Выходные получились насыщенными. Насыщенными всем, начиная с первого моего лично в этом году настоящего снега до передвижений в пространстве и встреч. Кроме того, что я не бывала в этих местах зимой,и того, что некоторые хотели встречи с одноклассником, вообще против посещений этих мест я редко возражаю. Но бываем мы тут крайне редко. Ехать недалеко, но по дороге имеются целых два платных туннеля, которые объехать можно, но - чуть не через Вену, что удлинняет маршрут часов на пять. В общем - решили в выходные гулять, не оглядываясь. О том, что на перевале лежит снег, нам сообщили заранее. Резина, безусловно, зимняя - я же законопослушный бюргер, но по снегу я не ездила очень давно. Переживала.
Адмонт - это поселок с длинной улицей перед бенедиктинским аббатством у подножия Айзенерцских и Эннстальских Альп у горы Швеммкегель в широкой равнине центральной долины Эннса. Деревня впервые упоминается в 1434 году под названием "in der Zeil" и получила рыночные права от императора Фридриха III в 1443 году. Здесь действительно - всего 2 улицы: вдоль и поперек. Жилых зданий мало, но у монстыря имеется своя, большая и бесплатная парковка. С удивлением увидев на сайте, что монастырь открыт аж до 15 декабря, поняла, что хочу и успеваем. Нас ожидала и еще одна удача: раньше в библиотеку пускали только с экскурсоводом и тот, кто не успел, - тот в общем опоздал. Мы опоздали минут на десять. Но тут выяснилось, что можно без напряга посмотреть самостоятельно, а не рвать на себе волосы - следующая экскурсия была через 3 часа. Народу в монастыр - можно сказать, - никого. Так что - вперед, на встречу с прекрасным.
29 сентября 1074 года архиепископ Гебхард Зальцбургский освятил бенедиктинский монастырь в штирийской деревне Адмонт в присутствии многих церковных и светских сановников. Основанием послужило богатое пожертвование (штифтунг, отсюда и название "штифт") графини Эммы фон Гурк. Первые 12 монахов пришли в Адмонт из старого монастыря Святого Петра в Зальцбурге. Первое здание монастыря было, конечно, соответственно простым.
Место для основания монастыря было выбрано намеренно, так как здесь уже существовала инфраструктура (приход Святого Аманда в Адмонте, добыча соли в Холле). Адмонт должен был стать убежищем для строгих реформаторов Клюни и Хирсау, став одним из многих вновь основанных реформаторских монастырей XI века. Монастырь был основан в непростое время: это была эпоха спора об инвеституре между императором и папой. Поскольку Адмонт был основан в Зальцбурге, императорская партия неоднократно нападала на молодой монастырь. В 1103 году монахи Адмонта впервые сами избирают аббата, а именно Генриха I (из Кремсмюнстера). Он умирает в затопленном Энсе в 1112 году.
В 1152 году в ночь с 10 на 11 марта в центре аббатства Адмонт происходит пожар в отопительной установке. Рассказ очевидца о. Иримберта можно найти в Кодексе 16 в архивах аббатства между комментариями к Книгам королей. Сгоревшие здания были отстроены заново. Осенью новопостроенные здания были освящены. В 1180 г. Штирия была возведена в ранг герцогства. В 1185 произошло подтверждение прав на собственность монастыря папой Луцием III. В 1230 Папа Григорий IX дарует аббатам Адмонта право носить митру во время торжественных служб. Первым аббатом, надевшим митру, стал Бертольд I.
В 1235 г. Император Фридрих посетил аббатство Адмонт на несколько дней во время своего путешествия из Аквилеи в Вормс.
Фридрих II (нем. Friedrich II von Hohenstaufen, итал. Federico Ruggero Costantino di Hohenstaufen; 26 декабря 1194, Ези - 13 декабря 1250, замок Фьорентино близ Лучеры) - король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии. Представитель династии Хоенштауфенов. Сын Генриха VI и Констанции Норманнской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II. После смерти отца, Генриха VI, Фридриху удалось взять верх над Оттоном IV и стать императором Священной Римской империи, объединив под своей властью Германию и Южную Италию.
Фридрих сделал многочисленные уступки германским имперским князьям, издав «Статут в пользу принцев» и «Статут в пользу князей церкви», чем усилил раздробленность империи. В Сицилийском королевстве Фридрих провёл законодательные и административные реформы, усилив централизацию королевской власти. В 1224 году он основал Неаполитанский университет. В 1231 году были изданы Мельфийские конституции - первый светский юридический кодекс Средневековья. Для охраны своих земель Фридрих построил множество замков на юге Италии. Его двор был центром поэзии и науки. Он написал знаменитую работу «Искусство птичьей охоты». Правление Фридриха - период ожесточённых конфликтов между папами и императорами.
Осенью 1235 года Фридрих обновил документ от 12 марта 1226 года для Тевтонского ордена (Золотая булла в Римини). Великий магистр ордена и его преемники были приравнены к имперским князьям. Дорога от Римини до Bормса идет через Аквилею и... Штирийский городок Адмонт.
В 1261 разразился сильный голод, и монахи бежали в зальцбургский материнский монастырь Святого Петра и оставались там в течение двух лет. В 1275 году
Генрих II избирается аббатом. Он также известен как "второй основатель" благодаря своей деловой хватке. 30 апреля 1278 года Рудольф I "разрешил аббату Генриху фон Адмонту возвести укрепление (Gallenstein) на территории монастыря в знак признания его верной службы и по просьбе епископа Иоганна фон Кимзее, для чего все дворяне, графы, министры, рыцари (militibus, clientibus) и другие верные люди в Штирии должны были помогать по просьбе аббата; и подтвердил юрисдикцию в долине Адмонта (inter Clusam) в обмен на ежегодную выплату половины фунта грацких пфеннигов".
2 января 1279 года Генрих заключил договор с епископом Фрайзинга Конрадом II, в котором говорилось, что те, кто находится принадлежат к обеим церквям, могут беспрепятственно вступать в брак, а дети от таких браков будут разделены. В случае неравного количества детей, один или несколько детей будут находиться под юрисдикцией той церкви, к которой принадлежала мать. 22 октября 1279 года Генрих встретился с Рудольфом I в Юденбурге, чтобы выразить ему почтение, и был назначен им летописцем Штирии. И Юденбург, и Рудольф - они рядим, за углом. В Юденбурге мы гуляли пару недель назад.
Рудольф I (* 1 мая 1218 г.; † 15 июля 1291 г. в Шпейере) - Рудольф IV, граф Габсбургский примерно с 1240 г. и первый римско-германский король из династии Габсбургов с 1273 по 1291 г. Смерть императора Фридриха II в декабре 1250 г. ознаменовала начало так называемого междуцарствия ("межкоролевского периода"), в течение которого королевская власть в империи была лишь слабо развита. В этот период Рудольф превратился в одного из самых могущественных территориальных правителей на юго-западе империи. Его избрание римско-германским королем (1273) ознаменовало конец междуцарствия.
Став королем, Рудольф попытался вернуть имперские владения, которые были почти полностью утрачены примерно с 1240 года. Особенно преуспел он в Швабии, Эльзасе и Рейнской области. Север империи, напротив, оставался практически неподвластным ему. Рудольфу пришлось военным путем добиваться признания своего королевства и реванша против могущественного богемского короля Оттокара. Его победа в битве при Дюрнкруте (1278) установила власть Габсбургов в Австрии и Штирии. Дом Габсбургов превратился в императорскую династию. Рудольф осознавал важность городов для своего королевского правления. Однако его налоговая политика вызвала значительное сопротивление со стороны городов. Рудольф тщетно пытался получить титул императора и назначить одного из своих сыновей своим преемником в Римско-Германской империи еще при жизни. Опять же драма товарища Грильпарцера - König Ottokars Glück und Ende очень кстати вспоминается.
Генрих добился особого расположения императора и герцога Альбрехта I. 9 ноября 1282 года он стал свидетелем обмена ленов замка Штрехау на Нойхаус между зальцбургским архиепископом Фридрихом II Вальхенским и графом Альбрехтом I Габсбургом. В 1283 году почти завершенное строительство замка Xалленштайн было подтверждено императором.
Позже Генрих также исполнял обязанности губернатора Штирии. Это единственный адмонтский аббат, который был убит в 1297 году мужем своей племянницы и любимчиком. Аббатство Адмонт было представлено в 1280 году и в столице провинции, Граце, Адмонтер-Хофом, который был продан только в 1935 году.
Энгельберт Поэтш, один из самых универсальных духов средневековой Австрии, в 1297 избирается аббатом. Память о нем всегда была высоко чтима в доме: Иногда его даже молчаливо причисляли к лику святых. На протяжении веков один из членов монастыря носил его имя. Он руководил монастырем в течение 30 лет и ушел в отставку в 1327 году, чтобы в свои зрелые годы полностью посвятить себя литературному творчеству. Он любил vita speculativa и был уважаемым ученым, в то время как его управление монастырским имуществом вызывало критику со стороны монахов. Он был в дружеских отношениях с австрийскими князьями, участвовал в Венском мире в качестве свидетеля и посвятил свой "Speculum virtutum" (вскоре после 1295 года) сыновьям Альбрехта I.
Монастырь пережил реформацию и с восторгом окунулся в контрреформацию, на которую пришелся самый расцвет заведения.
В 1712 году аббат Ансельм Люрцер фон Цехенталь приказал снести старую трапезную и построил на том же месте новую монастырскую столовую. В 1726 году Иосиф Штаммель, важный для Адмона художник, начинает работу "Четыре последние вещи": Четыре стоящие фигуры в натуральную величину отличаются выразительными жестами и мимикой. Они представляют смерть, воскресение (а также суд), ад и рай. Адмонтская Рождественская сцена - это барочная Рождественская сцена, созданная Йозефом Штаммелем в церкви аббатства Адмонт.
Рождественский вертеп в Адмонте традиционно открыт только в Рождество, начиная с рождественской мессы 24 декабря и заканчивая праздником Свечей 2 февраля.
Завершенная в 1776 году, библиотека аббатства была названа в прошлом "восьмым чудом света" и является самой большой монастырской библиотекой в мире. Структурная концепция была разработана архитектором Йозефом Хубером, потолочные фрески - Бартоломео Альтомонте, а скульптурное оформление - скульптором Йозефом Штаммелем. Вся концепция является образцом эпохи Просвещения: свет приравнивался к знаниям и должен был струиться через монастырскую библиотеку. В книжном зале хранится около 70 000 книг, а все книжное собрание монастыря насчитывает 200 000 томов. Среди них более 1400 рукописей, некоторые из которых относятся к Средним векам, а также почти 1000 инкунабул и ранних печатных книг.
Реставрация библиотеки: столетний проект успешно завершен. С тех пор как в 1776 году было завершено строительство библиотечного зала, ни разу не проводились работы, сравнимые по масштабам: В ходе трех основных этапов работ в период с 2004 по 2008 год были отреставрированы все каменные и металлические фонды, потолочные фрески, весь скульптурный декор и все деревянные элементы. Вся книжная коллекция, насчитывающая около 70 000 книг, была очищена и обследована на предмет повреждений. Более 5 000 книг были отреставрированы. Во время реставрации библиотека аббатства Адмон оставалась доступной для посетителей.
Библиотечный зал в стиле позднего барокко, украшенный купольной фреской в 1776 году, был заказан аббатом Маттеусом Оффнером (годы правления 1751-1779). Он был спланирован примерно в 1764 году и построен в последующие годы мастером австрийского барокко Йозефом Хубером (1715-1787). Хюбер был приверженцем идей Просвещения: "Свет должен наполнять комнату так же, как и разум". Огромное помещение, разделенное на три части, является самым большим залом монастырской библиотеки в мире. Семь потолочных фресок, созданных 80-летним
Бартоломео Альтомонте (1694-1783) в летние месяцы 1775 и 1776 годов, также излучают дух Просвещения. Они показывают этапы развития человеческого знания от мышления и речи до науки и божественного откровения в центральном куполе.
На книжных полках под куполом хранятся издания Библии и Отцов Церкви, в северном боковом зале - богословская литература, в южном - все остальные специализированные предметы. Скульптор аббатства Йозеф Штаммель (1695-1765) создал обширные скульптурные произведения искусства, вырезанные из липы в церемониальном зале. Особенно впечатляют "Четыре последние вещи", группа из четырех увеличенных в размерах изображений смерти, суда, рая и ада. Однако они были созданы раньше, чем библиотека, и контрастируют с просветленной концепцией архитектора. В зале библиотеки хранится около 70 000 томов. Все книжное собрание монастыря насчитывает около 200 000 томов. Самыми ценными сокровищами являются более 1400 рукописей (начиная с VIII века) и 530 инкунабул (ранние печатные книги до 1500 года).
Всемирно известная библиотека аббатства Адмон расположена в восточном крыле здания аббатства. Попасть в нее можно через музей на втором этаже южного крыла. При длине 70 метров, ширине 14 метров и высоте 11 метров (12,7 метра в центральном куполе) это помещение является самым большим залом монастырской библиотеки в мире. В прошлом этот зал также называли «восьмым чудом света». Взаимосвязь его огромных размеров, архитектурной структуры, книжного собрания и художественного убранства захватывает дух.
В старой литературе архитектором ошибочно назван Готтард Хайбергер, мастер-строитель из Штайра. Согласно современным исследованиям, архитектор Йозеф Хюбер, родившийся в Вене и работавший в основном в Штирии, разработал проект библиотечного зала и руководил строительными работами. Он создал его по образцу великолепной библиотеки императорского двора (ныне Национальная библиотека) в Вене, которая была построена в 1726 году.
Хубер также разделил Адмонтский зал на три части: На центральную, продольную овальную купольную комнату и на два крыла, пристроенных с обеих сторон. Оба зала-крыла имеют по три пролета вытянутых квадратных сводов. Таким образом, весь вытянутый парадный зал перекрыт в общей сложности 7 куполами. Он имеет два этажа и освещен 48 окнами.
Центральное купольное пространство подчеркивают двенадцать сводчатых колонн из красноватого мрамора. Они создают вертикальный акцент. Внимание привлекает фреска на центральном куполе, которая является неотъемлемой частью программы библиотеки (все потолочные росписи выполнены Бартоломео Альтомонте). Ее тема - божественное откровение с изображением олицетворенной божественной мудрости.
Галерея, поддерживаемая консолями, проходит вдоль двух длинных боковых залов. Это подчеркивает двухэтажность и уменьшает высоту купола. Решающее значение для пространственного впечатления имеют двухэтажные книжные шкафы. Эти шкафы закруглены по углам всех подзалов. Это пространственное решение, уже предвосхищающее ампир, скрывает 12 из 60 окон. За двумя внутренними угловыми шкафами в каждой из комнат крыла в четырех точках библиотеки винтовые лестницы ведут в окружающую галерею на верхнем этаже.
Обманчиво реальные макеты книжных корешков в дверях, которые невозможно распознать как таковые, сохраняют однородное впечатление от комнаты. Посетители называют их "секретными дверями" библиотеки Адмонта. Книжная комната Адмонта была запланирована примерно до 1765 года. Строительные работы были завершены, вероятно, в 1773 году. Поэтому архитектура интерьера разительно отличается от более старых библиотечных залов и других монастырских библиотек XVIII века. Разница особенно заметна в цветовой гамме и освещении. Многочисленные окна обеспечивают яркость. Вместо теплых коричневых тонов, характерных для прежних библиотек, книжные шкафы Admont белые с редким золотым декором. С одной стороны, здесь есть намеки на элементы стиля рококо. Дух Просвещения, конечно, чувствуется и в книжном фонде, и в произведениях искусства, и даже на полу зала. Более 7 000 ромбовидных камней из белого, красного и серого мрамора искусно уложены в геометрические узоры по всей библиотеке. В зависимости от субъективного восприятия можно различить полосы, зигзагообразные линии, кубы или кажущиеся пространственными ступенчатые структуры.
Тема откровения как основы христианской религии расположена в большом центральном куполе. В центре этого изображения возвышается олицетворение божественной мудрости. Слева от нее - Моисей как представитель Ветхого Завета, а справа - женская фигура с диадемой, олицетворяющая Церковь как представителя Нового Завета. Под ней - как фундамент христианской доктрины - изображены четыре латинских Отца Церкви. Шесть соседних куполов на северной и южной сторонах изображают различные науки и искусства, которые кратко описаны здесь с соответствующими центральными темами: Первая картина у входа в библиотеку с южной стороны посвящена теме искусств и техники. В центре изображен Аполлон - бог поэзии и света, восседающий на троне над девятью музами.
Скульптура, музыка и живопись изображены аллегорически в виде женских фигур. Второй свод посвящен медицине и науке. Главная фигура - мужчина в халате врача с посохом Асклепия, который передает рецепт женской фигуре, олицетворяющей аптеку. Эту главную группу окружают персонификации других естественных наук, таких как физика, минералогия, астрономия, география и арифметика. Третья фреска изображает теологию и религию. В центре - олицетворение теологии в виде женской фигуры с солнцем на груди. Рядом с ней - голубь Святого Духа и женщина, символизирующая "истину". Под ними - опять же в виде женщин - изображены три божественные добродетели: вера, надежда и любовь. Откровение как центр и кульминация видна в центральном сводчатом куполе.
На улице прохладно поэтому мы идем калорийно греться в давно облюбованный ресторанчик напротив церкви. Правда, там принимают только наличные, пришлось прогуляться до банкомата на край деревни. А потом мы поедем знакомиться с остальными составными частями прекрасного.