Некоторое время назад я рассказывала,
как мы ездили в деревню, на папину родину. Так вот, наконец-то я могу закончить этот рассказ))
Домой мы поехали на следующий день, уже далеко после обеда.
Дорога наша снова пролегала через Суккулово, но на сей раз мы свернули вглубь села, чтобы посмотреть на местную церковь. По размерам она, правда, больше похожа на часовню, но на сайте Белебеевского благочиния её величают Храм в честь казанской иконы Божией Матери.
Окормляет храм иерей Константин Евдокимов. Приход образован в 2010 году (в ноябре 2010 г. зарегистрирована религиозная организация), стало быть, и достроена церковь была примерно к этому времени.
А интерес у нас возник не на пустом месте. Дело в том, что церковь эта появилась в большой степени благодаря нашему двоюродному дяде - Михаилу Николаевичу Глазунову. Он был инициатором строительства, и, соответственно, внес немалый вклад в финансирование. Не знаю доподлинно, сколько человек еще участвовали в этом деле, но он рассказывал, что мужики на селе спиваются, вот и решил он им работу придумать - затеял стройку.
Поскольку время было неурочное, на калитке висел замок, внутрь мы попасть не могли. Хотя Миша и дал нам координаты женщины, которая могла бы нас впустить, мы не стали её беспокоить.
Вид на деревню:
И, конечно, колоритный забор (мимо таких вещей я просто не могу пройти):
На следующий день после Троицы отмечается праздник "Березки", поэтому забор уже украшен березовыми ветками
В общем, здесь долго делать было нечего, поехали мы дальше. У дороги красиво цвел какой-то куст:
UPD. Маша подсказала, что это жимолость.
А следующая наша остановка была в селе Верхнетроицком Туймазинского района.
Среди дремучих тогда Белебеевских лесов, в 18 веке возникло это полураскольническое село. Здесь в 1752 г. горнозаводчиком Иваном Гавриловичем Осокиным был основан один из трех медеплавильных заводов братьев-промышленников Осокиных. Одновременно с заводом - в 1753-59 гг. - возводился и каменный храм.
Главный престол во имя Святой Троицы освящён в 1759 г. (дата освящения определяется храмозаветной грамотой, подписанной еп. Казанским и Свияжским Гавриилом). С 1760-х гг. заводы перешли во владение племяннику основателя - Ивану Петровичу Осокину, кой вероятно, и заканчивал обустройство церкви. 1773-74 гг. заводы были разорены пугачёвцами, после поражения восставших, восстановлены к 1777 г.
Архитектура храма типична скорее для времён первых Романовых. На двусветный кубический четверик, поставлен высокий вологодский восьмерик, с тонкими трёхчетвертными полуколонками по граням. Высокая шатровая колокольня также пришла, будто запоздав на столетие. Много ложных оконных проёмов. Изначально храм был покрыт лепным декором, нижняя часть отчасти рустовкой. Пристроенные приделы, а позже притворы к ним, исказили первоначальные стройные формы храма-памятника, утопив широкую и акцентную колокольню, в навязчиво распластанном нижнем этаже. На сей день храм является одним из древнейших сохранившихся в пределах Уфимской епархии, наряду с храмом с. Березовки, что под Уфой, (оба признаны выдающимися памятниками архитектуры XVIII столетия). Свято-Троицкий храм пребывает и в устоявшемся ландшафте: с северной стороны - пруд, создающий незабываемый вид с противоположного берега.
(Здесь и далее информация с сайта
http://verhnetroick.cerkov.ru/main-page/)
В 1837 г. Осокины продают три завода преуспевающему промышленнику греку Дмитрию Егоровичу Бенардаки и исчезают с исторической сцены. Около 1850 г. церковь несколько видоизменилась - пристроен северный придел, предположительно были заново оштукатурены все фасады, с утратой части лепных украшений. Боковые престолы - в честь Рождества Христова (по СКУГ-1873 - Иоанна Предтечи) и в честь св. мч. Леонида. Все три апсиды полукруглые. Пол в церкви выложен каменными плитами. Для преодоления раскола Бенардаки построил в 1855 г. в селе единоверческую деревянную же Троицкую церковь, простоявшую до ~1993 г. В 1864-66 гг. Верхнетроицкий завод за невыгодностью упразднён. В 1915 г. на ремонт Троицкого храма Императором Николаем II была пожертвована символическая «царская тысяча» (1000 руб.).
В 1930-е годы обе Троицкие церкви были закрыты. Вскоре попытались опрокинуть трактором колокольню кирпичного храма, неудачно. Храм полвека использовался под склад зерна, минудобрений, кузницу, миниэлектростанцию, гараж и мастерские МТС. Утрачена кровля, почти над всем храмом, окна, двери, полы, почти вся штукатурка, появились мелкие трещины в стенах, участки с сильным выщерблением кирпича. Церковь возвращена верующим в 1991 г. в полуразрушенном состоянии. Чудесным образом уцелел на колокольне стаканчик с маковкой, обшитой металлом и увенчанной стройным потемневшим крестом (случай в епархии уникальный). Он и по сей день неповреждённо смотрит на село с благословенной выси. На маковке есть отметины пуль.
Восстановительные работы проводятся с 1992 г., когда с открытием прихода начались и регулярные службы. Над трапезной (между колокольней и восьмериком) сделана двухскатная металлическая кровля. Восстановлены коробки, переплёты, решётки на окнах, изнутри выполнены штукатурные работы. Службы проводятся в зимнее время в северном приделе, в летнее - в главном храме. В 1994 г. установлены 9 колоколов, в 1997 - восьмеричок над храмовым куполом. Устроение кровли, приобретение и установка колоколов обусловлены помощью АО «Автоприбор» г. Октябрьского (директор Горбань В.И.). Большую помощь общего характера оказывал директор местного лесничества и депутат Юлашев И.С. Неоценима также помощь НПЦ по охране памятников (директор Бойко О.И.) и благочестивого мирянина Горбунова В.М.
Конечно, была бы я хозяйкой положения, я бы непременно обошла этот храм, а так пришлось довольствоваться видами с противоположного берега озера)) Но виды здесь весьма живописные.
Сделала несколько панорам.
Там на середине озера - лебедь. У меня с собой не было телевика, поэтому максимум, что могла выжать из китового объектива:
Ну, и последний взгляд на храм: