Барьеры общения

May 02, 2017 10:45

Вся наша жизнь - непрерывная череда взаимодействий с другими членами общества. Успешность общения с другими положительно сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека. Согласитесь приятно, когда общение протекает бесконфликтно, эффективно и с полным взаимопониманием? Всегда ли это происходит? Далеко не всегда. Даже мастера общения время от времени сталкиваются с непониманием или неприятием.

Всему виной т.н. барьеры общения. Это своего рода препятствия, возникающие в процессе общения и мешающие пониманию. Барьеры создают ситуацию напряженности и очень часто приводят к конфликтам и негативным эмоциям.

Барьеров общения довольно много, но все их условно можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные барьеры.

Психологические барьеры формируются на основе индивидуальных особенностей человека (темперамент, характер, система ценностей, установки и т.п.). Разнообразие психологических барьеров затрудняет их осознание и своевременное устранение.

- Психологические барьеры могут проявляться в разнице эстетического восприятия. Неприятный внешний вид собеседника, его манеры, одежда иногда мешают сосредоточиться на беседе и поддерживать разговор.
- Интеллектуальная разница выражается в разном уровне интеллектуального развития, скорости и типе мышления. Общение с невеждой чаще всего вызывает раздражение, которое не способствует взаимопониманию.
- Разность целей у собеседников вызывает мотивационный барьер.
- Этический барьер основан на разности системы ценностей, нравственной позиции собеседников.
- Установки также мешают объективному восприятию партнеров по общению. Вступая в процесс общения, мы уже имеем определенную установку по отношению к собеседнику и воспринимаем все слова и действия партнера через призму этой установки.
- Еще один, возникающий довольно часто психологический барьер - плохое настроение или физическое недомогание. В этом случае у человека отсутствует всякое желание и стремление к поддержанию эффективного общения.


Вторая группа - коммуникативные барьеры. К ним относятся любые языковые непонимания.

- Семантические. Собеседники в одно и то же понятие вкладывают разное значение. Например, активный образ жизни один может понимать как регулярные занятия спортом, а другой понимает как участие в общественной жизни (участие в благотворительных акциях, помощь нуждающимся и пр.).
- Логические. В речи человека наблюдается подмена понятий, отсутствует четкое изложение мысли из-за чего восприятие смысла затрудненно.
- Фонетические. Чрезвычайно мешает пониманию речи нечеткая дикция собеседника.

Коммуникативные барьеры наиболее очевидны и потому их легче устранить.
С психологическими все гораздо сложнее. Они редко осознаются, распознаются и контролируются. Но пытаться все же стоит. Что делать?

1. Для начала нужно хорошенько изучить самого себя. Отличное знание своих установок и комплексов уже хороший задел для внутренних изменений.
2. Хорошим помощником в борьбе с психологическими барьерами будет понимание того, что другой человек, каким бы близким он ни был, не всегда соответствует нашим ожиданиям. И у него есть право думать и чувствовать иначе. Понимание и принятие этого факта снижает барьеры и благоприятствует эффективному общению.
3. Еще один верный способ снизить психологические барьеры - это практика. Любое общение должно приносить пользу. Наблюдение и анализ характерных слов, эмоциональных реакций на разные события, манера поведения, жесты, мимика дает ключ к пониманию внутреннего мира человека. Чем больше "фишек" мы узнаём, тем успешнее выстраивается наше дальшнейшее общение.

Успешное общение возможно и не так сложно. Главное вовремя осознать, какой из барьеров мешает и стараться его устранить. Но основное - это, конечно, практика.

саморазвитие, барьеры общения, общение, психология, установки, конфликты

Previous post Next post
Up