Я боюсь утечки газа,
Я боюсь дурного глаза...
И того, что я без слуха
А меня попросят спеть.
Е. Горбовская
Детская тревожность не всегда вовремя может быть замечена. На фоне ребят активных, эмоциональных, привлекающих к себе внимание, «тихоня» может быть не заметен. И действительно, зачем обращать внимание на того, кто спокойно сидит на уроке, не шалит дома и в гостях, прилично ведет себя в общественных местах? Часто про таких говорят «воспитанный ребенок». Но так ли это на самом деле? Быть может за этой воспитанностью скрывается застенчивость, тревожность. Порой именно таким детям труднее всего адаптироваться к новой ситуации, привыкнуть к новым людям, чем их более активным уверенным в себе сверстникам. Довольно часто такие «тихони», даже обладая некоторыми способностями, остаются в тени. Взрослые же в общении с тревожными детьми, стараясь придать им уверенности, совершают множество ошибок.
При общении с тревожными детьми необходимо соблюдать определенные правила:
- Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Дайте почувствовать ребенку ваше спокойствие и доброжелательность.
- Чаще дарите ребенку позитивные эмоции и прикосновения в соответствии с его возрастом.
- Избегайте соревновательных мероприятий и какой-либо деятельности на скорость.
- Замечайте положительные изменения в ребенке и никогда не сравнивайте его с другими.
- Любую критику начинайте и заканчивайте с положительных моментов.
Тревожность бывает не всегда сразу заметна, и ее сложно вовремя распознать. Но если не обращать внимания на проблему детской тревожности и не решать ее, это вызовет множество проблем во взрослой жизни.
Взрослый человек, испытывающий тревожность менее успешен, до конца не использует свои возможности, ему бывает сложно принимать решения, брать на себя ответственность.
Поэтому задача взрослых создать такие условия, при которых ребенок сможет эмоционально раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, реализовать свой внутренний потенциал и освоить навыки общения в любых ситуациях.