Это лето богато для меня на культурные мероприятия. И конечно же я не могла пропустить оперу в каменоломне в Санкт Маргаретене.
Как и в прошлом году повезло с погодой. Теплый вечер - такой теплый, что я даже не стала надевать кофту, слыбый ветерок и Верди во всей своей красе. Но, пожалуй, я тороплюсь.
Все повторилось почти пошагово. Автобус (на сей раз, видимо, от большого спроса на поездки) автобус оказался колымагой доисторических времен и пожаловаться можно было бы на все нчиная с отсутствия туалета до отсутствия приличного кондиционирования. Но какое это все имело значение в предвкушении ЧУДА. Да-да, именно Чуда и именно с большой буквы. Именно здесь оно и рождается, скажу вам по секрету, то самое и единственное в австрии Чудо.
Первая остановка - физиологическая, на автобане возле Санкт Пёльтена, каждый раз - одно и то же. Все ожидаемо и знакомо. А потом начались сюрпризы. Дело в том, что в субботу в Германии начались каникулы. В этом году очень неудачно по всей стране сразу. И все эти немцы рванули, естественно, на юг. Через Австрию. Ну вот так неудачно Австрия расположилась у них на дороге. В эту сумасшедшую пробку я попала еще ночью, но об этом потом. Главное - пробки не рассосались до самого вечера и автобус изменил маршрут. Собственно в раионе Бадена и делать было нечего - столы в хоиригере заказаны были на сей раз в деревеньке рядом с Санкт Маргаретеном. Куда мы и доехали мимо Аизенштадта.
Хоиригер оказался - хуже не бывает. Хотя мой Мускат Отонель был вполне себе неплох.Но вот наконец все снова загрузились в автобус чтобы выгрузиться уже на стоянке возле каменоломни.
Водитель раздал на руки билеты. Опять серединка зрительского "зала". Можно уже наконец расслабиться и мееедленно , наслаждаясь каждым движением, дойти сначала до шопа - купить паралоновую подкладку под филейную часть - лениво мне было в этот раз тащить с собой баул с подстилкой, одеяльцем, фотоаппаратом и провиантом, не соответствует моим представлениям об элегантном посещении оперы.
Про Римские каменоломни и оперный фестиваль я очень подробненько рассказывала в прошлом году. Внешне практически ничего не изменилось.
Вдохновившись суровой красотой заброшенных каменоломен и уцелевшими с шестидесятых-семидесятых годов скульптурами, специалисты архитектурного бюро AllesWirdGut Architektur разработали и реализовали уникальный по простоте и ясности пластического языка проект, который позволил решить две основные задачи: вместить до 6000 зрителей и интегрировать великолепный горный пейзаж в сценическое действие. «Разросшийся» до масштабов карьера театр на всех этапах его посещения зрителями - от «вешалки» до самого спектакля - стал убедительной живописной мизансценой, своей конфигурацией влияющей и на логику постановок, и на их восприятие.
Обычно неприметный путь от парковки до мест в зрительном зале и обратно здесь стал событием. После того, как зритель минует небольшой тоннель при входе , перед ним открывается панорамный вид на долину со сценой внизу. Отсюда широкими зигзагами спускается 330-метровый пандус, «шагающий» по скалам над обрывами и по крышам служебных корпусов. Девятнадцатью метрами ниже он заканчивается - на фестивальной площадке. <
......>
Но первый, поверхностный взгляд на сцену - и все бывшее и прошедшее исчезает. Начинается сказка и волшебство мастеров, сумевших гармонично обьединить старое и современное не в ущерб оригиналу, использовать современные технологии так, что они лишь подчеркивают очарование оригинала, не перекореживая его.
Постепенно я начинаю проникаться доверием к этой сцене и все больше и больше попадаю под е очарование. Раздумий на год грядущий быть не может никаких - ехать. Неважно, что будут ставить. Даже Тоска здесь навернаяка станет конфеткой-подушечкой.
Для Аиды же кулисы как будто созданы. Нет, ставитъ ее можно где угодно и я вряд ли забуду невероятную
Аиду на водной сцене в Брегенце. После нее хотелось отряхнуться и пообещать больше никогда на свете в оперу не ходить. Но здесь об этом не думаешь.
Плакаты за колоннами оказались дисплеями - воды Нила мерно плескалсь, создавая живой образ, и сменялись по ходу действия аркадами, анфилладами. увеличенными изображениями артистов и дирижера...
Аккустика в этом каменном мешке от природы такая, что можно было бы обойтись и напрочь без микрофонов. По ходу действия микрофоны отказывают и голос слышен очень хорошо.
Поскольку на этой сцене нет электронного подстрочника, дикторы перед началом действия зачитывают текст с содержанием. Больше я такого, пожалуй, больше нигде не видела.
Белые костюмы-платья дервишей также были использованы как кекраны, на которые проецировались лица солистов...
Тишина в "зале" стояла такая, что в коротких музыкальных паузах слышен был писк туч комаров, которые устроили пиршество на неподвижно застывших зрителях.
Если бы традиционный феиерверк не перенесли с конца представления на середину, действо не закончилось бы к часу ночи и до дома я бы доралась даже не в половине четвертого, а явно с рассветом. но и это было бы не так страшно. Феиерверк - это просто праздник души, невероятное торжество искусства на замечателной сцене, создающее душевный подьем и ощущение счастья из ничего и из ноиткуда.
Это состояние сохраняется надолго- эифория, радость, необьяснимое счастье - как будто зрителей всех хором обрызгали веселящим газом или обкурили коноплей. Я давно не пою панегириков театральным постановкам. Санкт Маргаретен - исключение.
Click to view