Посмотрел нетфиликсовскую версию «Ковбоя Бибопа», пребываю в лёгком недоумении (впрочем, я, кажется, вообще в последнее время постоянно пребываю в недоумении разной степени тяжести). Начать надо с того, что это типичный лайв экшн по аниме со всей спецификой данного жанра, а именно несерьёзностью, понарошностью и чрезмерной театральностью изображённого. Декорации вроде бы и достаточно проработанные, но не убедительные, актёры переигрывают и кривляются, спецэффекты довольно условные, да и вообще всё здесь несёт отпечаток условности. Причём это не то чтобы художественный приём в стиле «да, мы снимаем космическую фантастику со скудным бюджетом и делаем всё, что можем», как это было, например, в позднесоветском сериале «Этот фантастически мир» и не в стиле «мы позорный недуг - отсутствие бюджета - в достоинство обратим», как это принято в треш фильмах или, например, в немецком сериале по мотивам рассказов Йона Тихого (кстати, неплохой сериал вышел, хотя и подчёркнуто трешевый), это скорее подход в стиле «у нас тут ядрёный бурлеск с фэнскими примочками для анимешников, так чего же вы от нас хотите?» .
Но, повторюсь, для лайв экшена такой подход вполне привычен, по крайней мере, мне он встречался почти во всех такого рода фильмах за одним примечательным исключением, о котором я, наверное, напишу отдельно.
Сериал сохранил исходный сюжет о приключениях незадачливых космических охотников за головами на разных планетах и в разных жанрах, но значительно усилил линию с противостоянием одного из персонажей - Спайка Шпигеля и преступного Синдиката в лице очень крутого босса Вишеза. Надо сказать, что и в самом исходном сериале этот сюжет смотрелся довольно натянуто, как будто автору сценария надо было как-то закончить сюжет и он просто не смог придумать ничего лучше, чем типичная нуарная история о бывшем киллере, главаре мафии и роковой красотке, оказавшейся объектом их соперничества. Впрочем, банальность этой сюжетной линии в значительной степени искупалось харизматичностью персонажей, стильной анимацией и тем, что печальный итог истории укладывался в общую атмосферу сериала. В новой же адаптации сценаристы взяли всё то же самое, увеличили в несколько раз и очень резко опошлили, переведя в сюжет в пародийный формат.
Опасный и суровый синдикат теперь изображён как сборище бестолковых клоунов. Вишес из белокурой бестии, идущей по трупам к вожделенному величию, превратился в Тряпку-куна - постоянно срывающегося на крик, с кучей комплексов и проблемами с отцом. Роковой красотке Джулии в аниме-сериале не дали раскрыться; она время от времени возникала в видениях Спайка, где выглядела «ангелом чистой красоты», хотя потом, когда она ненадолго появилась в реале, стало ясно, что она не очень-то соответствует его представлениям, но как-то проявить себя она так и не успела. Здесь же она изображена молоденькой, глупенькой певичкой с кукольным личиком и неплохим голосом, в которую непонятно почему отчаянно влюбляются двое взрослых, видавших виды мужиков. При чём в ней нет даже намёка на ту роковую неотразимую притягательность, каковая должна быть основной чертой героини нуара по законам жанра, нет в ней ничего от Сирены, самой природой созданной для того, чтобы губить мужчин. Джулия в новом сериале просто мечется по экрану, ноет и драматично закатывает глаза, а ещё строит коварные планы, пытаясь манипулировать окружающими, но выходит у неё настолько нелепо, что её по идее сразу мог бы разоблачить школьник младших классов, не то что пожилой гангстер. (впрочем, эта версия Вишеса по уровню умственного развития соответствует его подруге, своего рода замена штампа «тупая блондика» на штамп «тупой блондин»). И даже когда в финале Джулия всё же преуспевает в своей игре, то это не потому что она изменилась, повзрослела и набралась опыта и смелости, а потому что все остальные вокруг неё перебили друг друга по дурости.
В принципе, такой подход к исходному материал имеет право на существование, хотя и не очень понятно, зачем создавать жанровую пародию на небольшой отрывок из общего сюжета аниме, который даже и не был чистым нуаром, а представлял собой смесь жанров. Проблема тут в другом. Во-первых, история Спайка, Вишеса и Джулии невероятно, безбожно затянута. Для сравнения - в передаче «Большая разница» сняли забавный скетч-пародию на боевики 90-х («По прозвищу Вячеслав» или что-то вроде того), с точно таким же сюжетом, как в новом сериале, мало того, даже с точно таким же финальным «вотэтповоротом». Только вот у них скетч длился восемь минут, причём в неспешном темпе, а в сериале эта линия занимает, если сложить отдельные отрывки, часа три как минимум, и это очень-очень скучно. Во-вторых, от пародии ждёшь, что она будет пусть и неловкой, и пошлой, но хотя бы местами смешной и остроумной (вот как фильмы про Остина Пауэрса, которые большей частью невразумительные, но есть отдельные очень хорошие моменты, ставшие мемами), здесь же нет смешного вообще ни капли, одна только неловкость и пошлость во всём. В долгих и унылых диалогах, в банальных до невозможности сюжетных поворотах, в отчаянно комикующих персонажах, просто сплошной провал, куда ни посмотри.
Ещё к слову о затянутости: в новом сериале, так же как и в аниме, предысторию Спайка, Вишеса и Джулии изначально раскрывается через диалоги, намёки и короткие вставки-воспоминания, и это смотрится вполне логично, благо рассказывать там особо и нечего, всё и так понятно, да и типично для жанра. Но перед самым финалом лайв экшен вдруг перепрыгивает на несколько лет назад и рассказывает во всех деталях, что же там всё-таки происходило. Целую серию, почти час, излагает всё ровно то же самое, о чём уже говорилось, и что было раскрыто целиком и полностью, и смотрится эта серия, опять же, очень и очень скучно. Я подозреваю, что такое прямое проговаривание сделано в маркетинговых целях, с пониманием того, что часть аудитории смотрит сериалы внимательно, отлавливая детали и реконструируя на их основе недосказанное и недопоказанное, другая же часть аудитории смотрит сериалы в фоновом режиме, занимаясь своими делами, и вот им нужно всё объяснять подробно, доходчиво и желательно повторять несколько раз. Понятно, что авторам сериала (а скорее даже не им, а продюсерам) хочется угодить и тем, и другим. Но такая избыточность изложения неизбежно роняет художественное качество произведения, и слишком уж явно демонстрирует коммерческую мотивацию студии.
Перечислив недостатки истории Спайка, Вишеза и Джулии, стоит отметить, что если отставить её в сторону и посмотреть на другие сюжетные линии, связанные с приключениями космических охотников за головами, то обнаруживается, что они вовсе не так уж и плохи. Да, там всё так же много понарошечности, пародийных кривляний, сортирного юмора, дохлых и пустых разговоров и дешёвых спецэффектов, но при этом есть внятное развитие, динамичные погони и драки, а также неплохо прописанное взаимодействие между Спайком, Джетом и Фей (с примкнувшим к ним псом Эйном, симпатичным малышом-корги, он тут вообще главное украшение сериала).
Образ Спайка, к сожалению, очень сильно подпорчен вовлечённостью в эрзац-нуарный сюжет, но отчасти реабилитируется при взаимодействии с Джетом и Фей. Видно, что он прячет искреннюю и глубокую привязанность к ним за демонстративным недовольством и брюзжанием. Видно, что он одновременно хочет рассказать Джету о своём прошлом и боится тем самым разрушить дружбу с ним. Видно, что он переживает из-за своего прошлого и с отчаянием смотрит в будущее. Да, этот образ во многом отличается от анимешного оригинала, но он вполне достоверен и хорошо раскрыт. Хотя мне так и осталось непонятным, зачем в лайв экшене так сильно состарили и Спайка, и Вишеса, при том, что ведут они себя явно не по своим годам.
Роль Джета в новом сериале существенно расширили, добавив ей ещё больше драмы, и у него появилась своя сквозная тема - блюзовая, тоскливая и безнадёжная, вполне в духе оригинального сериала. Джет теперь не просто бывший полицейский, ушедший со службы из-за недовольства коррупцией и беззаконием. Его предал и едва не убил бывший напарник, он потерял руку, положение в обществе и семью. Жена ушла от него к другому, и теперь Джет отчаянно пытается хоть как-то наладить отношения с ней и со своей дочерью. Но в финале его ждёт лишь точное повторение произошедшего в первый раз: предательство напарника, повреждённая конечность (только на сей раз не рука, а нога), распад новой «семьи» (а экипаж «Бибопа» он воспринимает именно как семью), и даже его родная дочь у него на глазах бежит за помощью к своему отчиму и зовёт того папой.
При этом, что самое обидное, Джет за всё время повествования сделал много глупостей, но ни одной подлости, отчего обрушившееся на него одномоментное всеобъемлющее крушение выглядит особенно несправедливым. Особенно на фоне параллели и противопоставления с историей Спайка. Ведь тот точно так же дважды теряет всё: друзей, любовь, работу, смысл жизни, но первый раз он расплачивается за то, что убивал людей по приказу Синдиката, а второй раз за то, что солгал Джету и за то, что бросил Джулию и не пытался её спасти. Спайк платит за свои грехи, Джет платит за то, что дважды доверял человеку, которому не следовало доверять, вот уж действительно блюз - это когда хорошему человеку плохо.
Да, историю Джета тоже рассказывают сначала намёками, а затем ещё раз показывают для невнимательных, и это тоже смотрится избыточно и ненужно, но тут уж хотя бы полсерии отвели под это дело, а не целую.
Сюжетная линия Фей Валентайн в новом сериале тоже вполне убедительная. Да, ход с амнезией и последующими попытками узнать о своём прошлом заезжен донельзя, но, с другой стороны, он ведь потому и так популярен, что всегда интересно наблюдать за тем, как персонаж восстанавливает свою жизнь и пытается понять, кто он такой на самом деле (а в сущности, есом посмотреть философски, разве не в этом состоит главная цель любого искусства - в том, чтобы познать самого себя). И тут тоже интересно наблюдать за тем, как Фей собирает кусочки мозаики из своей прошлой жизни, причём порой довольно неожиданные, например, узнаёт о своей сексуальной ориентации. Доходчиво прописаны её мотивы, показано, как она изменяется в процессе поисков, как знакомится со Спайком и Джетом, есть непростое развитие дружеских отношений, попытка стать единой командой, заканчивающаяся полной неудачей (что опять же - вполне соответствует духу оригинального сериала). Всё это выглядит не сказать чтобы уж прям «шедевр-шедевр!», но сделано просто на крепком профессиональном уровне.
Ещё есть очень даже неплохая серия, в которой появляется мошенница, притворяющаяся матерью Фей, а той приходится ей подыгрывать, чтобы получить доступ к информации о своём прошлом. И хотя появляющийся в этой серии оружейный барон в шубе - это просто какой-то сплошной фейспалм, а развязка сюжета - двойной сплошной фейспалм, но всё же здесь есть какой-никакой сюжет, есть развитие отношений между персонажами и неплохой (а по сравнению с основной сюжетной линией сериала так и вовсе отличный) юмор.
К тому же Фей оказывается единственной из основных персонажей, кто не только развивается, но и вырывается из постоянного хождения по кругу, по одним и тем же граблям, и в финале она радостно устремляется на поиски своего родного дома, исполненная надежд… Правда, кто смотрел оригинальный сериал, в курсе, чем закончится её поиски, и заранее её жалеют, но те, кто посмотрели только новый сериал, остаются с ощущением, что хоть для кого-то история закончилась на радостной ноте. Впрочем, как по мне, дальнейшая судьба Фей могла быть стать той единственное причиной, которая хоть как-то могла бы оправдать съёмки второго сезона. Особенно если бы авторы смогли выкрутиться и придумать для неё другое развитие сюжета, например, связанное с её лже-матерью или бурной волной романтических чувств, внезапно нахлынувшей на неё в одной из серий, тут есть куда развиваться, в отличие от историй Джета и Спайка.
Но, увы, вместо этого в качестве затравки ко второму сезону в финале показали дико кривляющееся нечто, которое должно изображать хакера Эда… и это плохо, совсем плохо, просто хуже некуда. Я вот разве что успокаиваю себя тем, что зрителю показали происходящее с точки зрения Спайка, причём в дупель пьяного, так что, может, это просто была галлюцинация. Впрочем, сейчас вроде говорят, что второй сезон решили не снимать, потому что первый не снискал высоких зрительских рейтингов, и полагаю, это к лучшему.
Да, ещё насчёт вызвавшего бурную дискуссию среди фанатов оригинального сериала изменения образа Фей Валентайн в сторону резкого уменьшения сексуальности и в одежде персонажа, и в, скажем так, строении фигуры играющей её актрисы. Так вот, мне это кажется скорее удачным решением. В оригинале гиперболизированная, на грани карикатурности сексуальность Фей нужна была для решения определённой художественной задачи: показать, как персонаж, введённый, казалось бы, исключительно для услаждения мужских взоров, постепенно превращается в полноценную личность со своей сложной, драматичной и неоднозначной историей. И то, как персонаж, сюжетно предназначенный, казалось бы, исключительно для шаблонно-заезженных амплуа «дама в беде» и «укрощенная строптивица», оказывается равноценен двум главным мужским персонажам, а, может, даже в чём-то их и превосходит (по крайней мере, Фей хотя бы к чему-то стремится, в то время как Спайк и Джет просто плывут по течению). А в лайв экшене её хотя и вводят сразу в первой серии, у Фей просто нет времени для полноценного развития (потому что это время съедено пародийной нуарной сюжетной линией). Да и если честно, я не уверен, что создатели этого сериала справились со столь тонкой художественной задачей, вообще, «тонкость» или там «деликатность» - это явно не про них.
Резюмируя впечатления от сериала: в нём есть отдельные удачные моменты, есть просто добротная профессиональная работа, что называется «не шедевр, но ничё так, сойдёт», но, к сожалению, также имеется очень много сомнительных сценарных решений и унылого несмешного дуракаваляния, а есть такие места, в которых хочется заорать: «что ж вы творите, ироды!». Не хочется заканчивать банальным «оригинал лучше», но тут правда по другому не скажешь:
ОРИГИНАЛ ЛУЧШЕ!!!!!!!!