Celeste Aida, forma divina

Sep 25, 2024 18:05



Летний вечер радовал теплом, жара начала спадать хотя до той самой живительной прохлады было еще очень далеко. Обязательные даты в календаре - куда от них денешься. Год назад, вернувшись из Санкт Маргаретена, я тут же купила на сайте билеты на следующий год. И этот день настал. Поскольку езды от Руста, где мы остановились, - всего ничего, ехали без спешки. ПОэтому и парковаться пришлось несколько дальше от входа, чем обычно. Но все это в конце концов совсем неважно - экипированные как положено, с пледом, подушками под пятую точку, дождевиками, спреем от комаров, веером и водичкой на попить, мы приближались к великому искусству.

В этом году дают Аиду. На этой сцене ее ставят уже не в первый раз, последнюю я даже слушала именно здесь 10 лет назад. Тем интереснее, есть с чем сравнивать. И разница оказалась просто огромной. Перед поездкой я не преминула заглянуть в любимый мной оперный путеводитель чтобы несколько разбавить серьезност момента. Вот что они пишут.

.

<<Большая и почти четырехчасовая опера в четырех действиях Джузеппе Верди (= Йозеф Грюн). Текст Антонио Гизланцони. Хотя в этой опере «акт» - лишь название части произведения, а не образа обнаженного тела, любовь не обделена вниманием и в «Аиде». Все это любовный треугольник с большой ревностью, действие которого происходит во времена фараонов.


Аида, дочь короля Эфиопии, была похищена ко двору фараона (= царя Египта). На самом деле у нее там все хорошо, но поскольку король Эфиопии с относительно простым по оперным меркам именем Амонасро считает, что его дочь должна быть дома ровно в десять часов вечера, его войска нападают на Египет.


Однако там Аида теперь влюбляется в молодого египтянина Радамеса, которого, в свою очередь, преследует дочь фараона Амнерис. Египетский первосвященник, предположительно заинтересованный в обеих женщинах, объявляет Радамеса подходящим командиром для защиты Эфиопии.

image Click to view


Радамес достаточно глуп, чтобы гордиться, а Аида оказывается в конфликте лояльностей, потому что не знает, желать ли победы отцу или возлюбленному. Но глупость редко приходит одна. На вечеринке при египетском дворе Аида рассказывает Амнерис, тоже влюбленной в Радамеса, как она ему горяча, а в Древнем Египте нечто подобное приводит не к оживленному сексу втроем, а прямиком к катастрофе.


Раньше все выглядело не так уж и плохо. Радамес победил эфиопов и возвращается блестящим героем. Оркестру разрешается сыграть триумфальный марш, и сцена наконец наполняется волнением. К сожалению, Радамес также схватил отца Аиды, которого, кажется, никто в Египте, кроме нее, не знает.


Обрадованный победой, фараон объявляет Радамеса своим преемником и хочет использовать эту возможность, чтобы продать ему собственную дочь. Но Радамеса Амнерис не впечатляет. После празднования победы всех эфиопов, участвовавших только в войне, а не в любовных делах, отпускают на свободу.


Только Аиде и ее отцу приходится оставаться в Египте в качестве заложников. Аида, конечно, не против, но ее отец подозревает, что без него в Эфиопии ничего бы не получилось. Жаждущий власти, как и такие люди, он просит Аиду на берегу Нила шпионить для него y Радамесa. Непонятно, но дочь фараона Амнерис, несмотря ни на что, все еще любит Радамеса.


Вместо того, чтобы искать другого мужчину или хотя бы разрезать юбку и надеть подтяжки, чтобы, может быть, все-таки привести Радамеса в порядок, она обращается за помощью к священнику, и даже тогда это не помогло. Радамес просто очарован Аидой. Он раскрывает ей - совершенно в оцепенении - важные военные тайны египтян.

image Click to view


Отец Аиды только этого и ждал! Он презрительно сообщает египтянам, что теперь знает их уловки и пользуется их гневом, чтобы сбежать - но, к сожалению, без дочери. Радамес настолько напуган, что позволяет схватить себя собственным солдатам, которым это явно нравится.


На показательном суде над ним за выдачу государственной тайны Амнерис пытается спасти мужчину своей мечты, но он скорее умрет, чем ляжет с ней в постель.


Он похоронен заживо в подвале храма и надеется, что сможет обо всем подумать спокойно, но женщины все равно не оставляют его в покое. Пока Амнерис молится за его душу в храме, более практичная Аида пробралась вместе с ним в склеп. Короткий текст для особо нервных: неудавшийся любовный треугольник.


Суд фараонов. (Двое мертвых.) Совет для разговора в перерывах: Верди написал эту оперу за гонорар в 80 000 франков за открытие Суэцкого канала, но - в отличие от строителей канала - не закончил свою работу вовремя. Специальные хиты: Триумфальный марш! >>

image Click to view


Опера «Аида» Джузеппе Верди была написана по заказу правителя Египта Исмаила-паши по случаю величайшего события в мировой истории - строительства крупнейшего канала, соединяющего два континента - Евразию и Африку.


Изначально хедив Исмаил-паша намеревался заинтересовать Верди, чтобы тот написал оперу об истории Древнего Египта в честь открытия нового оперного театра в Каире. Опера должна была стать венцом торжественных мероприятий, приуроченных к открытию Суэцкого канала.


Вначале предложение хедива несколько озадачило Верди и он отклонил предложение. Спустя время, когда Верди ознакомился с древней египетской легендой, он живо заинтересовался сюжетом и принялся за сочинение. Работа с либреттистами, учеными-египтологами, а также с первыми исполнителями оперы продвигалась крайне сложно.

image Click to view


Кроме того, намеченную премьеру пришлось отложить из-за франко-прусской войны. Композитор не успел написать новую оперу к назначенному сроку, поэтому в честь праздничного открытия великолепного театра Хедивской оперы 1 ноября 1869 года, была исполнена опера Верди «Риголетто».

image Click to view


Наконец, 24 декабря 1871 года состоялась грандиозная премьера оперы «Аида», на которой присутствовали самые почетные гости мира: главы многих государств и известные представители мировой элиты.


«Аида», словно многоликая колоссальная мистерия, отражает исторические события и ритуалы одной из самых загадочных древних цивилизаций. Как никакая другая опера, «Аида» содержит в себе множество острейших контрастов и конфликтов. Ожесточённая война двух наций, победы и поражения, ревность и соперничество, коварство и измена, благословения и суровые кары богов. Человеческие страсти, стремления, надежды сталкиваются с неумолимостью рока, судьбы.


Война между враждующими народами Египта и Эфиопии, монументальные красочные сцены, процессии и экзотические танцы лишь оттеняют главный конфликт оперы - историю любви главнокомандующего египетской армии Радамеса и Аиды, дочери главного врага египтян - царя Эфиопии, Амона́сро.


Радамес, помогает Аиде и её отцу избежать плена, тем самым он предаёт свой народ и свою будущую жену Амнерис, дочь Фараона. Суд жрецов выносит ему страшный приговор. Аида тайком проникает в темницу, чтобы умереть вместе с любимым заживо.




Это образцовый пример оперы с непрерывным развитием, где Верди, в отличие от итальянской и французской традиций, создает новый тип сквозной драматургии: каждая нота соответствует шагу в развитии сюжета. Оперные номера - арии, дуэты, хоры, церемонии - стремительно ведут действие к трагической кульминации, прощальному дуэту Радамеса и Аиды, “La fatal pietra sovra me si chiuse” (Закрылся камень роковой надо мною, и вот моя могила!), одной из самых фатальных сцен в мировом оперном искусстве. <.................>


Впервые любители классической музыки и оперного искусства слушать могли это произведение в Каире в самом конце 1871 года. И стоит заметить, что за этот музыкальный шедевр автор оперы был вознагражден сполна: он не только получил гонорар в размере 30 тыс. долларов, что по современным меркам составляет около 200 тыс. Верди подписал контракт с египетским правительством, заключавшийся в необходимости создания оперы в новый каирский театр. Все это связывалось с открытием Суэцкого канала.

И на тот момент к опере не было написано абсолютно ничего. В результате сделки автором покупателям была предоставлена всего лишь копия партитуры, а также эксклюзивное право постановки произведения в Египте и только в Каире. За Верди сохранялись не только права получать отчисления за постановки, но даже за издания партитуры и либретто. А с полученным вознаграждением он поступил следующим образом: хорошо заплатил создателю либретто, а также перечислил значительную сумму тем, кто пострадал при осаде Парижа.



Работа Верди была утомительной и напряженной. В основу был положен сюжет, разместившийся на 4 страницах рукописи египтолога Мариетта Би. А уже на этой основе Верди и его друг дю Локл создали либретто к опере в 4 акта. Затем была работа с итальянским поэтом Гисланцони, которому было предложено написать либретто на итальянском языке. Верди активно работал над сюжетом, и даже писал стихи. Музыка, кстати, была им написана всего за 4 месяца.


Премьера оперы "Аида"была принята триумфально, в том числе и представителями высшего общества со всех концов света. Однако на премьере в Каире Верди не присутствовал, что было им исправлено уже на итальянской премьере, состоявшейся в Милане спустя полтора месяца после египетского триумфа. Успех итальянской сцены был не менее фееричным. Сегодня его также триумфально принимают в исполнении любой оперной труппы по всему миру. <.........................>

Интендант фестиваля - по-прежнему юный Серафин. И у него по-прежнему все получается как нельзя лучше. С каждым годом сцена все краше, использование медийных эффектов все ярче.


С первой же минуты зрителя уносит в мир беспрецедентного блеска и гламура. Режиссер Таддеус Штрассбергер использовал игру огня и воды - мы видим факелы, огненные кольца, подсвеченные фонтаны, и ты не знаешь, куда смотреть, просто сидишь в изумлении. И Внезапно появляется огромный золотой слон, который образует сердце декораций.


В этом великолепии появляются оперные звезды, закутанные в красивые одежды, созданные Джузеппе Палеллой. Ослепительное начало в бирюзово-золотисто-белом цвете, нежность которого подчеркивается огненным оранжево-золотым, сменяется театральными платьями черного и золотого, намеренно непоследовательными по цвету.


Рейханн Брайс-Дэвис играет мстительную Амнерис, голос ее запомнится зрителю надолго. Сопрано Лия Крочетто передает вс меланхолию Аиды, ее тоску и любовь. Хорхе Пуэрта впечатляет в роли египетского генерала Радамеса, любовника Аиды. <......................>


"Конечно, оперный фестиваль в Сант-Маргаретен ни по популярности, ни по художественной значимости нельзя сравнивать ни с Зальцбургом, ни с итальянской Ареной ди Вероной (на которую он во многом равняется и которую часто превосходит, как в прошлом году). Тем не менее, на протяжении уже почти тридцати лет бывшая античная каменоломня, которая вместе с расположенным неподалеку уникальным озером Нойзидлерзее входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в июле и августе становится местом встречи всех любителей музыки из Вены и окрестностей.


Помимо интересной истории (это самая старая каменоломня в Европе, песчаник из которой использовали при строительстве римского Карнунтума и венского собора Святого Стефана), потрясающей природы и комфортной близости к австрийской столице, Санкт-Маргаретен славится неизменно высоким уровнем постановок, ровным составом исполнителей и умением вписать спектакли в местный ландшафт.


Вот и на этот раз творческая группа отлично справилась с задачей по максимуму использовать перепады высот и нешуточные размеры открытой всем ветрам площадки. Оно и неудивительно: хорошо знакомый российским меломанам по постановкам в «Урал Опера Балет», в прежней жизни номинировавшийся на «Золотую маску», лауреат European Opera Prize, известный американский режиссер (а в данном случае и сценограф) Тадэуш Штрасбергер работает с пространством бывшей каменоломни не впервые: в 2021 году он уже ставил здесь «Турандот» Джакомо Пуччини. Как и тогда, нынче его полноправным соавтором стал бесконечно изобретательный итальянский художник по костюмам Джузеппе Палелла, которого журнал Opernwelt в 2023 году признал лучшим автором сценических костюмов в мире, и который создал для исполнителей «Аиды» по-настоящему роскошные одеяния.


Придуманное творческим тандемом яркое шоу (пожалуй, именно это слово наиболее точно характеризует получившийся спектакль) прекрасно дополнили эффекты от американского художника по свету Дрисколла Отто и высокотехнологичные видеопроекции от компании Media Apparat - международной креативной студии, которая оформляет постановки на фестивале в Санкт-Маргаретен  пятый раз подряд. Но все-таки главной неожиданностью богато оформленной «Аиды» стали бесчисленные трюки от Show Talent Network - трюки с огнем, хождением по канату, пиротехникой и водой, которая то и дело лилась на сцену и фонтанами взмывала в воздух по поводу и без. Не говоря уже о танцах и чудесах сценического боя, продемонстрированных участниками американо-грузинского ансамбля «Песвеби», ставших одними из главных действующих лиц спектакля наряду с гигантским бутафорским слоном.


То ли по стечению обстоятельств, то ли по замыслу много работавшего в России режиссёра, у австрийской «Аиды» совершенно неожиданно обнаружился неявный российский акцент. Кроме Екатерины Санниковой в спектакле участвуют Артём Васнецов из Самары и Иван Зиновьев из Красноярска, оба в очередь поют партию Царя Египта. <.........................>
На меня голоса особого впечатления не произвели, звезд в команде не было. Но все вместе это было поистине великолепно. Что же будет дальше то?

PS: И вдогонку новости: Анна Нетребко уже несколько недель как официально рассталась со своим мужем Юсифом Эйвазовым. Теперь она отпраздновала это событие в Сент-Маргаретене.«После десяти счастливых лет совместной жизни мы приняли трудное, но дружеское решение расстаться», - объявили Анна Нетребко (52) и Юсиф Эйвазов (47) в середине июня. С тех пор Донна Анна не раз вызывала ажиотаж фотографиями с вечеринок в Instagram. Оперная певица, заметно похудевшая, в полной мере наслаждается своей новой жизнью, или так кажется. Эйвазов более сдержан, предпочитая делиться фотографиями с сыном Анны Тиаго.
Теперь Нетребко вернулась в Австрию. Точнее, на представление оперы «Аида» в Санкт-Маргаретене. Вместе с группой женщин она смотрела спектакль, который, очевидно, ей очень понравился. После оперы они устроили праздник. Нетребко выложила фото и видео с закрытой вечеринки после спектакля с художественным руководителем Даниэлем Серафином и ансамблем. «Спасибо за приглашение, Даниэль Серафин», - написала она в Instagram. А Серафин? Он прокомментировал ее пост с сердечками и пламенем ... <..............>

st.margareten, искусство, #ОСЕНЬВКАРМАНЕ, #10точекнакарте, Австрия, опера

Previous post Next post
Up