Верхниe этажи музея Каподимонте

Feb 10, 2024 19:08



После осмотра коллекции оружия нам предстояло взять штурмом еще и третий этаж музея, который открывают строго по часам и лифт туда не поднимается. С благодарностью судьбе думаю о том, что сейчас я бы на такой подвиг уже не сподобилась. На входе - металлоискатель, рамка, как в аэтопорту и герметичные двери, сохраняющие особый температурный режим. Ждали часа х на улице - кроме одной мраморной скамейки и посидеть в заведении негде.

.

Второй этаж разделен на площади Неаполитанской галереи и коллекции современного искусства: в частности, в залах с 61 по 97, исключая 62, размещена галерея искусств Неаполя с тринадцатого по восемнадцатый век, комната 62 посвящена гобеленам Авалоса и комнаты с 98 по 101 в коллекции д’Авалоса, а зона современного искусства занимает две комнаты плюс другие, которые находятся на третьем этаже.



Цикл гобе­ле­нов «Битва при Павии». Здесь мы опять натыкаемся на Карла 5 Габсбурга, хозяина и повелителя всех имеющихся Сицилий.
Пер­вая воен­ная победа импе­ра­тора Карла V - битва при Павии - была отме­чена цик­лом из семи дра­го­цен­ных гобе­ле­нов, пред­став­ля­ю­щих раз­лич­ные эпи­зоды сра­же­ния. Они изго­тов­лены из шер­сти, шелка, серебра и золота и имеют от 8 до 9 м в ширину и около 4,3 м в высоту. Этот шедевр явля­ется одним из луч­ших ком­плек­тов, про­из­ве­ден­ных тка­чами Брюс­селя в XVI в. Он был соткан между 1528 и 1531 гг. в мастер­ской Вил­лема и Яна Дер­мой­е­нов (Dermoyen) на основе кар­то­нов южно­ни­дер­ланд­ского (фла­манд­ского) живо­писца Бер­нарда ван Орлея (Bernard van Orley, 1488 - 1541), кото­рые он нари­со­вал между 1525 и 1528 гг.

В то время гобе­ле­но­вые мастер­ские Брюс­селя поль­зо­ва­лись все­мир­ной извест­но­стью, и фла­манд­ские худож­ники спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на при­ме­не­нии своих талан­тов порт­ре­ти­стов или пей­за­жи­стов к мону­мен­таль­ным мас­шта­бам этого жанра. Бер­нард ван Орлей стоял тогда во главе боль­шой брюс­сель­ской мастер­ской по изго­тов­ле­нию кар­то­нов, в кото­рой было занято мно­же­ство спе­ци­а­ли­стов. Он был при­двор­ным худож­ни­ком дочери Мак­си­ми­ли­ана I и Марии Бур­гунд­ской эрц­гер­цо­гини Мар­га­риты Австрий­ской (1480 - 1530), пра­ви­тель­ницы Нидер­лан­дов и тетки Карла V, под покро­ви­тель­ством кото­рой тот жил до 17 лет. Поэтому мастер был вовле­чен в комис­сию, зани­мав­шу­юся гобе­ле­нами на тему битвы при Павии.


Карлу V гобе­лены были пред­став­лены и пре­под­не­сены Гене­раль­ными шта­тами Нидер­лан­дов 2 марта 1531 г. в его брюс­сель­ском дворце. Вна­чале они были частью Импер­ской кол­лек­ции Габс­бур­гов, а к концу XIX в. стали соб­ствен­но­стью наслед­ни­ков Фернандо-Франческо д’Авалоса, мар­киза ди Пес­кáры (ит. Fernando Francesco d’Avalos, Marchese di Pescara; 1496 - 1525), кон­до­тьера, испан­ского гене­рал, вице-короля Сици­лии (на фото[ii] слева). Он был одним из глав­ных героев битвы, после кото­рой скон­чался от ран. В конце XIX в. гобе­лены вошли в кол­лек­цию Наци­о­наль­ного музея Капо­ди­монте Неа­поля. Семь мас­штаб­ных рисун­ков Бер­нарда ван Орлея, свя­зан­ных с серией, хра­нятся в Лувре.


Гобе­лен № 7. Вылазка гар­ни­зона Павии, раз­гром и бег­ство швейцарцев. Поскольку гобе­лены не имеют назва­ний, их сюжеты уче­ные, как пра­вило, трак­туют, исходя из тща­тель­ного ана­лиза воен­ных дета­лей изоб­ра­же­ния. Несколько над­пи­сей вкрап­лен­ных в орна­менты костю­мов, кон­ную сбрую и ору­жие, слу­жат для опре­де­ле­ния пер­со­на­жей, сра­жа­ю­щихся друг с дру­гом. При этом флаги, доспехи и костюмы поз­во­ляют, по сло­вам спе­ци­а­ли­стов, иден­ти­фи­ци­ро­вать все армей­ские подразделения. Гобе­лены дей­стви­тельно изго­тов­лены очень искусно. Кажется, что перед нами не ковры, а кар­тины, напи­сан­ные мас­лом. Тем не менее, трудно было бы ожи­дать, что костюмы пер­со­на­жей будут изоб­ра­жены на них с той же точ­но­стью и с тем же раз­но­об­ра­зием фасо­нов, что на гра­вю­рах немец­ких масте­ров, посвя­щен­ных ландскнехтам.


Бер­нард ван Орлей и худож­ники его мастер­ской взяли для участ­ни­ков сра­же­ния наи­бо­лее харак­тер­ную для их под­раз­де­ле­ний одежду. Они огра­ни­чи­лись неболь­шим коли­че­ством ее вари­ан­тов без про­ра­ботки дета­лей. Поэтому о кон­струк­ции костю­мов пер­со­на­жей можно судить лишь при­бли­зи­тельно. В то же время гобе­лены поз­во­ляют узнать, как оде­ва­лись испан­ские арке­бу­зиры, и срав­нить одежду всех трех под­раз­де­ле­ний наем­ни­ков: испан­цев, швей­цар­цев и ландс­кнех­тов. Тща­тель­ное изу­че­ние их костю­мов пока­зы­вает, что они отли­ча­лись незна­чи­тельно. Их раз­ли­чие было неяв­ным и для участ­ни­ков собы­тий. Поэтому, чтобы отли­чить своих от чужих, они исполь­зо­вали спе­ци­аль­ные метки на костю­мах, соот­вет­ству­ю­щие фла­гам и гер­бам своих нани­ма­те­лей, а также сами флаги. Гобелены великолепны, а о самой битве прекрасно рассказывается вот тут. Гобе­лены битвы при Павии яви­лись вкла­дом в про­слав­ле­ние импе­ра­тор­ской победы.


Неаполитанская галерея состоит из сорока четырех комнат и картин, а также скульптур и гобеленов, созданных неаполитанскими художниками или людьми, которые не являются местными, но которые работали или отправляли работы в город и оказали влияние на местную школу в период между тринадцатым и восемнадцатым веками. Коллекцию начали собирать  в начале 19-го века, как после закрытия монастырей в период наполеоновского господства, так и эмиссарами Бурбонов в поисках работ, которые будут включены в королевскую коллекцию. Плюс работы, подаренные коллекции и оставленные в наследство.


Таким образом основные темы картин - это религиозные темы, которые украшали церкви, а также сражения, мифологические сцены и натюрморты, более светские темы, часто заказываемые частными лицами для своих буржуазных домов. Музейная планировка залов, как правило, воспроизводит тесную взаимосвязь между историей и историей искусства в неаполитанской области и на юге Италии в целом, с работами, заказанными как правящим домом, так и аристократами, которые сделали неаполитанскую столицу международным культурным центром.

.

В комнате 61 начинается Неаполитанская галерея: поэтому здесь размещаются работы разных типов, демонстрирующие разнообразие и сложность художественных произведений Неаполя, но также и тех работ, которые были реставрированы; Выставка включает Полиптих с историями Страстей, из алебастра и дерева, изготовленного в Ноттингеме, гобелен с изображением креста и деревянные статуи Джованни да Нола.


Зал 63 и следующие две ведущие работы из культуры Кампании, начиная с конца XII века до начала XV века: заслуживают внимания Сан Доменико, полиптих из неаполитанской церкви, мраморный объект, принадлежащий канделябру, и темпера-панель на тему «Санта-Мария-де-Флумин», пришедшая из церкви недалеко от Амальфи, которая показывает византийское и арабское влияние, присутствующее на полуострове Сорренто.




Зал 64 показывает влияние, которое приход династии Анджевинов и их вежливого мира на неаполитанское искусство; на самом деле, новые государи приносят в город важные работы по реконструкции, со строительством дворцов и церквей, которые впоследствии должны быть украшены. И художники, вызванные на эту работу, вдохновлены Джотто, лично присутствующим в городе, и его мастерской: это тот случай, когда в этом зале выставлялся Роберто д’Одеризио с его Распятием, Мадонной смирения и сиенской Андреа. Ванни с Сан Джакомо Апостоло. <..................>

Сокровищ коллекции Фарнезе хватило, чтобы наполнить целых два музея Неаполя: греко-римские античные скульптуры из этого собрания были размещены в Археологическом музее Неаполя, а картины - в Каподимонте. Картинная галерея музея включает произведения европейских (главным образом, итальянских) художников позднего Средневековья, периода Возрождения и эпохи барокко. Этот музей предлагает также самое полное собрание неаполитанской школы живописи 15-19 веков. Часть картин, выставленных в музее, по соображениям безопасности и для обеспечения оптимальных условий хранения перенесена из исторических храмов Неаполя (Сан-Доменико-Маджоре, Сан-Лоренцо-Маджоре и др.).

.

Нам сильно не повезло: значимая часть коллеции Музея в это время экспонировалась в Лувре, поэтому некоторые шедевры посмотреть не удалось. В частности, было огорчительно не увидеть «Бичевание Христа» Караваджо, «Распятие Христа» редкого Мазаччо, «Антею» Пармиджанино, «Преображение Христа» Беллини, несколько работ Тициана, Корреджо и других - всего 33 выдающихся полотна и почти столько же предметов декоративно-прикладного искусства, которые до января 2024 года находятся на выставке в Париже. Но даже и без них собрание Каподимонте впечатляет.


Вот с Тицианом нам повезло. Тициан (1489-1586). Кающаяся Магдалина. Ок.1550. История картины запутана существованием нескольких копий и вариантов - она и Даная являются самыми распространенными сюжетами в творчестве Тициана. Считается, что этот вариант работы - 3-й по времени написания из четырех существующих. <................>


За небывалое количество шедевров живописи и скульптуры знатоки прозвали главный художественный музей Неаполя - Каподимонте (официальное полное название - Национальные музей и галереи Каподимонте). Его называют "неапольским Уффици", что ставит Каподимонте в ряд самых значительных художественных музеев мира.


Здесь я углядела совершенно новое для себя изображение тайной вечери, которой уж по счету. Вот автора не записала, теперь не могу найти. Сюжет считывается моментально, а вот все остальное очень необычно.  Начиная с голого торса Христа , уже как бы подготовленного к распятию, и присутствие на заднем фоне человека в черном - белый воротник испанца невозможно не заметить.


Если упомянуть легенду о граале, то здесь как раз все предельно четко: металлический кубок, чем-то прикрытый, явно ни при чем, а Христос пьет и деревянного кубка плотника. Привет тебе, Индиана Джонс!


Кто расстарался, обогатив коллекцию множеством Голландцев - не знаю, но он был большим умницей. Маттиас Стом, или Матиас Стомер (нидерл. Matthias Stom, Matthias Stomer, ок. 1600, предположительно Амерсфорт - после 1652, Сицилия или Северная Италия) - нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Романист. Известен также под именами Matteo Stoma, Matthias Stomma, Matteo Fiammingo (Маттео Фламандец). В прошлом художника обычно называли «Стомер», однако в качестве подписи он использовал имя «Стом». Предполагалось, что «Стом», в переводе с голландского означает «тупой», и такое имя было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдал от инвалидности. Однако доказательств этому не существует. Его место рождения не задокументировано. Голландский историк искусства Г. Дж. Хогеверф писал в 1942 году, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от Утрехта. Но источник для такого заявления не отслеживается. Муниципальные архивы Амерсфорта не зафиксировали ни одного Стома. Фамилия Стом, под которой он был известен при жизни, является фламандским именем, распространённым в южных Нидерландах. Большинство людей, носивших это имя в Голландской республике того времени, были иммигрантами из южных Нидерландов. Поэтому вполне возможно, что Стом либо сам был фламандцем и провёл большую часть своей молодости в Южных Нидерландах, либо, наоборот: он был эмигрантом (или сыном эмигранта) в Голландской республике. В начале реформации множество протестантов были вынуждены покинуть фламандские земли и перебрались в Голландию - вполне себе реальная история миграции...


Матиас Стомер (ок.1600-после 1650). Взятие Христа под стражу. Ок.1632-1635. Драматизм «ночных сцен» Стомера обычно усиливается необычными ракурсами и выразительными жестами персонажей, показанных с близкого расстояния.


Около 1635 года Стом покинул Рим и до 1640 года (может быть и позднее) жил и работал в Неаполе, позже - в Палермо, Сицилия (ок. 1641 г.), и его окрестностях: (Каккамо, Монреале). В Неаполе он подвергся влиянию испанского живописца-караваджиста Хусепе де Рибера. Несколько картин Стома находились в мальтийских коллекциях, что указывает на то, что у Стома были покровители на Мальте, хотя неизвестно, писал ли он эти работы именно там. Последнее сохранившееся письменное упоминание о Стоме относится к 1649 году и связано с алтарным образом Ассунты (Вознесения Мадонны), написанному им для церкви Санта-Мария-де-Лорино в городе Кьюдуно недалеко от Бергамо в Ломбардии. Стом мог отправить этот запрестольный образ из Сицилии, но более вероятно, что в последние годы своей жизни он работал в северной Италии.


В один прекрасный момент сил не осталось от слова совсем и мы пошли к выходу. Дождь практически перестал, в центре внутреннего дворика, правда, еще не обсохли стулья и столы и кофе пришлось пить в тесном и непрезентабельном помещении кафе. Хорошо, что на сегодня планов больше не было - после такого тяжелого похода требуется отдых.

image Click to view


Неаполь, Италия, Путешествия, искусство, #такаязима, #10точекнакарте

Previous post Next post
Up