У меня в жизни есть не так много принципов, но есть определенные установки, как указатели, которые помогают в навигации. Их достаточно много, я хочу написать про один из них: "Нельзя никого ничему научить, можно только научиться
( Read more... )
Спасибо за эту запись. Я очень согласна с самой идеей "научить можно только того, кто способен научиться" и вашим пафосом ее изложения:) Но ни теоретически, ни для себя (а моему ребенку 2,3) не могу "окончательно" решить, насколько явно можно "провоцировать" и "подстрекать" любопытство и дерзновение ребенка. Вот здесь, мне кажется, очень любопытный пост про естественность и ненавязчивость в формировании интересов и ценностей ребенка. И комментарии тоже очень интересные. http://angerona.livejournal.com/1371647.html А вообще мне кажется, вот эта тема с "ранним развитием" - она сформирована не столько массовой волей родителей, сколько рынком. Это же "раннее развитие" - целая индустрия с огромными оборотами. Сформировавшая весь этот тренд "kid as a project". Убедившая родителей, что для "развития" детей нужны какие-то специальные "навыки и методики". В конечном счете, эта индустрия продает идею "успешного ребенка", в действительности же - продает индульгенцию на нулевую ответственность родителей за этот самый виртуальный "успех". Проще же (оказывается!) заработать денег и купить книжки-курсы-школы вне дома, чем осмысленно разговаривать с ребенком каждый день.
Спасибо за наводку, с большим интересом прочитала. И полностью согласна насчет индустрии. А что мне еще больше режет глаз, так это когда родители спорят от правильности или неправильности развития с точки зрения будущей успешности ребенка, уровня зарплаты и все такое. Как в одной известной цитате: "Мало найдется родителей, которым хватит смелости растить ребенка не успешного, а счастливого". Во взрослом мире что-то я вижу очень мало счастливых "успешных" людей, которых родители железной рукой двигали в напралении высоких зарплат, и довольно много успешных "счастливых" людей, которые жили в относительной свободе, не всегда выпускались из лучших школ, работали поначалу как могли и где попало, и вполне прорвались наверх, благодаря живому уму и знанию себя и людей. А ничто не помогает так познавать себя и людей, как внимательность родителя к интересам ребенка.
Я очень понимаю то большинство, которое предпочтет растить "успешного" ребенка. Все ж таки счастье - труднозамеряемая штука. Есть такая книжка - The geography of bliss. Она про попытки препарировать счастье. Так (хаха, кто бы сомневался!) оказывается, что его не только замерить трудно, но и предсказать, и рационализировать. А успех - другое дело. Есть сто разных шкал успеха, и денежная (а деньги ж нынче самый универсальный замерятель всего) - первая среди них. Конечно, все хотят делать ставку на успешность ребенка, полагая, что счастье - как-нибудь само приложится. Но мне удивительно то, что родители, выбирающие такую, ну, кондовую, что ли, стратегию воспитания, при этом полагают, что в ее основе лежат какие-то самые примитивные механизмы. То есть большинство родителей, "выращивающих" успешных детей, думают, что успех - он приз в игре-бродилке. И вот тот, кто быстрее будет к нему бежать, по пути подбирая с пола всякие полезные навыки и умения - тот им и завладеет. Как в Супермарио, который к приставкам Dandy прилагался:) А подозрения всякие о том, что успех - это еще и про волю, про смелость, про упорство, про так называемый социальный интеллект, которые одновременно с детскими курсами "бизнеса, риторики и нлп" (это не шутка, правда жизни, рядом с домом у нас реклама этой детской "школы" висит) освоить будет затруднительно, кажутся им лузерскими и крамольными. Увы.
Кстати да, помнится имела в папой долгую дискуссию о том, что абсолютно счастливы только клинические идиоты. Наверное, для меня важно вырастить ребенка, который будет счастлив сам с собой, то, что называют здоровая самооценка, ибо она есть залог и воли, и готовности трудится, и способности говорить нет, и способности переживать кризисы и неудачи, и способности искать себя и находить себя, и готовности заниматься чем-то еще, кроме себя, потому что с собой по большому счету все хорошо. Продолжая разговор в более взрослую тему, именно поэтому я очень не доверяю современным взрослым школам "помоги себе сам", потому что большинство из них не помогает именно в понимании и принятии себя, а только говорят, что внутренне счастливый человек должен быть ХХХ (позитивным, спокойным, уверенным), и мы выучиваем это, как очередной театральный акт, только от этого внутри счастливей не становится. И с детьми - то же самое, только есть редкая возможность помочь выстроить, а не заделывать дыру.
Я очень согласна с самой идеей "научить можно только того, кто способен научиться" и вашим пафосом ее изложения:)
Но ни теоретически, ни для себя (а моему ребенку 2,3) не могу "окончательно" решить, насколько явно можно "провоцировать" и "подстрекать" любопытство и дерзновение ребенка. Вот здесь, мне кажется, очень любопытный пост про естественность и ненавязчивость в формировании интересов и ценностей ребенка. И комментарии тоже очень интересные. http://angerona.livejournal.com/1371647.html
А вообще мне кажется, вот эта тема с "ранним развитием" - она сформирована не столько массовой волей родителей, сколько рынком. Это же "раннее развитие" - целая индустрия с огромными оборотами. Сформировавшая весь этот тренд "kid as a project". Убедившая родителей, что для "развития" детей нужны какие-то специальные "навыки и методики". В конечном счете, эта индустрия продает идею "успешного ребенка", в действительности же - продает индульгенцию на нулевую ответственность родителей за этот самый виртуальный "успех". Проще же (оказывается!) заработать денег и купить книжки-курсы-школы вне дома, чем осмысленно разговаривать с ребенком каждый день.
Reply
Reply
Но мне удивительно то, что родители, выбирающие такую, ну, кондовую, что ли, стратегию воспитания, при этом полагают, что в ее основе лежат какие-то самые примитивные механизмы. То есть большинство родителей, "выращивающих" успешных детей, думают, что успех - он приз в игре-бродилке. И вот тот, кто быстрее будет к нему бежать, по пути подбирая с пола всякие полезные навыки и умения - тот им и завладеет. Как в Супермарио, который к приставкам Dandy прилагался:)
А подозрения всякие о том, что успех - это еще и про волю, про смелость, про упорство, про так называемый социальный интеллект, которые одновременно с детскими курсами "бизнеса, риторики и нлп" (это не шутка, правда жизни, рядом с домом у нас реклама этой детской "школы" висит) освоить будет затруднительно, кажутся им лузерскими и крамольными. Увы.
Reply
Reply
Leave a comment