Краткий архитектурный ликбез - новая настольная книга

May 11, 2024 14:13




"-Всегда удивляло на фотках новостроек: почти всегда там уже стоит разбитая машина. Вот откуда она там взялась?

-так на ней как раз архитектор приехал и где застрял, там и построил."
В последнее время становится все меньше времени на чтение. Да и книги, очередь которых подошла наконец на прикроватной тумбочке, требовали осмысления и размышления. Одна из них не просто обрадовала - вдохновила и воодушевила. Дилетантам от архитектуры вроде меня - просто сказочный подарок. Как я на эту совершенно свежую книгу набрела - уже не вспомню. Скорее всего, увидела информацию в ленте в соцсетях. Пока заказала, пока доставили, пока очередь дошла на прочтение...


"Книга «Архитектура. Что такое хорошо и что такое плохо» Анастасии Головиной - это четкое и лаконичное руководство к пониманию архитектуры. Эта книга будет идеальным подарком для каждого, кто хочет разобраться в архитектуре, научиться ее чувствовать и понимать. Красочные иллюстрации и уникальные видеозаписи лекций автора, эксклюзивно доступные по QR-кодам внутри книги, сделают изучение архитектуры незабываемым! Автор анализирует определение архитектуры, введенное римским архитектором Витрувием, которое включает пользу, прочность и красоту. Головина анализирует эту концепцию и проводит параллели с современным миром, демонстрируя, как эти три аспекта касаются современной архитектуры. Также она рассматривает различные аспекты визуального выражения зданий, включая гармонию, пропорции, симметрию и цвет, то, как архитектура может быть связана с другими видами искусства. Отдельная часть книги посвящена архитектурным деталям. Автор рассматривает различные элементы зданий, включая двери, окна, углы, перемычки, карнизы и многое другое. Она анализирует, какие роли эти элементы играют в создании общего силуэта здания. Автор демонстрирует, как пространство влияет на архитектуру, и, наоборот, какие есть психологические эффекты взаимодействия людей с пространством.


Все эти знания помогут вам научиться «читать» фасады зданий, разобраться в стилях и направлениях, увидеть главные шедевры мировой архитектуры от Версальского дворца до музея Гуггенхайма.


АНАСТАСИЯ ГОЛОВИНА - специалист по истории, теории и реставрации архитектуры. Архитектор-реставратор, художница, лектор, экскурсовод. Работала архитектором в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, принимала участие в реставрации усадьбы Кузьминки, здания Провиантских складов, усадьбы Архангельское и др."  <.............................>


Даже если бы я прочитала предисловие перед покупкой, я все равно книгу бы заказали. Меня такое либретто несколько смутило. Но автору - браво-брависсимо, я уже неделю хожу под впечатлением. Под таким сильным впечатлением, что побежала искать возможные координаты. Нашла жж-журнал автора soul_of_house , даже два журнала - yapca - и ютуб-канал. Буду смотреть, читать и радоваться.

image Click to view


Пожалуй, больше всего меня впечатлило и обрадовало, что примеры частенько используются венские, такие знакомые и любимые. Поэтому пусть все это лежит здесь, как памятка и подсказка - буду возвращаться и искать ответы на вопросы.
"Как понимать архитектуру, как разбираться в ее, порой сложном, характере? Ведь архитектура ничего не изображает, подобно графике, живописи, скульптуре. Однако мы знаем, что произведения архитектуры способны передавать многие идеи, вызывать разнообразные чувства. Мы легко можем себе представить приветливый, словно приглашающий войти, дом, где так уютно, так хорошо чувствуешь себя, где хочется побыть как можно дольше. Но мы знаем и мрачные, даже отталкивающие здания, к которым и приблизиться не хочется. Уже это одно заставляет нас считать архитектуру искусством, искусством своеобразным, наделенным большой образной силой, выражающим как определенные воззрения времени, так и общественное сознание той или иной социальной среды.



Под удобством архитектуры мы понимаем соответствие так или иначе сгруппированных комнат, зал или иных помещений определенной, заранее поставленной практической цели. Комнаты для жилья должны быть по-своему удобны, так же как и зал общественного назначения. Если в зале легко и приятно устроить бал, то жить в нем невозможно. Естественно, что группировка помещений - план здания - зависит всегда от воззрений той или иной эпохи, от сложившихся привычек, от бытовых навыков и социального положения людей, для которых здание предназначено. Так, например, в настоящее время мы весьма критически относимся к проходным комнатам, в то время как в XVIII веке проходные комнаты и залы в придворном и дворянском быту были просто обязательны. В это время ценили просторные, большие комнаты, разнообразно обставленные и необходимые для большого количества гостей.


Здесь - в этих гостиных, кабинетах, залах и столовых - можно было провести время и в интересной беседе, и потанцевать, и пообедать. Помимо этого, владелец дворца выходил к гостям, более того - торжественно шествовал им навстречу через все эти великолепно отделанные помещения, с тем чтобы показать свое дородство, свое высокое положение в обществе. Существовали даже танцы-шествия, которые были рассчитаны на вереницу зал. Рассматривая то или иное архитектурное произведение, мы должны знать причины и цели, вызвавшие его постройку, иными словами, хорошо представлять себе историческую обстановку, время его создания. Знакомство с планом здания поможет нам многое понять и оценить сооружение по достоинству. Под прочностью архитектуры мы понимаем прочность тех материалов и выполненных из них конструкций, которые образуют, если так можно сказать, как оболочку и костяк сооружения, так и отдельные его части - стены, перекрытия, внешние и внутренние опоры." <...........................>

image Click to view



Архитектурный стиль - это набор особенностей зданий, благодаря которым можно определить дух эпохи и понять, чем жили люди сотни веков назад. Каждому направлению соответствуют определённые черты, связанные с периодом истории и конкретным местом. В этом материале расскажем об основных архитектурных стилях:
Древнегреческий стиль
Древнеримская архитектура
Романика
Готика
Ренессанс
Барокко
Рококо
Классицизм
Модерн
Чикагская школа
Функционализм
Конструктивизм
Органическая архитектура


В основе архитектуры Древней Греции лежит система ордеров - тип композиции из вертикальных и горизонтальных элементов, расположенных в определённом порядке. Принято выделять три вида ордера: дорический, ионический и коринфский. Они отличаются друг от друга декором и сложностью композиции. Например, дорический полностью лишён декоративных элементов, а коринфский предусматривает необычную капитель (верхняя часть колонны) - обычно её украшали орнаментом в виде листьев аканта. В качестве основных материалов архитекторы использовали мрамор и известняк.
В древнеримском стиле были переосмыслены черты древнегреческого. Римляне также использовали систему ордеров, но создали собственные типы - римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский и композитный. Подобно древнегреческим ордерам, они отличались количеством элементов и сложностью декора. Например, для композитного характерен пышный декор и богатый орнамент, которые до этого не применялись.
Римляне отказались от колонн как от основных поддерживающих конструкций здания, возводили купола и арки. В качестве материала часто применяли бетон. Известный архитектор той эпохи Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре» и вывел формулу «прочность, польза, красота».
Романский стиль. Был популярен в XI-XII веках в странах Западной Европы. В этот период основным типом сооружения стали христианские храмы, монастыри и замки, окружённые крепостями. Для строительства использовали камень - он был не таким пожароопасным, как дерево.
В основе почти любого сооружения лежала римская базилика - прямоугольная постройка, разделённая рядами колонн на несколько продольных частей (нефов). В центре большинства зданий находилась башня, вокруг которой возводили остальные помещения (чаще всего цилиндрической формы). В интерьере появились своды, арки и порталы - с разными орнаментами.
Готический архитектурный стиль - полная противоположность романскому. В противовес массивным и брутальным храмам готические соборы устремились вверх - вертикаль сменила горизонталь. Фасады стали легче, в них появилось больше «воздуха». Конструкции делали похожими на каменное кружево.
Главной особенностью готического стиля стали каменные арки - аркбутаны. В зданиях отказались от несущих стен, а весь вес приходился на элементы, которые обычно располагались не внутри здания, а снаружи.
Основным типом постройки оставались каменные храмы. Они отличались от предшественников обильным декором - не только орнаментами, но и скульптурами. Например, на фасадах появились горгульи - фигуры демонических существ, выступающие из водосточного жёлоба. В первую очередь они были функциональными и во время ливней служили для отвода воды.

image Click to view



Ренессанс Охватывает период с начала XV столетия до начала XVII века. Был распространён в Западной Европе, прежде всего в Италии. Название стиля соответствовало духу времени - искусство возвращалось к идеалам античности. После относительно бунтарской готики идеалами для строителей вновь стали симметрия, правильные пропорции и изысканность. Архитекторы взяли за основу классические колонны, арки, крестово-купольную систему, однако постройки, по сравнению с античными, стали более светскими и в некотором смысле городскими.
Здания украшали колоннами с декорированными капителями, на фасадах размещали человеческие статуи, а не демонические фигуры. Главным типом строений считались палаццо - городские дворцы. В качестве основных материалов использовали обработанный камень с гладкой поверхностью и светлый кирпич с добавлением известкового раствора. <............................>

image Click to view


Совершенно удивительные мысли автора о питерской застроке - просто не смогла пройти мимо! "Cквер перед Адмиралтейством, Сенатская площадь, Петропавловская крепость образуют очень красивый ансамбль в центре города, но ходить по нему достаточно тяжело. Расстояния большие, фасады иногда тянутся довольно долго, надо прикладывать усилие, чтобы увидеть их красоту целиком, и в целом иметь доволь-но хорошее здоровье для подобных прогулок. Просто эта красота сделана для движения на другой скорости. Центральные ансамбли Санкт-Петербурга построены не для пешехода, а для человека, перемещающегося со скоростью лошади, верхом или в карете. Тогда эти фасады смотрятся иначе и эту красоту можно объять. На машине (или другом общественном транспорте) всё слишком быстро пролетает в окнах, не давая собой на-сладиться. А скорость лошади - в самый раз." В книге еще огромное количество интереснейших мыслей по таким знакомым объектам, что читалось просто на одном дыхании. Рекомендую. Однозначно и категорически.


PS:Ну разве не здорово видеть примеры , так хорошо знакомые , как немецкая Валгалла!

#10книг, #веснаестьвесна, литература

Previous post Next post
Up