История памятного места в переплете веков и сегодняшних событий

Jun 27, 2014 19:24

Удивительным все-таки образом жизненные события, разные обстоятельства переплетаются иной раз со знаменательными датами.
Два дня назад на мероприятии в Домжуре взяла полистать "Московскую перспективу" и надо же - в преддверии Дня выпускника увидела вот эту фотографию:-)




Наверняка немногие студенты и выпускники и Москвы, и других городов нашей необъятной Родины могут констатировать, что их студенческие годы прошли в не менее прекрасном по своей архитектуре здании...;-)

Так выглядел родной ИАИ в 1895-1910. Приятно, что с тех пор почти ничего не изменилось. Деревьев вот только поубавилось:-)) И это здорово ощущалось во времена июльской жары начала 2000-х. Дело-то было в самом центре Москвы, в 5-ти минутах от Кремля. Вот и аватарка к публикации самая очевидная. Только башня не Никольская.


А вот так, видимо, еще раньше и с фасада.


Статья тут же, кстати, очень интересная. Для тех, кто не в курсе, рассказывает, а тем, кто знает - напоминает о том, что когда-то, в далёкие времена, а точнее в 1553 г. на Никольской улице был основан Печатный двор, где Иваном Федоровым была напечатана первая или одна из первых книг в России - "Апостол" - подлинный шедевр русской первопечатной книги, работа над которой продолжалась 320 дней. Книга напечатана на французской проклеенной бумаге и содержит 534 страницы, 48 заставок с лиственным орнаментом, 22 буквицы и гравированный фронтиспис - фигуру евангелиста Луки в триумфальной арке. Издание, предположительно напечатанное в 2000 экземпляров, превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова.

Облик того здания, построенного в 1550-е годы, где была напечатана книга, в истории не сохранился. Но известно, что фасад Печатного двора украшали хорошо знакомые всем студентам и выпускникам ИАИ, изображения льва и единорога (символы царской власти и премудрости). Знакомы, потому что и сегодня видим их над дверями здания ВУЗа, а в 1815 г. - тоже типографии, построенной на том же месте.

Кстати, сама откуда-то слышала или читала, что знание наше - 1812 г. И было это еще во времена студенчества, потому как однажды случайным образом немного поработала экскурсоводом по нашему институту. Тогда в гости приехали студенты костромского филиала РГГУ. Я тогда была знакома с руководителем филиала и бывала там, когда отдыхала в Костроме два лета подряд. Он и попросил немного рассказать о нашем красивом здании.
Видимо где-то в истории есть расхождения, потому как тогда, ведя студентов по узким коридорам института - свою первую небольшую экскурсию, говорила про постройку здания в 1812-м году.

Итак, Печатный двор существовал в старом здании полтора века. За это время здесь было выпущено 700 изданий. За полтора века постройки обветшали и часть зданий разобрали.
При Петре I учреждение перепрофилировали в Синодальную типографию. Архитекторы А.Н. Бакарев и И.Л. Мироновский спроектировали для нее неоготическое здание.

Позади главного корпуса, фасадом обращенного на Никольскую улицу, до наших дней сохранились фрагменты других зданий Печатного двора допетровских времен. Одно из них стоит на фундаментах начала XV столетия - настоящий археологический раритет!

Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872-75 годах архитектор Николай Андреевич Артлебен - один из пионеров архитектурной реставрации в России. По его проекту возведён наш великолепный теремок - настоящее чудо с нарядным, богато декорированным в формах XVII века шатровым крыльцом и полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев). Там-то и находится Правильная палата или как сказали сегодня, корректорская.



В наши дни - вот так.



Синодальная типография в XIX - начале XX века была одной из лучших и крупнейших в России. Она обладала прекрасным набором шрифтов, среди которых были даже коптский и сирийский, а продукция типографии отмечалась высокими наградами на престижных выставках.

После революции типографское оборудование вывезли, а в этих стенах расположилось Центральное архивное управление и с 1931 г. Историко-архивный институт.

С одной стороны, жаль, конечно, что типография прекратила тогда свое существование в этих старинных стенах, но с другой стороны - снова удивительное событийное и жизненное переплетение. Но уже для меня самой - не типограф или типографщик, но к этому делу, пройдя через годы делопроизводственной практики, имею прямое отношение;-)

В публикации использована статья "Город в переплете", газеты "Московская перспектива", № 24 (1019).
А также информация из Википедии.
Фото www.pastvu.com
Нижнее фото - Google.

городской пейзаж, обучение, журналистское, жизненное, рабочее, Москва

Previous post Next post
Up