Начну я свой рассказ о поездке в Турцию со Стамбула. Так чтоб уж сразу и неоригинально.
Вообще во всем, что касается этого города я на удивление банальна.
Я его люблю. Как тысячи других людей.
Люблю его растиражированные открыточные виды, его главные достопримечательности.
С первого же моего приезда он меня очаровал и никогда уже не разочаровывал.
Знаете, так бывает - когда что-то тебе удивительно подходит. Как идеально сидящая пара обуви. Надеваешь - и как будто всю жизнь носил, так хорошо на ноге сидит.
Так и Стамбул. Он подошел мне с первого взгляда, с первых часов. Мне в нем комфортно и приятно.
В мире есть несколько городов, в которых мне так же комфортно: Сидней, Лондон, Париж, Буэнос Айрес, Прага, Тбилиси. И Стамбул.
Ну вот. После этого пассажа все смогли оценить невероятную широту моих интересов и географию путешествий. Так что можно слезть с пьедестала и перейти к банальностям.
На самом деле он очень разный. Удивительно фотографичный во всем. От парадных дворцов и растиражированных видов до узких улочек и полуразрушенных зданий.
Итак, Стамбул...
Это конечно же Босфор. И две части света: Европа и Азия. И мост, соединяющий их.
А на берегу Босфора - дворец Далмабахче. Дворец османских султанов. Символ величия и упадка империи.
С непременными для дворца атрибутами - парком, фонтаном.
И очень выразительными скульптурами.
В самом дворце фотографировать нельзя. Да и не очень-то и хотелось. Что там фотографировать-то? Роскошь эту султанскую? Ковры да люстры, да гаремы всякие?
В еще один не менее значимый дворец Стамбула - Топкапы - я в этот раз заходить не стала.
В принципе он не сильно отличается от Далмабахче. Те же блеск и роскошь.
Буквально за дворцовой стеной - обычная улица с живописно дряхлыми домами.
Пройдя по ней попадаешь к следующей достопримечательности. Цистерна Базилика - одно из самых крупных и древних водохранилищ города.
Лучший способ отдохнуть от жары и суеты.
Здесь чудесно и очень медитативно.
Можно долго бродить среди подсвеченных столбов. Разглядывать рыб в прозрачной воде.
Можно дойти до головы медузы. Посмотреть в эти каменные ужасные черты лица.
А потом проделать весь путь обратно.
К солнцу, свету, городскому шуму.
Тем более что совсем рядом одна из главных достопримечательностей Стамбула - Голубая мечеть. Единственная в мире мечеть с шестью минаретами.
Самый растиражированный вид на открытках.
Но туда я не иду.
Я там была один раз - ничего интересного. Снаружи гораздо лучше. Тем более, что есть у меня один ритуал, без которого не обходится ни одна поездка в Стамбул.
Ритуал странный и необъяснимый в своей бесхитростности. Но так уж повелось с первого приезда.
Я покупаю кулек жаренных каштанов. Сажусь вот на этот газон. И просто сижу и ем каштаны и думаю о том, как прекрасна эта жизнь, когда есть солнце, каштаны и Стамбул.
Я смотрю на Голубую мечеть. Потом разворачиваюсь на 90 градусов и сморю на Айя Софию.
Вот туда я непременно зайду.
Чтобы в очередной раз посмотреть на это дикое смешение христианской и мусульманской культуры на отдельно взятом ограниченном пространстве.
Собор Святой Софии олицетворяет собой как бы все происходящее в Стамбуле: микс из Европы и Азии, целостность общих композиций и мелкие детали, неожиданным штрихом полностью меняющие картину.
А лики святых невозмутимо смотрят на минареты проглядывающие в окна.
Большинство фресок и мозаик были замазаны штукатуркой, поэтому сохранились до наших дней.
Что еще? Древние письмена на стенах. Вид на Босфор, если на верхней галерее подойти к окну и встать на цыпочки...
А больше всего в Айя Софие как ни странно, мне нравятся полы.
Парадные из разноцветных камней в центре собора.
И просто камни, утоптанные за сотни лет.
Ладно. Хватит Айя Софии. Последний взгляд на нее с любимого газона и дальше на улицу.
Мимо витрин. Впрочем мимо них пройти не просто. Особенно таким сладкоежкам как я.
Ну как пройти мимо этих горой наваленных рахат-лукумов и пирамид халвы.
А для тех, кто равнодушен к сладкому - лепешки с различными начинками. Выпекаются прямо на глазах у изумленной публики.
Подкрепились? Идем дальше. Через пролив. Из Азии в Европу. К Галатской башне.
Ее видно издали.
Но по мере приближения к башне она теряется в переплетении улочек. Пока вдруг не возникает прямо перед тобой во всей красе.
Впрочем, не на башню смотреть приходят сюда люди. А на виды, которые с этой башни открываются.
А потом снова из Европы в Азию. Чтобы еще долго бродить по околотуристическим и не очень туристическим улочкам.