После осмотра коллекции оружия нам предстояло взять штурмом еще и третий этаж музея, который открывают строго по часам и лифт туда не поднимается. С благодарностью судьбе думаю о том, что сейчас я бы на такой подвиг уже не сподобилась. На входе - металлоискатель, рамка, как в аэтопорту и герметичные двери, сохраняющие особый температурный режим. Ждали часа х на улице - кроме одной мраморной скамейки и посидеть в заведении негде.
.
Второй этаж разделен на площади Неаполитанской галереи и коллекции современного искусства: в частности, в залах с 61 по 97, исключая 62, размещена галерея искусств Неаполя с тринадцатого по восемнадцатый век, комната 62 посвящена гобеленам Авалоса и комнаты с 98 по 101 в коллекции д’Авалоса, а зона современного искусства занимает две комнаты плюс другие, которые находятся на третьем этаже.
Цикл гобеленов «Битва при Павии». Здесь мы опять натыкаемся на Карла 5 Габсбурга, хозяина и повелителя всех имеющихся Сицилий.
Первая военная победа императора Карла V - битва при Павии - была отмечена циклом из семи драгоценных гобеленов, представляющих различные эпизоды сражения. Они изготовлены из шерсти, шелка, серебра и золота и имеют от 8 до 9 м в ширину и около 4,3 м в высоту. Этот шедевр является одним из лучших комплектов, произведенных ткачами Брюсселя в XVI в. Он был соткан между 1528 и 1531 гг. в мастерской Виллема и Яна Дермойенов (Dermoyen) на основе картонов южнонидерландского (фламандского) живописца Бернарда ван Орлея (Bernard van Orley, 1488 - 1541), которые он нарисовал между 1525 и 1528 гг.
В то время гобеленовые мастерские Брюсселя пользовались всемирной известностью, и фламандские художники специализировались на применении своих талантов портретистов или пейзажистов к монументальным масштабам этого жанра. Бернард ван Орлей стоял тогда во главе большой брюссельской мастерской по изготовлению картонов, в которой было занято множество специалистов. Он был придворным художником дочери Максимилиана I и Марии Бургундской эрцгерцогини Маргариты Австрийской (1480 - 1530), правительницы Нидерландов и тетки Карла V, под покровительством которой тот жил до 17 лет. Поэтому мастер был вовлечен в комиссию, занимавшуюся гобеленами на тему битвы при Павии.
Карлу V гобелены были представлены и преподнесены Генеральными штатами Нидерландов 2 марта 1531 г. в его брюссельском дворце. Вначале они были частью Имперской коллекции Габсбургов, а к концу XIX в. стали собственностью наследников Фернандо-Франческо д’Авалоса, маркиза ди Пескáры (ит. Fernando Francesco d’Avalos, Marchese di Pescara; 1496 - 1525), кондотьера, испанского генерал, вице-короля Сицилии (на фото[ii] слева). Он был одним из главных героев битвы, после которой скончался от ран. В конце XIX в. гобелены вошли в коллекцию Национального музея Каподимонте Неаполя. Семь масштабных рисунков Бернарда ван Орлея, связанных с серией, хранятся в Лувре.
Гобелен № 7. Вылазка гарнизона Павии, разгром и бегство швейцарцев. Поскольку гобелены не имеют названий, их сюжеты ученые, как правило, трактуют, исходя из тщательного анализа военных деталей изображения. Несколько надписей вкрапленных в орнаменты костюмов, конную сбрую и оружие, служат для определения персонажей, сражающихся друг с другом. При этом флаги, доспехи и костюмы позволяют, по словам специалистов, идентифицировать все армейские подразделения. Гобелены действительно изготовлены очень искусно. Кажется, что перед нами не ковры, а картины, написанные маслом. Тем не менее, трудно было бы ожидать, что костюмы персонажей будут изображены на них с той же точностью и с тем же разнообразием фасонов, что на гравюрах немецких мастеров, посвященных ландскнехтам.
Бернард ван Орлей и художники его мастерской взяли для участников сражения наиболее характерную для их подразделений одежду. Они ограничились небольшим количеством ее вариантов без проработки деталей. Поэтому о конструкции костюмов персонажей можно судить лишь приблизительно. В то же время гобелены позволяют узнать, как одевались испанские аркебузиры, и сравнить одежду всех трех подразделений наемников: испанцев, швейцарцев и ландскнехтов. Тщательное изучение их костюмов показывает, что они отличались незначительно. Их различие было неявным и для участников событий. Поэтому, чтобы отличить своих от чужих, они использовали специальные метки на костюмах, соответствующие флагам и гербам своих нанимателей, а также сами флаги. Гобелены великолепны, а о самой битве прекрасно рассказывается
вот тут. Гобелены битвы при Павии явились вкладом в прославление императорской победы.
Неаполитанская галерея состоит из сорока четырех комнат и картин, а также скульптур и гобеленов, созданных неаполитанскими художниками или людьми, которые не являются местными, но которые работали или отправляли работы в город и оказали влияние на местную школу в период между тринадцатым и восемнадцатым веками. Коллекцию начали собирать в начале 19-го века, как после закрытия монастырей в период наполеоновского господства, так и эмиссарами Бурбонов в поисках работ, которые будут включены в королевскую коллекцию. Плюс работы, подаренные коллекции и оставленные в наследство.
Таким образом основные темы картин - это религиозные темы, которые украшали церкви, а также сражения, мифологические сцены и натюрморты, более светские темы, часто заказываемые частными лицами для своих буржуазных домов. Музейная планировка залов, как правило, воспроизводит тесную взаимосвязь между историей и историей искусства в неаполитанской области и на юге Италии в целом, с работами, заказанными как правящим домом, так и аристократами, которые сделали неаполитанскую столицу международным культурным центром.
.
В комнате 61 начинается Неаполитанская галерея: поэтому здесь размещаются работы разных типов, демонстрирующие разнообразие и сложность художественных произведений Неаполя, но также и тех работ, которые были реставрированы; Выставка включает Полиптих с историями Страстей, из алебастра и дерева, изготовленного в Ноттингеме, гобелен с изображением креста и деревянные статуи Джованни да Нола.
Зал 63 и следующие две ведущие работы из культуры Кампании, начиная с конца XII века до начала XV века: заслуживают внимания Сан Доменико, полиптих из неаполитанской церкви, мраморный объект, принадлежащий канделябру, и темпера-панель на тему «Санта-Мария-де-Флумин», пришедшая из церкви недалеко от Амальфи, которая показывает византийское и арабское влияние, присутствующее на полуострове Сорренто.
Зал 64 показывает влияние, которое приход династии Анджевинов и их вежливого мира на неаполитанское искусство; на самом деле, новые государи приносят в город важные работы по реконструкции, со строительством дворцов и церквей, которые впоследствии должны быть украшены. И художники, вызванные на эту работу, вдохновлены Джотто, лично присутствующим в городе, и его мастерской: это тот случай, когда в этом зале выставлялся Роберто д’Одеризио с его Распятием, Мадонной смирения и сиенской Андреа. Ванни с Сан Джакомо Апостоло. <
..................>
Сокровищ коллекции Фарнезе хватило, чтобы наполнить целых два музея Неаполя: греко-римские античные скульптуры из этого собрания были размещены в Археологическом музее Неаполя, а картины - в Каподимонте. Картинная галерея музея включает произведения европейских (главным образом, итальянских) художников позднего Средневековья, периода Возрождения и эпохи барокко. Этот музей предлагает также самое полное собрание неаполитанской школы живописи 15-19 веков. Часть картин, выставленных в музее, по соображениям безопасности и для обеспечения оптимальных условий хранения перенесена из исторических храмов Неаполя (Сан-Доменико-Маджоре, Сан-Лоренцо-Маджоре и др.).
.
Нам сильно не повезло: значимая часть коллеции Музея в это время экспонировалась в Лувре, поэтому некоторые шедевры посмотреть не удалось. В частности, было огорчительно не увидеть «Бичевание Христа» Караваджо, «Распятие Христа» редкого Мазаччо, «Антею» Пармиджанино, «Преображение Христа» Беллини, несколько работ Тициана, Корреджо и других - всего 33 выдающихся полотна и почти столько же предметов декоративно-прикладного искусства, которые до января 2024 года находятся на выставке в Париже. Но даже и без них собрание Каподимонте впечатляет.
Вот с Тицианом нам повезло. Тициан (1489-1586). Кающаяся Магдалина. Ок.1550. История картины запутана существованием нескольких копий и вариантов - она и Даная являются самыми распространенными сюжетами в творчестве Тициана. Считается, что этот вариант работы - 3-й по времени написания из четырех существующих. <
................>
За небывалое количество шедевров живописи и скульптуры знатоки прозвали главный художественный музей Неаполя - Каподимонте (официальное полное название - Национальные музей и галереи Каподимонте). Его называют "неапольским Уффици", что ставит Каподимонте в ряд самых значительных художественных музеев мира.
Здесь я углядела совершенно новое для себя изображение тайной вечери, которой уж по счету. Вот автора не записала, теперь не могу найти. Сюжет считывается моментально, а вот все остальное очень необычно. Начиная с голого торса Христа , уже как бы подготовленного к распятию, и присутствие на заднем фоне человека в черном - белый воротник испанца невозможно не заметить.
Если упомянуть легенду о граале, то здесь как раз все предельно четко: металлический кубок, чем-то прикрытый, явно ни при чем, а Христос пьет и деревянного кубка плотника. Привет тебе, Индиана Джонс!
Кто расстарался, обогатив коллекцию множеством Голландцев - не знаю, но он был большим умницей.
Маттиас Стом, или Матиас Стомер (нидерл. Matthias Stom, Matthias Stomer, ок. 1600, предположительно Амерсфорт - после 1652, Сицилия или Северная Италия) - нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Романист. Известен также под именами Matteo Stoma, Matthias Stomma, Matteo Fiammingo (Маттео Фламандец). В прошлом художника обычно называли «Стомер», однако в качестве подписи он использовал имя «Стом». Предполагалось, что «Стом», в переводе с голландского означает «тупой», и такое имя было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдал от инвалидности. Однако доказательств этому не существует. Его место рождения не задокументировано. Голландский историк искусства Г. Дж. Хогеверф писал в 1942 году, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от Утрехта. Но источник для такого заявления не отслеживается. Муниципальные архивы Амерсфорта не зафиксировали ни одного Стома. Фамилия Стом, под которой он был известен при жизни, является фламандским именем, распространённым в южных Нидерландах. Большинство людей, носивших это имя в Голландской республике того времени, были иммигрантами из южных Нидерландов. Поэтому вполне возможно, что Стом либо сам был фламандцем и провёл большую часть своей молодости в Южных Нидерландах, либо, наоборот: он был эмигрантом (или сыном эмигранта) в Голландской республике. В начале реформации множество протестантов были вынуждены покинуть фламандские земли и перебрались в Голландию - вполне себе реальная история миграции...
Матиас Стомер (ок.1600-после 1650). Взятие Христа под стражу. Ок.1632-1635. Драматизм «ночных сцен» Стомера обычно усиливается необычными ракурсами и выразительными жестами персонажей, показанных с близкого расстояния.
Около 1635 года Стом покинул Рим и до 1640 года (может быть и позднее) жил и работал в Неаполе, позже - в Палермо, Сицилия (ок. 1641 г.), и его окрестностях: (Каккамо, Монреале). В Неаполе он подвергся влиянию испанского живописца-караваджиста Хусепе де Рибера. Несколько картин Стома находились в мальтийских коллекциях, что указывает на то, что у Стома были покровители на Мальте, хотя неизвестно, писал ли он эти работы именно там. Последнее сохранившееся письменное упоминание о Стоме относится к 1649 году и связано с алтарным образом Ассунты (Вознесения Мадонны), написанному им для церкви Санта-Мария-де-Лорино в городе Кьюдуно недалеко от Бергамо в Ломбардии. Стом мог отправить этот запрестольный образ из Сицилии, но более вероятно, что в последние годы своей жизни он работал в северной Италии.
В один прекрасный момент сил не осталось от слова совсем и мы пошли к выходу. Дождь практически перестал, в центре внутреннего дворика, правда, еще не обсохли стулья и столы и кофе пришлось пить в тесном и непрезентабельном помещении кафе. Хорошо, что на сегодня планов больше не было - после такого тяжелого похода требуется отдых.
Click to view