Народный избранник

Sep 10, 2024 07:00



Протянув руку к тумбочке, я с изумлением увидела, что следующие несколько дней подарят мне удовольствие общения с Томасом Манном, писателем, которого в последнее время Цвейг незаслуженно задвинул во второй ряд. Томас Манн - гигант мысли. Если начать сравнивать, то он потянет на Льва Толстого. А книга, которую я сейчас держу в руках - я о ней и не слышала, тем интереснее было читать.

.

"Избранник" - роман немецкого писателя Томаса Манна, опубликованный в 1951 году и пересказывающий легенду Хартмана фон Ауэ XII века "Грегориус, или Добрый грешник" с другим тематическим акцентом. Средневерхненемецкий стихотворный эпос Хартмана, в свою очередь, вероятно, отсылает к французской легенде Vie du pape Gregoire. В центре событий - одноименный герой, который был зачат в результате кровосмешения братьев и сестер, затем женился на собственной матери и стал папой римским по милости Божьей после долгого покаяния.



Ха́ртман фон А́уэ (1160, Швабия - 1210) - немецкий поэт и музыкант, миннезингер. Действительно, в своей жизни и поэзии Хартман - яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времён расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену её ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, - Хартман в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, «вежества», с мотивами христианского «отречения и покаяния».


Грегориус или Добрый грешник (от средневерхненемецкого guoter sündaere) - средневерхненемецкая придворная легенда, написанная в стихах Хартманом фон Ауэ, датируемая примерно 1186-1190 годами и основанная на французском оригинале неизвестного автора. В прологе "Григория" Хартман развивает общие богословские мысли о вине и покаянии. Собственно повествование начинается с предыстории бедного грешника, а именно с биографии его родителей. Владыка Аквитанской земли (Equitânjâ), которому после смерти жены приходится одному воспитывать двоих детей, неожиданно оказывается на смертном одре и испытывает угрызения совести за то, что не позаботился о своей дочери. Он советует сыну спасти дочь и тем самым предваряет кровосмешение между ними, которому способствуют нашептывания дьявола.


Плодом соития братьев и сестер становится ребенок, названный впоследствии Григорием, которого по совету отцовского друга кладут в ящик и отправляют в море на лодке, чтобы Бог - в соответствии с его судьбой - дал ему погибнуть или отвез его к далекому берегу, где он спасется. Тем временем брат отправляется в крестовый поход и погибает. Однако мальчик в ящике сопровождается 20 золотыми знаками и дощечкой, свидетельствующей о знатном происхождении ребенка. Мальчика везут на остров Ла-Манш, где настоятель монастыря вылавливает его из воды и отдает на попечение рыбацкой семье, а сам священнослужитель берет на себя воспитание Грегориуса и его крещение. Однако обширное образование мальчика и аргументированные уловки аббата не могут помешать возмужавшему юноше захотеть стать рыцарем, а не идти в духовенство, что также связано с тем, что он узнал о своем греховном происхождении. Однако смена звания отягощена передачей свидетельства о происхождении.


Если мотивы воды, напоминающие о библейском Ионе и еще более явно о Моисее, открывали перспективу спасения, то мотив эдипова инцеста из вступительной части теперь реализуется с уходом из монастыря. В стихах 1825-2750 рассказывается о том, как молодой рыцарь освобождает город от осаждающих. В стихах 899-922 уже выяснилось, что хозяйка города, которая в качестве единственной властительницы вызывала желание "римского герцога", - мать Грегориуса, так что "измышления судьбы" остаются прозрачными. Грегорий, стремясь к своей цели, выходит на поединок с осаждающим и, выиграв его, освобождает хозяйку города, которая становится его женой. Только служанка узнает тайну нового господина, который ежедневно плачет над своим происхождением, записанным на скрижали, которую носит с собой, и открывает это своей госпоже, которая таким образом узнает, что она мать и жена одного и того же человека. Раскаяние в содеянном, которое также является повторным преступлением для матери, требует более суровых наказаний.


В то время как мать, и без того склонная к христианскому образу жизни, теперь полностью принимает постриг и отказывается от своего имущества, Грегориус удаляется на скалу, к которой его приковывает рыбак. В стихах 2751-3136 описывается это необычайно суровое покаяние, которое длится семнадцать лет. После смерти папы в Риме Господь является двум кардиналам, которых прочат в преемники, и объявляет им, что избрал святого человека, живущего на острове в Аквитании, чтобы тот стал следующим папой. В стихах 3137-3740 рассказывается о том, как "избранный" был найден и разыскан. За путешествием в Рим, папской коронацией и отпущением грехов матери следует эпилог , в котором подводится итог истории и отвергаются якобы ложные выводы (praesumptio).


Согласно дневнику Манна, роман был написан в период с 21 января 1948 г. по 26 октября 1950 г. В своем предыдущем произведении "Доктор Фаустус" он уже сделал легенду о Григории темой кукольного спектакля главного героя. Тогда он взял за основу историю о чудесной милости Божьей и рождении блаженного папы Григория, которая содержится в позднесредневековом сборнике примеров Gesta Romanorum. Для нового романа он использовал перевод Марги Бауэр со средневерхненемецкого языка Гартмана. Der Erwählte - самый короткий роман Манна. Изначально он задумывался только как новелла, но материал пришелся ему по душе. В 1947 году Манн отметил, что после серьезной тематики "Доктора Фаустуса" ему было интересно "утешить - и развеселить - людей в мрачной ситуации в мире [...]".


Сюжет романа Томаса Манна разворачивается во Фландрии-Артуа, где герцогская чета Гримальд и Бадуэнна ведут сытую жизнь при дворе. Их счастью мешает только несбывшееся желание иметь детей. Когда оно исполняется, Гримальду приходится смириться со смертью жены при родах. Родившиеся от нее близнецы Сибилла и Вилигис воспитываются отцом в духе герцога. Особенно много любви и гордости Гримальд проявляет к своей дочери. Оба ребенка необыкновенно красивы, и отец не может устоять перед предложениями о замужестве дочери от королевских домов соседних стран, но отклоняет их все, иногда очень жестко. Умирая, он поручает заботу о Сибилле в первую очередь своему сыну. Но близнецы, проведшие большую часть времени вместе в тесной связи и самовлюбленности, не способны признать незнакомца достойным своего рода. Этот взаимный нарциссизм приводит к инцесту между ними. Сибилла беременеет от брата, и они, полные ужаса и отчаяния от содеянного, обращаются к рыцарю Айзенгрейну, одному из советников своего отца, за советом, что делать. Тот советует, во-первых, отвезти Сибиллу в рыцарский замок, чтобы она родила, а во-вторых, отправить Вилигиса в крестовый поход в Святую землю, чтобы очистить свои грехи. По дороге в Марсель он умирает. Сибилла рожает сына, которого отправляют в бочке на корабле в Ла-Манш. Жена Айзенгрейна, которая также является акушеркой Сибиллы, и Сибилла тайно снабжают ребенка в бочке значительной суммой денег и табличкой с описанием его благородного происхождения, но также и результата кровосмесительной связи.


Ребенка находят рыбаки на одном из островов Ла-Манша. Настоятель цистерцианского монастыря на этом острове берет ребенка под свою опеку. Сначала он устраивает его на постоянное место жительства в семью рыбака, а затем берет на себя обучение ребенка в монастырской школе, где тот приобретает глубокие знания древних писаний, законов и христианского вероучения. Смышленость мальчика, окрещенного Грегориусом, его тонкий характер и поразительно красивая фигура привели к тому, что в подростковом возрасте он вступил в конфликт со своим приемным братом, довольно грубым парнем почти того же возраста. Хотя Грегориус не может сравниться с братом в силе, его сосредоточенность и мастерство делают его равным ему в физическом и спортивном плане. В конце концов брат хочет устроить проверку сил в ссоре, но во время драки Грегориус ударяет его в нос. Когда жена рыбака, которую и ее биологические дети, и сам Грегориус до сих пор принимали за настоящую мать Грегориуса, видит своего истекающего кровью и навсегда искалеченного сына, она не может больше хранить свою тайну и с криком открывает истинное происхождение Грегориуса: он всего лишь подкидыш, - Грегориус подслушивает это и впадает в кризис идентичности. Теперь аббат должен рассказать ему все о его происхождении и обстоятельствах его обнаружения на острове и дает ему скрижаль, которую он сам - аббат - очень внимательно прочитал. Теперь юный Грегориус знает о своей жуткой родословной, и ничто не может помешать ему покинуть остров, чтобы выяснить точные корни своего происхождения на материке и искупить вину перед родителями. Кусочки золота, запеченные в буханку хлеба в его бочке, аббат отдал еврею вскоре после того, как его нашли, чтобы накопленное за годы богатство можно было использовать для покупки рыцарского снаряжения Грегориуса. На этом заканчивается первая часть, и Грегориус прибывает на европейский материк после 17 лет жизни в городе Брюгге. Попав туда, он узнает о "миннекриге", то есть осаде города Брюгге, резиденции герцогини Сибиллы, его матери, герцогом Рогером Хохбургунд-Арелатом, жестоким женихом, который уже много лет разоряет страну, стремясь заполучить герцогиню в жены.


Преисполненный юношеской жаждой действия и желая искупить свою вину, заключающуюся в самом факте его существования, Грегориус побеждает осаждающего на дуэли и тем самым освобождает герцогиню и страну. Несмотря на это освобождение, совет герцогства уговаривает герцогиню выйти замуж, чтобы подобные события не повторились. Герцогиня соглашается и берет в мужья своего сына-освободителя. Этот брак, от которого рождаются две дочери, длится несколько лет, пока любопытная и сплетничающая служанка не сообщает герцогине о тайне ее мужа: Уединившись в своих покоях, герцог Грегориус регулярно рыдает над столом. Вскоре правитель отправляется на охоту, чтобы докопаться до истины. Сибилла падает в обморок, узнав скрижаль, которая принадлежит ее собственной руке. Любовь, о которой она так мечтала, снова превратилась в инцест. Она отчаивается и грозится умереть - вызывают герцога, который по прибытии должен застать любимую жену в образе собственной матери. Боль кажется бездонной, но Грегориус, по крайней мере, находит в себе силы организовать дальнейшие действия. Сибилла должна отречься от престола и посвятить себя заботе о самых бедных и больных, он же хочет посвятить себя покаянной жизни в качестве отшельника.


Во время своих скитаний по пустыне он приходит к дому рыбака, который поначалу не может предложить ему ничего, кроме язвительного презрения. Только сострадание жены рыбака позволяет ему хотя бы переночевать в сарае. На следующее утро рыбак отвозит его на лодке к могучему камню посреди озера и приковывает к нему железной цепью. Там, на этом камне, он спасается от голодной смерти благодаря чудесному источнику питания, своего рода питательной лимфе из центра земли, которая собирается в углублении в скале и кормит его каждый день, как мать кормит свое дитя. Так он живет и совершает покаяние на этой скале еще 17 лет, становясь все меньше и меньше, все более и более покрытым, впадая в регулярную спячку, перенося летнюю жару, пока его наконец не освобождают два римских посланника: во время его покаяния, после смерти предыдущего папы, в Риме начинаются беспорядки и гражданская война между враждующими партиями, что в конечном итоге приводит к расколу в Церкви. В этой, казалось бы, безнадежной ситуации двум высокопоставленным римским гражданам, священнику и мирянину, явилось видение жертвенного агнца, в котором они рассказали точные подробности об отшельнике на далеком севере. - Им было сказано, что кающегося Грегориуса можно найти на камне во Фландрии и что именно он станет следующим папой. Оба без промедления отправились в путь и в конце концов с помощью рыбака нашли Грегориуса на камне. Рыбак предложил путникам на ужин рыбу, в которой оказался ключ от кандалов Грегориуса. Это предзнаменование, которое рыбак тогда насмешливо предвосхитил словами: "Если я когда-нибудь достану его из морских глубин и увижу снова, я отмолю тебя, святой", побудило его переправить римлян к камню. Рыбаку, который должен был предположить, что найдет только бренные останки Грегориуса, а также двум посланникам предстоит серьезное испытание: вместо избранника они находят лишь чахлое существо, которое, к их изумлению, разговаривает с ними. На вопрос о его имени и происхождении существо отвечает, как и было предсказано. Священнослужитель возмущен. Пожалуйста, не делайте Папой "щетинистое животное", турки и язычники будут "издеваться над Церковью". Разочарованные, посетители уже собираются уходить, когда слышат, как за их спинами лохматый зверек "скромно" произносит: "Когда-то я изучал grammaticam, divinitatem и legem". Теперь мирянин может убедить неохотно соглашающегося клирика признать высшее предназначение этой встречи. Во время путешествия на лодке на материк Грегориус вновь обретает человеческий облик. В Риме Грегориус коронуется как Папа Римский и с мудростью и харизмой ведет Церковь к новому, славному этапу. Несколько лет спустя его мать, состарившаяся на службе нуждающимся, решает совершить паломничество в Рим и также принимается там папой Грегориусом. Сначала оба делают вид, что не узнают друг друга, но в конце концов мать и сын падают в объятия друг друга, искупленные. В этой финальной части они также признаются, что тайно подозревали личность друг друга на своей свадьбе.


Центральная тема романа - роковое, неосознанное кровосмешение главных героев. В этом мифе, часто называемом христианским Эдипом, инцест происходит в двух поколениях. Вилигис и Сибилла влюбляются друг в друга, и родившийся сын Грегориус женится на своей матери семнадцать лет спустя. Второй инцест также предосудителен и предотвратим, поскольку сын и мать подозревают истинную сущность друг друга. Сравнение с Эдипом оправдано, поскольку Грегориус возвращается к матери именно через поиск своих корней. Но именно в этот момент, в момент брака с собственной матерью, вступает в игру другой важный элемент романа: чувство вины. Вина в форме самолюбования, которое возникает из-за низкой самооценки. Благодаря взаимному и неудержимому увлечению мать и сын бросают на ветер все оговорки и предостережения. Кстати, автор уже имел дело с инцестом двух братьев и сестер, убежденных в их общей уникальности на ранней стадии ("Wälsungenblut"), но тогда он подсознательно сосредоточился на других проблемах. Особенно иронично и насмешливо выглядит обнаружение будущего папы в виде сурка.

Если честно, стиль Томаса Манна, который так радует во многих других произведениях, здесь искажен подражанием средневековых миннезенгеров. Читать от этого сложнее. Но все равно очень интересно. Опять же Санкт Галленскому аббатству поют постоянную осанну - приятно. Появилась и еще некая смутная мысль: мимо острова Буяна в царство славного Салтана. Неужели сюжет о том, что младенца законопатили в бочку и отправили на волю волн, авось выплывает (у Томаса Манна рассматривается вопрос закрыть в бочку обоих, мать и ребенка, но бочки подходящей не находят), был прочитан у древних и Пушкиным?

#10книг, #ОСЕНЬВКАРМАНЕ, литература, Австрия

Previous post Next post
Up