Дачный домик солнечного короля

Jun 15, 2023 20:55



Париж случается не каждый день. И слава Богу, конечно, но тем не менее, выжать из минимального набора дней максимальную пользу для дела и объять необъятное - это, конечно же, наше все. Поэтому первый же полноценный парижский день был отдан на растерзание Версалю. Если уж возвращаться куда-то, то - обязательно, закрывая гештальты. До Версаля мне не судьба была добраться ни в одну из поездок до того (странно - и время было, и машина местами под рукой, а вот - никак) посему - в Версаль, все в Версаль. Самостоятельно добираться мне показалось сложным, да и от вокзала до дворца нужно было бы дорираться пешком, оно нам нужно? Вот и были взяты билеты на автобусную экскурсию.


Дождавшись времени "Ч" и рассевшись на лучшие места, мы начали готовиться к встрече с прекрасным. Нужно сказать, что экскурсия была заказана на английском, к этому я была готова, но, как обычно, все пошло не по плану. Группа оказалась сплошь испанской и сопровождающий дяденька всю дорогу (а езды от эифелевой башни до стоянки возле Версаля в рабочий день -  добрый час) живописал историю Франции, короля-Солнце и Версаля на чистопородном испанском. Не подозревала, что я в таком объеме способна понять практически незнакомый мне язык...


С погодой нам не повезло, моросил противный дождь и из окна автобуса съемка не задалась. Раздолбайские водитель с сопровождающим не догадались включить на верхнем ярусе дворники - зачем, ну действительно? Впрочем все дальнейшее было уже не важно. Дальше мы гуляли уже практически под крышей и в помещении.


Возле стоянки нам показали скульптуру ангела, возле которой нужно было собраться к определенному часу после прогулки и автобус уехал. А мы с билетами в зубах отправились ко входу в пещеру к этому Али-Бабе.


Поскольку мои лично познания по истории и географии этих мест не отличаются полнотой, я позволю себе отступление в сторону матчасти.


История Версальского дворца начинается в 1623 году со скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию короля из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается Мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского Жан-Франсуа де Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.


Во главе Франции на тот момент стоял Людовик XIII Справедливый (27 сентября 1601, Фонтенбло - 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Лэ) - король Франции и Наварры с 14 мая 1610 года из династии Бурбонов; сын Генриха IV и Марии Медичи. Его правление отмечено высоким влиянием кардинала Ришельё на посту Первого министра Франции, ослаблением вельмож и протестантов, борьбой с Габсбургами и их монархией, утверждением военного господства Франции в западной Европе в результате Тридцатилетней войны.

image Click to view


Так и стоит перед глазами хитрая физиономия Табакова, долговязая фигура Александра Трофимова. Ришелье и несколько наглое изящество Алисы Фреиндлих - Анну Австрийскую я по сей день представляю себе иначе...


В браке с Анной Австрийской у Людовика XIII родились будущий «король-солнце» Людовик XIV и Филипп, герцог Анжуйский - основатель Орлеанского дома. Рождение первенца после долгих лет бездетности рассматривалось королевской четой как «дар небес», отчего король подписал Обет Людовика XIII(посвящение французского королевства Деве Марии).


В 1624-1631 годах по распоряжению Людовика XIII архитектор Жак Лемерсье вместе с архитектором Филибером Леруа перестраивал Охотничий замок в официальную загородную резиденцию короля. Он оформил новый, восточный фасад дворца в типичном стиле Людовика XIII - раннего французского классицизма, сохраняющего традиции французской ренессансно-готической архитектуры предыдущей эпохи.


Небольшой внутренний двор - курдонёр (фр. cour d'honneur - «почётный двор») - позднее Луи Лево окружил боковыми корпусами. Название возникло от мощения двора разноцветными мраморными плитами. Фасад дворца с двуцветной окраской, характерными высокими «французскими окнами» с мелкой расстекловкой, высокими скатами кровли с люкарнами, балюстрадой и скульптурой представляет собой характерный пример стиля Людовика XIII.


Стиль Людовика XIII или Louis Treize был модой во французском искусстве и архитектуре, особенно влияя на визуальное и декоративное искусство. Его отчетливость как периода в истории французского искусства имеет много общего с регентством, в соответствии с которым Людовик XIII начал свое правление (1610-1643). Его мать и регент, Мари де Медичи, импортированные манеры с ее родины Италии и влияние итальянского искусства, должны были ощущаться в течение нескольких десятилетий.


Живопись в стиле Людовика XIII находилась под влиянием с севера, через фламандское и голландское барокко, а с юга - итальянский манер и раннее барокко. Школы развивались вокруг Караваджо и Питера Пауля Рубенса. Среди французских художников, которые смешивали итальянский манер с любовью к жанровым сценам, были Жорж де Ла Тур, Симон Вуэ и братья Ле-Нэйн. Однако влияние художников на последующих поколениях было сведено к минимуму ростом классицизма при Николасе Пуссене и его последователях.


Итальянские стили в равной степени влияли на архитектуру Людовика XIII. Величайший французский архитектор эпохи, Саломон де Броссе, создал Люксембургский дворец для Мари Медичи. Де Броссе начал традицию классицизма в архитектуре, которая была продолжена Жаком Лемерсье, который завершил Дворец и чья собственная самая известная работа периода Людовика XIII - часовня Сорбонны (1635). Под следующим поколением архитекторов французское барокко должно стать еще более классическим.


Во время Людовика 13 войны гугенотов во Франции были прекращены, и земля была умиротворена Указом Нанта. Король и его двор теперь проводили много времени в их собственных резиденциях, а не в армейских лагерях. Это привело к росту спроса на удобную и в то же время роскошную деревянную мебель, которая в основном была изготовлена ​​из дуба и пихты. Столярные изделия переживали сильный подъем, потому что даже повседневная мебель, такая как стулья и столы, теперь украшена и выполнена в многочисленных вариантах. Несмотря на вырезанные или обернутые украшения, мебель все еще была очень громоздкой, потому что стабильность все еще была на переднем плане, поэтому характерный стиль Луи-де-Жанейро Ренаты Дольц характеризуется «суровым великолепием».


Популярными мотивами в резьбе были херувимовые головы, богато украшенные гирлянды, картошь, гирлянды из фруктов или цветов, гротески и акантовые украшения. Гладкие поверхности часто делались путем инкрустированной работы из драгоценных материалов, таких как мрамор или эбеновое дерево, с использованием шпона из черного дерева Марией Медичи. Отличительными особенностями мебели Louis-Treize являются изогнутые опоры в витых или балюстрадных формах, особенно на ногах или перекрестных брекетах. Можно выделить два основных типа мебели для сидения: стул с высокой задней поверхностью и кресло с подлокотниками и низкую заднюю поверхность. Часто они были оснащены тканевыми или кожаными мягкими и мягкими сиденьями и задними поверхностями.


Время Людовика XIII. и связанная с ним фаза мира также привела к появлению новых удобных предметов мебели, которые раньше не были обычным явлением. Они включают в себя много ящиков, оборудованных шкафами для хранения драгоценных предметов и драгоценных, а также великолепных кроватей с навесами из ценных тканей. Людовик XIII. Он часто заканчивал свои официальные приемы в великолепной кровати, и в то время табуреты, небольшие сидения, установленные рядом с кроватью, стали модно.


Вероятно, самый производительный художественный район во времена Людовика XIII. была архитектура, которая, как и все другие области искусства, сильно повлияла на итальянский ренессанс. Отличительной чертой архитектурного стиля того времени была трехцветность зданий. Красная кирпичная кладка была прервана Eckschaderungen, а оконные и дверные рамы сделаны из легкого Haustein, техника, которая называется во французском Brique-et-Pierre. Однако это было уже распространено под французским королем Генрихом IV. И жил в походах в стиле Луи еще дальше.


В зданиях, построенных в этой технике, обычно была высокая крыша, покрытая черной черепицей, что способствовало третьему цвету. Примерами этого метода являются дома вокруг Парижской площади Вогезов, первого этапа дворца Версаля и замка Баллерой, спроектированного Франсуа Мансартом. Даже в проектах Жака Лемерсье все еще ощущалось влияние Италии. Его проекты были заказаны кардиналом Ришелье, например, в 1635 году началось и закончилось в 1642 году в Сорбоннской церкви.


С другой стороны, чисто классическое здание Gastons d’Orléans в замке Блуа уже объявило о более строгом неоклассическом стиле. Самым известным архитектором стиля Луис-Трейзе был Саломон де Броссе, который разработал как Дворец правосудия в Ренне, так и Люксембургский дворец для Марии Медичи. Его спроектированный фасад церкви Сен-Жерве в Париже является одним из самых ранних примеров классической архитектуры, как и церковь, построенная Мансартом аббатства Валь-де-Грас.


Тем не менее, они также охватывают стремление к единству и величию, что Ренессанс выступает как «возвращение к антиквариату». Они ищут простоту линий; древний репертуар (колонны, изогнутые фронтоны) более монументален, как замок (разрушенный) Ришелье, король строит очень мало … если не первый Версаль. Действительно, царство Людовика XIII характеризуется бесчисленными войнами, финансируемыми налогами французов, и, зная о трудностях, которые им пришлось финансировать во всех военных кампаниях, король отказался также наложить расходы на здания, потому что он любил своих людей и особенно пострадал, когда он пострадал. Place des Vosges в Париже символизирует этот двойной тренд, сразу очаровательный и живописный, и строго регулярный, почти без орнамента. Его открыли молодой Людовик XIII, однако он был заказан его отцом Анри IV. <............................>


«Стиль Людовика XIII» в архитектуре - это переходный стиль; он остается очень заметными стилями предыдущих царствований, но продолжает движение , которое приведет к классицизму в Гранд Siècle . Со времен «второго Возрождения  » архитекторы сначала приняли формулу маньеризма , в которой завитки, ниши, наклонные французские крыши , слуховые окна, каменные ножки и контраст материалов (камень, кирпич, сланец)) оживляют здания. <.......................>


Между началом правления Генриха IV и смертью Людовика XIV Франция создает собственное классицистическое барокко, которое позже перенимается всей Европой. У его истоков стоят архитекторы и сооружения Второго Ренессанса. Непрерывность развития этого стиля обеспечивается представителями нескольких семей, в руках которых в основном и находится французская архитектура: Дюсерсо, Метцо, Мансар, Лево. Начав в 1668 г. с расширения небольшого отцовского замка в Версале, Людовик XIV преобразует его в монументальное сооружение. Первоначально новый комплекс планировался как место проведения королевских празднеств, однако позже был расширен для размещения 35 тыс. людей и 6000 лошадей. Он является выражением особой формы абсолютизма, когда дворянство находится в непосредственной близости к королю и держится в плену придворного этикета и дворцовых интриг.



Версаль задает программу-максимум строительства французских замков барокко периода расцвета:
- сооружение с 3 крыльями с парадным двором, 4-я сторона закрыта решеткой
- внутренние дворы
- придворная капелла и театр -прямоугольные и полуциркульные окна
- у выдвинутой в сад средней секции и боковых крыльев по 3 ризалита, украшенных ионическими колоннами; отступающие в глубину части здания расчленены ионическими пилястрами; нижний этаж рустованный; постаменты аттика увенчаны вазами и трофеями; закрытая крыша
- крыши парадного двора и королевского крыла - мансардные
- зеркальная галерея на садовой стороне и анфилады
- продолжение архитектуры в парке
Декор стиля Людовика XIV восходит к гравюрам Лепотра. Античное происхождение имеют пластические или рельефные трофеи, щиты, шлем с дубовыми или лавровыми листьями, тяжелые гирлянды и т. д. Украшениями личностного характера являются: солнце в медальоне, монограмма из двух переплетенных букв L, цветок лилии на одной из королевских корон.
Второй период стиля Людовика XIV начинается в 1687 г. с декорации дворца Большой Трианон: более скромные формы, отказ от мифологических мотивов: вместо них используются арабески, «шинуазри». Чопорная пышность, неестественный церемониал, интриги и нездоровые условия жизни в переполненном Версальском замке, где развлечения - сплошное принуждение, побуждают знать переселяться в начале XVIII в. в городские дворцы. Здесь она начинает вести более естественный образ жизни и быстро превращает придворное барокко в более «домашние» стили: режанс и рококо <............................>
Ну что, проникись временем и аурой - пора на штурм крепости.

#тосамоелето, Путешествия, #10точекнакарте, замки, Франция

Previous post Next post
Up