясающими знаниями и могуществом, причём как источник, так и пределы того и другого не до конца прояснены, окружён атмосфера таинственности, что подчёркнуто и в самом названии сериала (напомню, что Кащей в славянском фольклоре - одна из самых загадочных фигур, непонятно ни его происхождение, ни функции, какое-то панславянское существо-загадка), обязательное стремление обзавестись красивой спутницей, причём (как неоднократно упоминается) отнюдь не с сексуальными целями, а только чтобы избавиться от одиночества, а ещё у каждой спутницы есть друг/возлюбленный, который пытается спасти её от Доктора, претерпевая на своём пути множество испытаний… В общем, многовато как-то совпадений получается.

Тут ещё, кстати, стоит вспомнить, что Кащей для англоязычной литературы персонаж отнюдь не чуждый. Сценаристы сериала ведь наверняка читали Джеймс Кейбелла, некогда одного из виднейших авторов волшебных сказаний, ныне, увы, полузабытого, а в России и вовсе почти неизвестного и, ещё раз увы, не полностью переведённого. Кстати, если кому хочется почитать хорошей, годной фантастики, то «Сказание о Мануэле» Кейбелла я рекомендую просто в обязательном порядке, это остроумная интеллектуальная проза, до предела насыщенная аллюзиями на едва ли не все мифологии и фольклоры мира, очень сильно отличающаяся от того, что мы привыкли называть «фэнтези». Кейбелла в своё время даже пытались на Нобелевскую премию по литературе выдвинуть, но, увы, номер не прошёл. Так вот, в многотомной саге Кейбелла о приключениях Мануэля в качестве демиурга местного мира выступает Кащей Бессмертный и тут, замечу в сторону, стоит отметить, насколько высокую роль доверяет автор этому персонажу, а ведь Кейбелл во всём, что касается фольклора, был человеком с большим пониманием.

Про Филеасса Фогга, думаю, и так понятно, Доктор - типичный джентльмен, что путешествует по миру ради любви к приключениям, постоянно попадает в опасные ситуации и с блеском из них выходит, причём в основном за счёт своей смекалки и технических достижений, применяя минимум насилия. Опять же, в наличии обязательные спутники, с которыми складываются сложные отношения. Плюс невысказанное Жюль Верном, но общеизвестное обстоятельство, что «путешествующий английский джентльмен» всегда тем или иным сложным образом связан с Секретной службой (не то чтобы прямо сотрудничает, скорее не считает зазорным отправить им собранные во время путешествия сведения), точно так же и Доктор прибегает к помощи Торчвуда и Юнита, при этом не ассоциируя себя с этими организациями. И во время своих приключений Доктор легко прибегает к маскировке, причём может выдавать себя и за полицейского, и за агента спецслужб. А знаменитая звуковая отвёртка и психобумага явно выглядят отсылками к гаджетам из шпионских фильмов, того же «Бонда», например. Плюс к тому же военное прошлое Доктора, о котором он не любит вспоминать, и привычка в любой внештатной ситуации брать на себя командование и ответственность, причём выходит у него это словно само собой.

Про Дон Кихота, наверное, тоже понятно. Доктор в каждой серии кого-нибудь спасает, время от времени жертвует собой (что, правда, приводит только к очередной его регенерации и смене актёра), произносит пафосные речи, постоянно кого-нибудь подводит под монастырь и вообще с его появлением обязательно случается какая-нибудь движуха (прилетают злые инопланетяне, просыпается древнее зло, случается катастрофа вселенского масштаба и так далее), в результате которой гибнет множество невинных людей. К тому же в Докторе есть то же сочетание комического и трагического, что и в Дон Кихоте. Но вот в чём надо отдать должное - в отличие от Дон Кихота Доктор старается решать те проблемы, которые сам же создал, и чаще всего успешно.

И, понятно, что раз уж речь зашла о «донкихотстве», то тут же следом всплывает тема христоподобности Доктора, и да, есть такой момент. Не знаю как в старых сезонах, я их не смотрел, но в новых эта тема проводится не прямо в лоб, но достаточно последовательно. Понято, что сам сюжет о существе, обладающим невероятными, почти божественными способностями, и при этом изображающем человека, неизбежно ассоциируется с евангельским сюжетом. Но и помимо того - Доктор постоянно спасает Землю и заявляет, что человечество находится под его защитой и покровительством, он жертвует собой, в нём есть та самая загадочность, о которой говорилось выше, его постоянно спрашивают, кто он такой и доктором чего он является, и все, кто о нём говорит, тоже озадачены этой загадкой (вот, кстати, подходящий заголовок статьи о сериале: «Кто вы, доктор Кто?», впрочем, наверняка его уже кто-нибудь использовал).

В ту же сюжетную канву укладывается и то, что Доктор старается все конфликты решать мирным путём, но когда убеждается в полной невменяемости противника, действует жёстко, а порой и жестоко, и в роли Сокрушителя миров он столь же впечатляющ, как и в роли Спасителя миров. А враги Доктора явно несут отпечаток инфернальности, что одержимые жаждой разрушения далеки, что коварные плачущие ангелы, и, в конце концов, архивраг Доктора - Мастер/Мисси самый что ни на есть натуральный Отец лжи, Тёмный властелин, Обольститель и Глумитель (хотя в своей женской версии он скорее похож на зловредную старуху Шапокляк, но всё равно остаётся существом демоническим).

С другой стороны, в этой христоподобности Доктора есть и некий элемент пародийности. И в самом поведении Доктора, наполненным инфантильностью, самолюбованием, вредностью, ехидным презрением к «глупым и несносным людям», крайним эгоцентризмом, так что даже и непонятно, почему существо с таким характером раз за разом спасает отдельных людей и человечество в целом, разве что ради демонстрации крутости и ублажения чувства собственного величия. И в ещё больше степени в том, что несколько раз Доктор жертвует собой, идёт на Голгофу, умирает и воскресает… а точнее регенерирует в новом облике, оставаясь таким же инфантильным, эгоцентричным и далее по списку. Выглядит это, пожалуй, в чём-то как насмешка над христианской идеей умершего и воскресшего Бога, хотя не думаю, что это осознанная насмешка, скорее простое и понятное стремление как можно дольше продолжать снимать сериал, меняя актёров по мере необходимости. Но идею божественной природе Доктора и его роли Спасителя такой подход всё-таки немного… чуть-чуть… подрывает.

PS Спасибо всем, кто прокомментировал и лайкнул предыдущую запись о болезни, было очень приятно увидеть такую реакцию. Я уже чувствую себя вполне выздоровевшим до какого-то более-менее нормального уровня (другое дело, что я себя чувствую уставшим и разбитым почти постоянно, за исключением редких моментов, что уж тут поделаешь).

Житейское, Кино

Previous post Next post
Up