За Нарвской заставой (часть 1)

Jun 28, 2010 03:05



Моя поездка в Кировский район 5.06.2010

Куда отправиться в солнечный, но не очень тёплый субботний день? Многократно перебрав в уме все районы Петербурга, включая пригороды, я вдруг понял, что не тянет решительно никуда. Старость?.. Нет, так не годится! Надо ехать!

Наконец, выбор сделан. И вот уже метро везёт меня с северо-востока на юго-запад...




- 1 -

В подземном зале станции "Нарвская", довольно малолюдном, я "застрял" надолго, словно в музее. Горельефы, размещённые на углах пилонов, изображают людей разных профессий. Хорошее пособие для школьника, выбирающего, кем быть; да и взрослому занимательно.

Вот как, например, представлены специалисты в области архитектурного искусства.

К некоторым скульптурам подход загромождают какие-то утилитарные загородки, но, поскольку все изображения повторяются раза по 3 в разных частях зала, проблем с ознакомлением нет.


Центральный зал станции метрополитена "Нарвская"
(фрагмент иллюстрации из альб. "Архитектура Ленинграда", © ГИ лит-ры по стр-ву и арх., 1957)Запечатлённая мной скульптурная группа, кстати, и здесь попала в кадр.

В наземном вестибюле меня приятно поразило состояние интерьера, а именно: белые пластиковые кабель-каналы, в которые обычно прячут провода, ведущие к видеокамерам, светящимся рекламным щитам и прочим современным примочкам, оказались почти не видны! Какие-то добрые люди аккуратно их покрасили тёмно-бордовым, под цвет стен! Обычно сия продукция крепится к стенам классических построек, в том числе мраморным, с чисто варварской непосредственностью. Покраска, конечно, паллиативная мера - но всё-таки отображает пробуждение эстетического чувства у части населения, а значит, не всё потеряно.
     Интересно, как обстановка на ст. "Кировский завод" и "Автово"? В последние годы меня от состояния их наземных залов просто перекашивало, хоть тёмные очки надевай.

- 2 -
     Короче, вышел я на поверхность в мажорном настроении. Здания на пл. Стачек, где я не был много лет, оказались все на месте, чему я тоже был рад несказанно. Фотографировать, однако, не посчитал возможным - фасады искажены налепленными на них бесчисленными светильниками, предназначенными для вечерней т.н. "художественной" подсветки, так что судить о нюансах архитектуры стало неудобно и неинтересно. Лучше это делать по старым фотографиям и видовым альбомам.
     Судя по плану Ленинграда 1925 г., здесь, перед Триумфальными воротами, находился Таракановский мост через речку Таракановку (приток Екатерингофки). То есть протекала она примерно там, где сейчас подземный переход. Засыпана в 192.. году (была "узкая и грязная").
     Справа - старая банка для сахара, из рисунка на которой я в детстве впервые узнал, как выглядит метро "Нарвская". Недавно жена посоветовала выбросить, да пока вот рука не поднялась.

В своё время всеми средствами пропагандировался образ Ленинграда как города, где чтутся традиции классической архитектуры.

Предвидя вопросы, скажу по секрету, что на обороте - павильон станции "Кировский завод", а на задней стенке - эмблема з-да эмалированной посуды №1.


     При взгляде от Нарвских ворот на запад в просвете между русским "теремком" и американским "макдональдсом" можно заметить вот такое монументальное здание с колоннами. В путеводителях оно не упомянуто, так как находится на охраняемой территории за забором с колючей проволокой. Наверно, чтоб целее было.

     На всякий случай я запечатлел его ещё раз, подойдя поближе. Слева в кадр попал фрагмент конструктивистского Кировского универмага, а точнее, совмещённой с ним фабрики-кухни. Фабрик-кухонь в Ленинграде изначально насчитывалось 4 (плюс ещё одна на Уральской), и эта была якобы лучшая. Жаль, теперь уж не проверишь.
Кировский универмаг, фото 1988 г.


- 3 -
     К западу от пр. Стачек (бывш. Петергофское шоссе), в направлении бывш. Волынкиной деревни простирается сеть тихих улочек с малоэтажной застройкой. Давно собирался посетить этот необычный район, и вот, наконец, выбрался. На астрологической карте эти кварталы отмечены знаком Водолея - то-то ещё в молодости я чувствовал сюда неосознанное влечение.

Понятно, что надо было приехать хотя бы 10 - 20 лет назад. Разумеется, эпидемия варварских "стеклопакетов" и стальных дверей проникла за это время в каждый городской уголок. Но лучше приехать поздно, чем никогда.

Увидел, в общем, то, что ожидал. Ничуть не разочарован - даже наоборот, всё могло оказаться гораздо хуже... Если мысленно убрать эрзац-окна и немногочисленные более современные дома, нарушающие ансамбль, то места эти смотрятся почти как райские.

Колоритный двухэтажный домик на углу улиц Промышленной и Косинова, вид со двора.

Конечно, левую часть этой фотографии с красной машиной следовало с негодованием отрезать, но... Во-первых, я пожалел живописно возлежащего на переднем плане кобеля, а во-вторых, до чего же характерно вот это сочетание грубых металлопластиковых окон и припаркованной под ними иномарки цвета огнетушителя. До чего это типично ПО-НОВОРУССКИ; будь я Пелевин - уже рассказ бы написал о владельце всей этой роскоши. Машина, заметим, поставлена откровенно на газон - на том месте, где вполне можно бы завести палисадник с мальвами на радость себе и соседям... Прости нас, Господи, - не ведаем, что творим.


При взгляде на плачевное состояние карниза мне вспомнилась недавняя запись в журнале архитектора А. Рогожникова:      «Восстановить, повторить самое простое лепное украшение сегодня - это элитный уровень строительной работы, стоящий очень дорого. То, что раньше изготавливалось промышленным способом, что делалось руками простых штукатуров, выпускавшихся сотнями в техникумах и училищах, сегодня область деятельности реставраторов... Вся лепнина и штукатурка, которая еще осталась в городах - это последнее. Больше такого не будет. К сожалению, понимание того, что это памятники, придет к большинству людей лет через сорок, когда от массовой советской застройки останется по десятку домов на город».

Говорят, я намеренно снимаю в Петербурге "всё плохое" - специально, чтоб "охаять" наш прекрасный город, губернатора, премьера и вообще Россию (по заказу тех, кто стремится её развалить).
     Клевета. Приношу извинения за приведённый выше кадр, это случайность, дальше будет только хорошее!!!

- 4 -

Прекрасный город Будущего, город Мечты... Не скажу, что он должен выглядеть именно так.
Но вообще-то уже похоже! Ул. Косинова, 9 / ул. Гладкова, 9.

Ничего особенного? А рамы-то ещё настоящие, деревянные, все четыре! Случай редкий.
Ул. Гладкова, 12.

Здесь я посчитал своим долгом запечатлеть чудом сохранившуюся деревянную дверь.Позарастали, однако, стёжки-дорожки, ведущие к парадному подъезду!
Ул. Гладкова, 14.
Сквер у перекрёстка улиц Оборонной и Турбинной
(это во дворе конструктивистского здания, известного как Нарвский (по др. книге - Кировский) профилакторий, впоследствии б-ца им. Володарского).     Далее мне снова встретились старые двери - пережиток времён, когда дверь, как и окно, считалась элементом архитектурного образа и подбиралась по стилю, а не только по размеру, как сейчас. Снято на улицах Зои Космодемьянской и Севастопольской. Жаль, время теперь сложное - парадные подъезды заколочены, и жильцы пробираются в дома через что-то другое.



Ниже - ещё несколько "идиллических" видов, всё это тоже Севастопольская улица (бывш. 3-я Турбинная). Я шёл без плана и системы - куда глаза глядят, поэтому простите, если незаслуженно обошёл вниманием другие окрестные достопримечательности. К наиболее старым относятся, наверно, 4-этажные корпуса Турбинного жилмассива (1929-1933). Однако, они смотрятся гораздо более уныло, чем 2-3-этажные домики классического стиля, во множестве сооружённые здесь, надо полагать, в 1946-1948 годах. В те годы многие жилые дома строились силами военнопленных - не исключено, и эти тоже. Подтвердить не могу, как и опровергнуть. В советских путеводителях про показанный уголок города толком ничего не написано.






ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Классицизм, Наш город, Архивъ

Previous post Next post
Up