Где куклы так похожи на людей…

Feb 18, 2012 19:27


Несколько лет назад меня пригласили поработать переводчиком в одну ювелирную фирму. Так я познакомилась с необыкновенным человеком - Кристианом Байи, который открыл для меня удивительный, сказочный мир игрушек для взрослых людей. А мне захотелось рассказать о нем другим. Так появилась эта статья.

Автомат, автомат-андроид… Слова, которые кажутся абсолютно не совместимыми с понятиями искусства, с предметами антиквариата. И, тем не менее, именно так называются прелестные изящные вещицы, снабженные искусными механизмами, которые приводили в восторг и вызывали изумление королей и философов. И если часы - а их также можно отнести к разряду автоматических устройств - приносили несомненную практическую пользу, эти чудесные устройства не имели ни малейшей утилитарной ценности.
Андроидные механизмы как творение рук человеческих «расположены на перекрестке науки, техники, искусства и философии». Они могут восхищать своей филигранной красотой, хитроумным техническим устройством, порой внушая суеверный страх попыткой бросить вызов самому Творцу - создать искусственного человека. «Мы будем как боги, - еще в XVI веке провозглашал врач и естествоиспытатель Парацельс. - Мы повторим величайшее из чудес господних - сотворение человека!»

Первые сведения о механических людях и животных относятся ко временам античности. Самыми известными были механические птицы, сидящие на ветках или пьющие воду из чаши фонтана, изобретенные мастером Героном из Александрии, который для «оживления» птичек использовал законы гидравлики, системы сифонных труб и сообщающихся сосудов.
История автоматов очень тесно связана с историей часов. В руках опытных и одаренных воображением мастеров возникали выдающиеся произведения, отличающиеся не только красотой и роскошью отделки, но и оригинальной функциональностью.



Часы "Диана с кентавром". 1600-1610. Мастер М. Майер. Германия.


Бронзовые водяные часы, изготовленные в период 799-807 гг., которые Гарун-аль-Рашид послал в подарок Карлу Великому, каждый час провозглашали звуковым ударом металлического шара, а в полдень у часов открывались ворота и из них выезжали рыцари. Часы с автоматами были широко распространены в эпоху средневековья: бронзовые или деревянные человечки - «жакемары» - отбивали молоточками время в старинных часах на верхушках колоколен. Нередко движущиеся фигуры напрямую соединялись с часовым механизмом, как, например, на часах страсбургского собора с 12 фигурами и поющим петухом. Подобные же часы можно увидеть в Любеке, Нюрнберге, Праге, и т.п.
Эпоха Возрождения, которая сопровождалась возвратом к античному искусству, античной философии и науке, воскресила и интерес к механике, построенной на основе достижений Архимеда и Герона. Растущий интерес к механике и механизмам отразился и в творчестве Леонардо да Винчи. Среди прочих его затей, был автоматический лев, который вышел навстречу королю Людовику XII во время его визита в Милан. Широко применялись механические люди и животные для устройства и декорирования фонтанов царственных садов и парков.



С другой стороны история автоматов-андроидов самым непосредственным образом связана с пластическими искусствами. Еще около 1280 года некий монах-доминиканец сконструировал в Кельне первую модель человека в натуральную величину из металла, дерева, воска и кожи. Наряду с этим продолжалось изучение устройства тела человека, его анатомии. Для студентов-медиков, для практикующих хирургов были созданы неподвижные куклы, функционирование внутренних органов которых наглядно демонстрировали «внутренние автоматы». Известность приобрела анатомическая модель некой Мадемуазель Виерон, которая в движении воспроизводила процесс родов.
Появлением идеи создания искусственного человека мы во многом обязаны французскому математику, физику и физиологу Рене Декарту, который в своих трактатах проводил аналогии между человеком и механизмом, моделируя природные законы, управляющие мирозданием, по типу законов механики. Другой ученый XVII века, Готфрид Лейбниц, видел разницу между машиной и живым существом лишь в сложности устройства «органической машины», даже душу он описывал как бесконечно сложный «нематериальный автомат».
XVIII век не случайно называют золотым веком автоматов-андроидов. Эта эпоха, в которой доминировал дух учености, а точнее биомеханическая концепция человеческого существа, породила многочисленные искусственные создания, которые пытались до малейших деталей копировать естественный прототип. Механические люди и животные создавались механиками и часовых дел мастерами, интересовавшимися, помимо всего прочего, медициной и естественными науками. Их целью было не развлекать праздную публику, но содействовать развитию науки и техническому прогрессу, работая в содружестве с медиками и хирургами при разработке различных искусственных органов.



Самым знаменитым создателем автоматов считается уроженец Гренобля Жак де Вокансон (1709-1782). В нем рано обнаружились способности разбираться в самой тонкой механике, он без труда чинил часы своим соседям и знакомым. Как маленький волшебник он справлялся с самыми сложными хронометрами. Затем юноша отправился в Париж, где обучался музыке, анатомии, физике и механике. В 1728 году по совету Франсуа Кенэ, хирурга Парижской Центральной больницы, он замыслил своего первого андроида, желая, таким образом, создать наглядное пособие для изучения анатомии человека.



В 1733 году Вокансон приступил к реализации необычного проекта, сочетавшего в себе искусство с последними достижениями науки и техники. Он сконструировал своего «Игрока на поперечной флейте», сделав деревянную копию с мраморной статуи фавна скульптора Антуана Куазевокса. Эта кукла, в человеческий рост (1 м 78 см), восседала на камне, установленном на цоколе высотой в полтора метра (где и располагался сложный механизм, управляющий андроидом) и исполняла на флейте 12 различных мелодий. При этом «Флейтист» действительно извлекал звуки из музыкального инструмента с помощью струи воздуха, вырывающейся изо рта автомата, его губы и небо двигались подобно губам живого человека, а пальцы двигались по отверстиям флейты. 11 февраля 1738 года Вокансон показал своего андроида публике, устроив выставку в зале Hôtel de Longueville и, несмотря на высокую цену входного билета, поток зрителей был нескончаем, «Флейтист» и его творец имели оглушительный успех.



"Флейтист, игрок на тамбурине и утка". Мастер Ж.Д. Вокансон. Гравюра XVIII в.

Годом позже Вокансон создал «Игрока на тамбурине» и знаменитую утку с оперением из золоченой меди, которая отыскивала себе пищу и клевала ее, била крыльями и переваривала съеденное… или, по крайней мере, имитировала этот процесс: «результатом пищеварения» была, по всей видимости, заранее сваренная каша из зерна. Но какое это имеет значение, если зрелище эффектное и наглядное, а успех грандиозный! Когда парижская публика пресытилась, и поток посетителей уменьшился, Вокансон организовал триумфальное путешествие по городам Франции, Италии и Англии со своим удивительным трио. Гений механики, ученый и медик, воспитанный Вольтером, прославленный энциклопедистами, теперь он получал доход как организатор ярмарочных развлечений!
Вскоре Вокансон потерял интерес к автоматам-андроидам, в 1741 году - с целью реорганизовать шелковую индустрию Франции - он был назначен главным инспектором Королевской Шелковой Мануфактуры, для которой, среди прочих инноваций, он сконструировал первый автоматический ткацкий станок (впрочем, в штыки принятый рабочими мануфактуры). В 1743 году чудо-автоматы Вокансона были выставлены на продажу. По некоторым сведениям «Утка» сгорела в 1879 году при пожаре в Музее Нижнего Новгорода; музыканты-андроиды, вероятно, обветшали и сломались, во всяком случае, их следы затерялись где-то в середине XIX века.
В XVIII веке - после успеха вокансоновского флейтиста - автоматические андроиды стали производиться в большом количестве. Два швейцарских часовщика, отец и сын Жаке-Дроз, приобрели международную славу, выставив в 1783 году в Париже на всеобщее обозрение автоматы собственного изготовления.



Писец. Рисовальщик. Музыкантша. XVIII в. Мастера П. и А.-Л. Жаке-Дроз и Ж.-Ф. Лешо. Музей Нейшател. Швейцария.

Ангелоподобные детишки - «Писец» (1772) и «Рисовальщик» (1774) - заставляли публику глазеть на них, разинув рот от изумления и восторга. Маленький писатель (его рост не превышал 70 см) окунал в чернильницу гусиное перо, встряхивал его пару раз, и подводил руку в начало страницы и замирал. Тут необходимо было нажать на рычажок, чтобы он начал писать, причем содержание текста можно было «программировать» - лишь бы он не превышал 40 букв. При написании слов «малыш» старательно выводил с нажимом тонкие и толстые черточки букв. Написав несколько строк, он ставил точку и вновь замирал.
А вот как описывает историк работу рисовальщика: «На листке появляется собака. Человечек с видом знатока осматривает свою работу. Затем он сдувает с листа пыль, вносит несколько последних штрихов и на мгновение останавливается. Затем он быстро пишет снизу: «Мой песик». Кроме того, ребенок не без блеска изображал на бумаге портреты Георга III, Людовика XV, Людовика XVI и Марии-Антуанетты, другой рисунок изображал Купидона и мотылька.



Не меньшей популярностью пользовалась и «Музыкантша» Жаке-Дроза, которая могла играть и на клавесине, и на органе, ее руки были настоящим чудом механики - изящные тонкие пальцы дамы двигались с удивительной свободой и легкостью. «Музыкантша» не только играла пять различных мелодий, но и держала себя, как настоящая пианистка: перед началом игры она осматривала ноты, делала рукой некоторые предварительные движения, во время же самой игры ее глаза и голова следили по нотам. Грудь ее вздымалась и опускалась, в такт «дыханию». По окончании каждой музыкальной пьесы, она благодарила публику наклоном головы.

В 1779 году аббату Микалю удалось создать «говорящие головы», которые могли произносить несколько фраз, имитируя диалог. Швейцарские конструкторы Майардэ предложили настоящие инсталляции из автоматов. Наконец, Рентген, краснодеревщик, создатель мебели с механизмами, которую обожала Мария-Антуанетта, сконструировал для королевы вместе с Кинцингом, элегантную «Гусляршу».



"Гуслярша". XVIII в. Мастера Д. Рентген и П. Кинциг. Париж. Музей Искусств и Ремесел.



"Гуслярша". Механизм.

Совершенно другими были автоматы XIX века: наибольшее развитие получают самодвижущиеся машины, ходячие и танцующие куклы, механические «живые картины», часы с самодвижущимися фигурами, музыкальные шкатулки и табакерки с поющими и машущими крыльями птичками. Буржуазный мир, подчиняясь законам индустриализации общества, больше не обременял себя философскими претензиями. Медицина выбрала другие пути для своего дальнейшего развития. Автоматы больше не служат научным целям, теперь они - для развлечения или украшения интерьера.



"Ловкая Фокусница". XIX в. Мастерская Ж.-Э. Декан. Коллекция Ж. Дамио. Франция.



"Негр-барабанщик". XIX в. Мастерская Ж.-Э. Декан. Коллекция Ж. Дамио. Франция.



"Зюльма, заклинательница змей". XIX в. Мастерская Ж.-Э. Декан. Коллекция Ж. Дамио. Франция.



"Человек с масками". Конец XIX в. Мастерская Рулле-Декан. Коллекция Ренар. Франция.

Любимыми стали радующие взор или вызывающие смех сюжеты: клоуны, жонглеры, фокусники, акробаты. Людям нравится экзотика - автоматы охотно демонстрируют им чернокожих персонажей. Снабженные относительно простыми механизмами, эти автоматы, даже если они достаточно правдоподобно передают музицирование или пение, только делают вид, что поют или играют на музыкальных инструментах. Мелодии за них исполняют маленькие музыкальные ящики, снабженные механизмом с гребенкой, изобретенным в 1796 году женевским часовщиком Антуаном Фаврэ.



"Музыкантша". Начало ХХ в. Коллекция Ж. Дамио. Франция.



"Плакса". Ок. 1890. Мастерская Ламбер. Коллекция Ренар. Франция.

В начале ХХ века в огромном количестве появились незатейливые механические игрушки из жести и других недорогих материалов. Эти дешевые автоматы, тем не менее, очень трогательны и пользуются большой популярностью у коллекционеров.
Традиции механических автоматов сегодня почти забыты, поскольку арсенал возможностей, предоставляемых современными компьютерными технологиями, практически безграничен. Старинный автомат является на наш пресыщенный взгляд лишь простой игрушкой или предметом коллекционирования. Далеко то время, когда металлическая утка могла повергнуть в изумление задумчивых философов… В наше время уже трудно чем-то удивить, сегодня самая обычная кукла из супермаркета умеет и смеяться, и плакать, и говорить...
Но очарование автоматов не утеряно. Есть люди, которые до сих пор попадают под их чары, продолжают изумляться плодам искусных рук человеческих, способных вдохнуть жизнь в механическое существо. В 1965 году 24-летний парижанин Кристиан Байи решил заняться антикварной торговлей на «блошином рынке» французской столицы. Однажды ему в руки попала любопытная механическая вещица, которая произвела на него колдовское впечатление - по его словам, это было как любовь с первого взгляда. Именно она положила начало его необыкновенной коллекции чудо-автоматов и механических игрушек XIX века, которые он разыскивал со страстью и настойчивостью по всему миру. Показывая эти автоматы в действии и реставрируя своими силами неисправные, он сумел разгадать секреты мастеров, производивших занятные механизмы. Одновременно он собирал сведения о создателях автоматов, устанавливая авторов порой безымянных произведений.
Одним из мастеров, привлекших внимание К. Байи, стал Жакоб Фризар, работавший в тесном сотрудничестве со знаменитыми часовщиками Пьером и Анри-Луи Жаке-Дроз и их помощником Жаном-Фредериком Лешо. Фризар стал выдающимся мастером в производстве механических певчих птиц, создавая чудесные вещи для мастерской Жаке-Дроз и во многом способствуя их известности. Результатом его сотрудничества с Лешо стали некоторые технические инновации, такие как автоматическая застежка медальона в табакерках. Однако пришло время, когда Фризар захотел добиться известности самостоятельно. Покинув мастерскую своих учителей, он демонстрировал и пытался продавать свои изделия новой знати наполеоновской эпохи, включая самого Бонапарта. К сожалению, финансовая ситуация во Франции в то время не благоприятствовала его стараниям, да и мода на подобные безделушки, увы, миновала. Подобно Вокансону, мастер Фризар много путешествовал, рекламируя свои творения. Во время одной из таких поездок, в 1810 году, Жакоб Фризар скончался в возрасте 57 лет.



Кристиан Байи

Заинтересовавшись творчеством Фризара, в особенности его механическими певчими птицами, Кристиан Байи не только изучил секреты мастера, но и попытался возродить старинное искусство изготовления автоматов, используя, впрочем, современные материалы и технологии. Он основал фирму, которую назвал в честь мастера - «Жакоб Фризар».





Первым произведением Кристиана Байи стал «Птицелов», музыкальный автомат, соединивший в себе автомат-андроид и две механические певчие птички. Птицелов подносит флейту к губам и играет две мелодии по 28 секунд каждая, сопровождая свое исполнение движениями в такт музыке. Слушая его, обе птички открывают свои клювики, машут хвостиками, хлопают крыльями, крутят головой, поворачиваются вокруг себя, насвистывая при этом, вторя флейтисту, одна за другой, две мелодии по 14 секунд каждая. Юноша, одетый в костюм эпохи Ренессанса, стоит на цоколе, в который вмонтированы часы. Там же находится и секретный ящичек, чье открытие сопровождается мелодией музыкального механизма. Реализация этого проекта заняла около шести лет, для создания сложного механизма автомата было изготовлено 2.340 деталей.





К. Байи участвовал во Всемирной выставке-ярмарке часов и ювелирных изделий BASELWORLD, которая проходила в Базеле с 31 марта по 7 апреля 2005 г., где демонстрировал своего уникального флейтиста-птицелова.



В 1987 году К. Байи выпустил книгу «L’Age d’or des Automates: 1848-1914» («Золотой век автоматов:1848-1914»), которая была издана (а вскоре и переиздана) на французском, английском и немецком языках. В 1992 году он дополнил ее 52-минутным фильмом «Автоматы: механические чудеса XIX века», озвученный знаменитым французским актером Жаном Рошфором.



Вторая книга, написанная К. Байи в соавторстве с женой Шэрон, посвящена его новому увлечению - механическим певчим птицам: «Oiseaux de Bonheur, Tabatières et Automates» («Птицы счастья, табакерки и автоматы»), двуязычное издание (на английском и французском языках) вышло в издательстве Antiquorum Editions в 2001 году.



Оставив торговлю антиквариатом, К. Байи продолжал интересоваться автоматами, изучать их историю и знакомить с ней широкую публику. Он организует выставки автоматов, которые имеют огромный успех: в Багателле (1993), Льеже (1994), Японии (1995), Хельсинки (2000) и Реймсе (2001).
В 1993 году он создал Ассоциацию Друзей Автоматов, Кукол и Старинных Игрушек, в рамках которой издается журнал «Коппелия», организуются конференции и читаются лекции во Франции и за границей.
Ольга Усова «Антик Респект», №5, 2005.

Еще очень интересный пост в ЖЖ: http://michletistka.livejournal.com/92244.html

Сайт фирмы «Jacob Frisard»
http://jacobfrisard.com/christianbailly.html

О «Птицелове» К. Байи:
http://www.thestandard.com.hk/stdn/std/Weekend/GH06Jp04.html

Об автоматах Жаке-Дроз подробно и с анимацией:
http://www.automates-anciens.com/english_version/main_pages/androids_jaquet_droz.php

На You Tube можно увидеть несколько роликов, посвященных автоматам-андроидам.

image Click to view

андроиды, история, Франция, механические игрушки, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up