Еще он не сшит, мой наряд подвенечный... (c)

May 12, 2024 16:27



Следующей книгой, попавшей под руку, из ожидавших прочтения оказалась энциклопедия матримониальных обрядов человечества, а проще говоря - интереснейшая каталогизация различных свадебных устоев и привычек от древних египтян с римлянами до 20 века. Любопытнейшая картина вырисовывается, если посмотреть на это непотребство вооруженным глазом. Тема весьма богата и обширна, говорить по этому поводу можно даже не часами - неделями. К обсуждению приходит обязательно хоть раз в жизни - каждый. Поэтому историческая подоплека так хорошо в сознании и укладывается. Тем более, что многие приведенные примеры - знакомы давно и хорошо. Авторша зато не была знакома. Так что это я очень удачно зашла. И, глянув, не предыдущие ее книги, поняла, что со временем к ним вернусь.

.


Уже прочитав даже послесловие, стала смотреть отзывы. Оказались созвучны моим ощущениям. "Писатель, историк и блогер Ника Марш представила свою новую книгу - "Жестокий брак. Как мы влюблялись, женились и ревновали на протяжении веков". Это четвертая книга автора. Мне очень нравится, как автор выстраивает сюжет своих книг: долго не задерживаясь на одной теме, она постоянно меняет картины действительности, что не дает читателю ни единого шанса заскучать.


Перенося повествование из одной эпохи в другую, представляя все новых и новых героев - Ника Марш воссоздает реалистичные фрагменты жизни и отношений людей в разные исторические эпохи. И, конечно, эти картины не только живые и яркие, но и очень познавательные. Автор рассказывает о малоизвестных фактах биографий реальных исторических личностей, а также более широко освещает хорошо известные события из жизни венценосных особ.

Например, очень интересно было прочитать о том, что династию испанских Габсбургов погубили близкородственные союзы. Последний испанский король Карл II, родившейся в подобном союзе, был не только внешне очень специфичен, но и имел много генетических отклонений: король начал говорить только в четыре года, ходить начал в восемь лет, а в последние годы жизни страдал галлюцинациями и едва мог передвигаться.

.

Также автор подробно останавливается на страшной китайской традиции бинтования ног, когда девочкам перебинтовали ноги в юном возрасте для уменьшения стопы и получения идеального размера ноги, так называемого величайшего стандарта - "золотого лотоса". Ника Марш пишет очень увлекательно, из книги можно узнать о нравах, царящих в гаремах османских султанах; о том, что такое "белые браки" и как такое проявление целомудрия и святости могло отразиться на судьбах людей и даже целых стран; о том, что в Англии неугодных жен можно было продать на аукционе и последний такой аукцион состоялся в 1913 году в Лидсе; и многие другие занимательные, а порой и пикантные факты." <................................>


Невероятные истории о том, как люди любили, заключали брак, ревновали и разводились на протяжении всей истории человечества! На этот раз Ника Марш собрала все самые необыкновенные, загадочные и поразительные истории брачных традиций разных эпох, стран и народов. Зачем нужен был брак? Только ли ради любви? А как женитьба могла помочь сохранить трон, наследство или власть? Чем на самом деле являлись временные браки? Кому было выгодно жениться на своих врагах или дальних родственниках? <............................>


"....Знаменитый русский поэт Александр Блок был так восхищен своей женой, Любовью Менделеевой, что не мог себе представить плотских отношений с ней - она казалась воздушной феей, иллюзией, мечтой… Его отношение к супруге было таким нежно-проникновенным, что та… завела себе любовника.


В XIII веке королева Наваррская Изабелла (Иоанна, Хуана) II Французская, дочь Людовика Святого, дала обет никому не показывать своего тела и сдержала слово - даже находясь на смертном одре, настаивала, что должна оставаться полностью закутанной в одеяла. Удивительно, но муж не стал возражать любимой Изабелле: он восхищался ее самоотверженностью, силой веры, поэтому брак оставался белым.

.

Жены знатных китайских вельмож и супруги императоров были лишены возможности ревновать. Более того - приняли специальный закон: если мужчина приводил в дом любовницу или вторую жену, первая обязана была принять ее совершенно бесстрастно и постараться как можно скорее обучить ее установленным правилам и порядкам.


Браки бывали белыми и посмертными. Порой женились на родных сестрах и племянницах. Иногда под венец шли «по доверенности» - то есть юная супруга выходила замуж за представителя своего мужа, которого никогда прежде не видела. А еще бывало, что надоевшую жену выставляли на аукцион! Какие-то женщины сами настаивали на таком, говорили: «Устала я от этого пьяницы. Хочу найти себе достойного мужа!» Морганатический брак заключался между персонами неравного положения. Шведский король Эрик XIV женился на торговке рыбой....."<..............................>


Совершенно забытым для меня оказался в общем известный факт существования чичисбеев. "Законными третьими, и совсем не лишними, в XVIII веке в Италии становились... чичисбеи. Так называли мужчин, чьей задачей было хранить честь дамы, сопровождать ее повсюду, словно дуэнья, оберегать от посторонних глаз и становиться гарантом ее целомудрия. Нанимать чичисбеев вызывались сами мужья, а затем платили «кавалерам» жалованье. Их выбира-ли из числа обедневших дворян или рыцарей-ино-странцев, не имеющих средств к существованию. Главное, чтобы они были приятны внешне, умели вести себя в обществе и строго следили за каждым шагом женщины, к которой их приставляли.


Считалось, что знатная итальянка не может выходить на публику без сопровождения. У незамужней девушки обязательно имелась компаньонка, с ней могла появиться няня, старшая родственница (правда, незамужняя старшая сестра таковой не считалась) или кто-то из мужчин ее фамилии. Дама, у которой был муж, имела право выходить из дома с горничной, допускалось общество деверя, свекрови или... чичисбея. Еще они выполняли роль охраны. Апеннинский полуостров - место кипящих страстей! Женщин воровали с целью выкупа, невест крали для тайной женитьбы... Затем их роль стала ассоциироваться с социальным статусом: если у дамы есть чичисбей - значит, она занимает высокое положение в обществе, а у ее супруга есть деньги."


Очень интересной оказалась информация об обычаях японцев. О Японии я знаю как-то крайне мало. О том, что девочкам бинтовали ноги, формирую миниатюрную стопу, я знала, но как-то очень в общем, без деталей.


Традиционно принято считать, что обряд бинтования укоренился в эпоху династии Сун, а ведь правитель Ли Юй, сочинявший стихи, потерял трон как раз по той причине, что его земли были захвачены основателем сунской династии, Тай-Цзу. Так что, вполне возможно, Яо Нян и была первой девушкой с перебинтованными ножками, но «в народ» обы-чай пошел чуть позже и сохранился даже в XX веке.

Нетрудно посчитать, что на протяжении тысячи лет девушкам в Китае с очень раннего возраста начина-ли ломать пальцы ног. Все для того, чтобы мужской взор услаждал вид крошечных ножек. Вот что значит - жестокий брак по-китайски! Туфелька красавицы вызывала такое восхище-ние, что на свадебной церемонии иногда пили из нее (это называлось «осушить лотос»). Внутрь вставлялся бокал, который наполняли спиртным на-питком. В некоторых случаях обходились без фарфора и стекла'. Впрочем, женская обувь приводила в восторг и китайцев более ранних эпох, как Шэнь Юэ, жившего в 441-513 годах:
На красные ступени поднимаются, словно взлетают,
Из яшмового дворца спускаются быстро и непринужденно.
Повернутся резко - звенят жемчужины на поясе.


«Красивые женские ножки перевернули не одну страницу истории», - гласит французская народная мудрость. Однако китайцы возвели красоту ног - в своем понимании! - в настоящий культ. Все, конечно, зависело от индивидуальных осо-бенностей девушки, а также сил, которые прикла-дывались, чтобы добиться идеального размера ноги. « Железные лотосы» - так называли стопы длиной 11 сантиметров и чуть больше. Те, что были около 10 см, получали изысканное название «серебряный лотос», ну а ножки длиной в 7 см гордо именовалась «золотым лотосом» - это был высочайший стандарт. Предмет мечтаний. Девочки обливались слеза-ми, но пытались «уменьшить» стопы. Вот поэтому до бинтования не допускали матерей. Бытовало справедливое мнение, что мать пожалеет свое дитя и не станет мучить его бесполезно. - Здесь и технологии, и девушка из Нагасаки, и Мадам Баттерфляй, ужас как занимательно!



Порадовало упоминание чудесного города Брюгге. Хотя история так называемого сватовства норманнского завоевателя красивой не назовешь - "хошь - руку заломаю?" Нравы норманнов оказались несколько удивили - я как -то пропустила информацию о том, что на тот момент церковь еще очень спокойно смотрела на невенчаные пары.
"Она едва успела вскрикнуть, как была сброшена с лошади прямо на грязную мостовую. Золотые косы покрылись слоем пыли. Тот, кто сделал это, уже успел скрыться, а граждане Брюгге принялись поднимать свою обескураженную госпожу. Той весной 1051 года Матильда Фландрская была унижена на глазах у всех. Она являлась единственной дочерью Бодуэна V и его законной супруги Аделы Французской. Получалось, что знатная и очень богатая девушка приходилась внучкой королю Франции Роберту II. Родившаяся в 1021 году, она провела детские годы в Брюгте, в роскошной обстановке, соответствующей ее высокому положению. Девушка из такой семьи и с таким приданым могла надеяться на очень удачную партию...А к ней посватался Вильгельм', герцог Нормандский. "


То, что женщины испокон веков были просто шахматными фигурами в руках отцов и братьев, знает каждый. Оно кое-где и до сих пор так - арабский мир кажется застыл в этом плане в развитии. Но отдельные исторические примеры оказались весьма и весьма любопытны.


"Екатерина Скавронская, дальняя родственница императора Павла I (Как известно, супруга Петра I, императрица Екатерина I, до принятия ею православия называлась Мартой Скавронской. Павел I - прямой потомок Марты и Петра, а упомянутая в книге девушка происходила от родных Марты.), тоже была выдана замуж, чтобы осчастливить князя Петра Багратиона. Таким образом русский государь желал выразить свою признатель-ность военачальнику за его верную службу и блестя-щие успехи. Шестнадцатилетняя графиня была белокурой красавицей и к тому же влюбленной в Павла Палена, но возразить правителю никто не посмел. Считалось, что Багратион обожал молоденькую и очень привлекательную супругу. Однако Екатерина шла под венец с глазами, красными от слез. Она плакала всю ночь напролет и даже утром, когда ее волосы убирали бриллиантовыми брызгами, роняла слезинки. Родная сестра Екатерины была потрясена не меньше, хотя ее-то как раз вполне устраивал этот брак. Дело в том, что обе девушки испытывали чувства к красавцу Палену.


Обвенчали молодых 2 сентября 1800 года в церкви Гатчинского дворца в присутствии Павла I и его супруги. Отныне Багратион стал родственником самому императору. В Гатчине прошел и медовый месяц супругов, а затем каждый из них зажил в соответствии с нормами того времени - князь большую часть времени проводил в служебных разъездах, его жене полагалась блистать при дворе. Уж в чем-чем, а в красоте и в умении подать себя Екатерине Багратион равных не было... Почему-то принято считать, что князь был совершенным солдафоном, который мало времени посвящал светским удовольствиям. Возможно, слух пошел от графа Александра Ланжерона!, изрядно«прошедшегося» по паре в мемуарах. Дескать, невеста была хороша, а вот жених поистине ужасен. Она - мила и любезна, он - прирожденный сол-дат. Это нисколько не соответствовало действитель-ности. Петр Багратион посещал придворные балы и считался человеком учтивым, прекрасно воспитанным и способным кружить головы. Он сумел вызвать самое нежное чувство у сестры императора Александра I Екатерины Павловны... Жена не любила его, а великая княжна не сводила влюбленного взгляда.


Как и многие хорошенькие женщины того вре-мени, Екатерина Багратион жаждала блеска, который супруг не мог ей обеспечить. Ее семья Скав-ронских-Литта принадлежала к богатейшей зна-ти, и девушка выросла среди подлинной роскоши. У князя же даже не было собственного дома - они снимали в столице чужой. Многие аристократы поступали так же, тот же Александр Сергеевич Пушкин постоянно переезжал на съемные квартиры...
Только у настоящих богачей, людей исключитель-ного положения, имелись свои особняки и дворцы. А иногда и несколько, как у князей Юсуповых. Соб-ственно, это стало одной из причин крайне холодного отношения Скавронских к новообретенному зятю: если бы не каприз императора Павла 1, их очаровательная Катишь могла бы найти себе куда более состоятельного мужа. Кроме того, княгиня не умела жить экономно. Вcе траты плюс расточительность мужа привели к крайне плачевному положению молодой семьи.


«Мне прекрайняя в них нужда, - писал князь представителю государственного казначейства Тро-щинскому в феврале 1802 года с просьбой выделить ему деньги, - хоть 30 тысяч рублей».
Неудовлетворенность жизнью толкала Екатерину Багратион к постоянной перемене мест. Позже ее так и назовут - «блуждающая княгиня». Усидеть жительное время, казалось, она не имела никакой на мельное время доме или в одной стране, продол-возможности. Постоянно перемещалась по Европе и начиная с 1805 года уже находилась за границей неотлучно.


«Золотистые волосы, алебастровая кожа»,-с восторгом писал о княгине великий немецкий писатель Гёте. Она сводила с ума, очаровывала. Восхищенные ее красотой были везде, где бы женщина ни показывалась... За смелость нарядов Екатерину прозвали «обнаженным ангелом» - она взяла при-вычку носить столь низкое декольте, столь прозрачные платья (по моде, но даже ее довела до абсурда.), что казалась совершенно нагой. В начале XIX века не нашлось бы дамы более обсуждаемой и осужда-емой, чем жена князя Багратиона. Великолепная Элен Курагина из романа «Война и мир» отчасти «списана» Толстым с нее. Конечно, граф использовал множество персон в качестве прототипов, но манеру героини одеваться он явно позаимствовал из биографии княгини.

А что Багратион? Он многократно предлагал жене вернуться. Умолял сделать шаг назад. Да, у них не сложилась семейная жизнь, но их связывал долг. Однако Екатерина наотрез отказалась жить в России и рожать супругу наследников. Позже скажут, что в Европе княгиня исполняла роль тайного аген-та императора Александра І. Вхожая во все аристократические салоны, популярная среди самых известных людей Европы, Екатерина Багратион с легкостью выведывала тайны и отсылала отчеты в Россию... По крайней мере, так гласит одна из самых распространенных версий. Еще одна - Екатерину просили держаться подальше от Петербурга, чтобы она ненароком не дала согласия на развод.


В скором времени князь пожелал освободиться от уз, которыми его связали против воли (конечно, он был очарован графиней Скавронской, но не забудем, по чьему приказу состоялся брак), да и купидон, пустивший стрелы (и промахнувшийся!), в тот момент уже был мертв... Именно свобода для князя, при безусловной влюбленности в него со стороны великой княжны Екатерины Павловны, страшила императора. Не потому ли Багратион так хочет развестись, что его уже поманила тонким пальчиком дочь Павла I?


В любом случае Екатерина Багратион остава-лась вне досягаемости. Уже вовсю гремела слава ее супруга как великого воина, но княгиня не желала видеть этого триумфа. На что же существовала эта женщина, если возможности ее мужа были весьма скромны? Она регулярно отсылала прошение о погашении долгов к матери графине Скавронской-Литта. Та, каждый раз сердясь, выделяла для беспутной дочери очередной транш. «Ее долги выплачивает император», - болтали в Петербурге, что больно ранило князя. Распущенность жены била по нему самому. Нужно отдать должное этому достойному человеку - он не входил в число тех, кто поносил Екатерину, хотя имел полное право. Наоборот, изо всех сил старался заступиться за нее и даже объяснить причину постоянных отлучек. Когда с Наполеоном было покончено (уже после смерти бедного Багратиона, погибшего в Бо-родинском сражении), император Александр I неоднократно бывал у княгини в Вене. То внимание, которое он ей уделял, косвенно подтверждало все слухи, какие муссировались в обществе, - об особой роли Екатерины, о том, кто на самом деле обеспечивал ее слишком привольную жизнь." - велколепный исторический эпизод, ярко харакреризующий отношение к женщине, как к драгоценному камню, который можно подарить, продать, забрать назад, засунуть в шкатулку и забыть о нем или выкинуть , а может быть даже распилить.
"В Дрездене её любовником стал граф Меттерних (еще не князь), от него в 1810 году она родила дочь Клементину, названную в честь отца. Пальмерстон в своих воспоминаниях отмечал, что княгиня носит исключительно белый полупрозрачный индийский муслин, откровенно облегающий её формы. Обосновавшись в Вене, княгиня становится хозяйкой прорусского антинаполеоновского салона. (Любопытно, что у Меттерниха был роман и с сестрой Наполеона Каролиной, женой Мюрата). В 1814 году она блистала на Венском конгрессе, где «Русская Андромеда» соперничала с герцогиней Саган, «Клеопатрой Курляндии», - очередной любовницей Меттерниха, за благосклонность Александра I. Обе львицы поселились в роскошном Palais Palm, заняв каждая свою половину[9]. Сложившийся «любовный квадрат» вызывал немалый интерес у окружающих  Как писал Гёте о своем общении с княгиней  в Карлсбаде в 1807 году: "...теперь передо мной открылся новый круг: княгиня Багратион, красивая, прелестная, притягательная, собрала вокруг себя значительное общество. Здесь я был представлен князю Линь... Герцог Кобургский отличался красивой фигурой и грациозными достойными манерами. Герцог Веймарский, которого я должен был назвать первым по отношению ко мне, потому что я был обязан ему почетным принятием в этот круг, восхитительно оживлял его своим присутствием. Граф Корнейлан был здесь всегда отмечен своей серьезной, спокойной манерой держаться и тем, что приносил приятные произведения искусства для развлечения. Перед жилищем княгини, посреди поляны, всегда находилось несколько звеньев этой цепи..."  - Goethe's Werke. Tag- und Jahres-Hefte als Ergänzung meiner sonstigen Bekenntnisse: Von 1807 bis 1822. Vollständige Ausgabe letzter Hand. Band 32. Stuttgart und Tübingen, Cotta'sche Buchhandlung, 1830 - S.17-18" <.............................>



К преклонным годам у княгини отнялись ноги, и лакеи возили её в кресле. Скончалась в возрасте 73 лет, похоронена в Венеции. Ну вот, сколько раз я стояла перед этим надгробием и ломала голову, что же за Багратион здесь покоится?
А еще фамилия Багратион всплывает в Риге. Среди самых известных генерал-губернаторов Лифляндии - Петр Романович БАГРАТИОН. И не потому, что он был племянником героя войны 1812 года Петра Ивановича БАГРАТИОНА: неоценимы его заслуги в развитии Риги и края. При нем был построен второй корпус Рижского политехникума, началось строительство нового православного Кафедрального собора на Александровском бульваре, перестройка Рижского замка. При нем потомки лифляндских рыцарей теряют свое доминирующее положение - и русское население, и латыши выравниваются в правах с немцами...

.

Очень длинным и обстоятельным получился и рассказ об Эмме Гамильтон ака Эмме Харт.
То, что свадебная-венчальная тема сопровождартся таким количеством живописных полотен - неудивительно, художники-тоже люди и эта, яркая часть жизни, их тоже и волновала и заботила. Но лучше, чем вот здесь эту тему я вряд ли раскрою.  Но матримониальные песни я тоже спевала, куда без того - вот тут.

image Click to view


В общем - тоже стоит и возвращаться и читать. И это самую Нику и все, что попадется вокруг и около так кстати обозначенных ею исторических фактов.

#10книг, #веснаестьвесна, искусство

Previous post Next post
Up