Первым номером нашей парижской программы получилась опера. Как же я надеялась, что из трех вечеров хоть один подарит возможность послушать в знаменитом здании оперу, но увы. Приезжать сюда нужно, очевидно, под конкретные билеты в театр, а не билеты от авиакомпании. Но желание посмотреть на этот шедевр изнутри было настолько велико, что я согласилась и на экскурсию. Пройти мимо было бы просто преступно. Хорошо, что я вовремя спохватилась - билеты можно взять онлаин, но количество на день ограничено.
Если бы все быпо спланировано так изначально, логично было бы поехать из аэропорта на автобусе, он приходит прямо к опере (
как я в прошлый свой сюда приезд и сделала). Но первоначальный план остановиться неподалеку от северного вокзала , а вместе с тем и от оперы, был изменен и остановились мы на ветке RER B от которой ехать в оперу оказалось несколько дольше. Не скажу - сложнее, но времени занимает очень много. Ехать - быстро, основное время отнимают невероятно длинные переходы.
Если бы не ленты эскалаторов, мы уходились бы еще в первые два часа. Это я к тому, что парижское метро мне удобным не показалось в плане расположения станций и особенно пересадок.
Опера́ - пересадочный узел Парижского метрополитена, названный по расположению рядом с главной французской оперной сценой. Располагается в конце авеню де л'Опера и недалеко от бульвара Осман. Отличительной особенностью является пересечение всех трёх линий в одной точке, которая получила среди французов обозначение «хорошая».
Зал линии 3 открылся 19 октября 1904 года в составе первого пускового участка Вилье - Пер-Лашез. Для сооружения станции была сооружена шахта глубиной 20 метров с целью укрепления конструкций при уже планировавшемся тогда строительстве линий 7 и 8. Зал линии 7 открылся 5 ноября 1910 года в составе первого её пускового участка Опера - Порт-де-ля-Виллет. 13 июля 1913 года открылся зал линии 8 в составе участка Опера - Шарль Мишель, который в 1937 году был поделён между линиями 8 и 10 по станции Ламотт-Пике - Гренель.
1 апреля 2016 года станция приняла участие в первоапрельской акции, в ходе которой часть вывесок с названием на один день была заменена на пародийное название «Apéro». По замыслу организаторов акции, первоапрельское название станции является палиндромом к настоящему. Пассажиропоток пересадочного узла по входу в 2011 году, по данным RATP, составил 12 389 715 человек. В 2013 году этот показатель снизился до 12 269 711 пассажиров (12 место по уровню входного пассажиропотока в Парижском метро)
Зал линии 3 построен по типовому проекту однопролётной станции мелкого заложения с боковыми изогнутыми платформами и металлическими перекрытиями на потолке. Зал линии 7 и 8 построены по проекту типовой (1900-1952) односводчатой станции мелкого заложения с боковыми платформами. Путевые стены и потолки залов линий 7 и 8 отделаны керамической плиткой, в верхней части свода над каждой из платформ закреплены ряды светильников карнизного типа.
Мы вынырнули на оперную площадь, строго следуя указателям "Пале Гарнье", коих оказалось достаточно много, чтобы не заблюдиться. В моей памяти сохранились картинки подземной жизн Парижа еще с первого приезда сюда в начале 90-х. Туннели, развязки, станции - здесь можно плутать годами.
Здание оперы обнаружилось не сразу. Отчасти - потому, что не знали, - в каком направлении смотреть, а отчасти потому, что фасад завешан сеткой, здание на ремонте. Главный фасад находится на южной стороне здания, выходит на площадь Оперы и завершает перспективу вдоль авеню Оперы. В создании орнамента участвовали четырнадцать художников, мозаичистов и семьдесят три скульптора. Две позолоченные фигурные группы, "Гармония" и "Поэзия" Шарля Гюмери, венчают вершины левого и правого аванкорпусов главного фасада. Они оба выполнены из позолоченной меди методом электротипии.
Гранд-опера́, в современной Франции известна как Опера́ Гарнье́ - театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета в мире. Расположена во дворце Гарнье (Palais Garnier) в IX округе Парижа, в конце проспекта Оперы (avenue de l’Opéra), около одноимённой станции метро. Здание Парижской оперы, построенное архитектором Шарлем Гарнье в 1860-1875 годах является выдающимся памятником архитектуры стиля Второго ампира, или Стиля Наполеона III, и относится к эпохе крупных преобразований города, воплощённых планом императора Наполеона III и префекта Парижа, барона Жоржа Эжена Османа.
Долгое время здание театра именовалось Парижской оперой, но после открытия в 1989 году второй театральной площадки для Парижской национальной оперы - Оперы Бастилии, его стали называть именем архитектора Шарля Гарнье. Оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Парижская национальная опера» (Opéra national de Paris).
Мы обходим здание почти вокруг: вход для жаждущих осмотреть шедевр изнутри - с восточного фасада. Очередь делится честно на тех, у кого на руках билеты и на тех, кто решил проскочить на авось. Вторых заметно боольше, но и нам приходится немного подождать, минут 15, не больше, прежде, чем мы попадаем в святая святых.
Мимоходом обращаю внимание на средневековое еще устройство, не позволяющее использовать укромные углы в качестве общественной уборной. Встречается не так часто.
Опера Гарнье - тринадцатая по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. Тогда же был создан театр, названный Королевской академией музыки. В 1671 году он был объединён с Королевской академией танца и стал именоваться Королевской академией музыки и танца. Король Людовик XIV выдал патент поэту П. Перрену и композитору Р. Камберу на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671 году после объединения с Королевской академией танца театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца, которая начала свою деятельность 3 марта 1671 года постановкой музыкальной трагедии «Помона», написанной его основателями - П. Перреном и Р. Камбером.
.
После Великой французской революции театр несколько раз менял своё название («Театр Искусств», «Театр республики и Искусств», «Театр Оперы»); после коронования Наполеона Бонапарта именовался Императорской академией музыки, а с реставрацией Бурбонов ему было возвращено прежнее название - «Королевская академия музыки и танца». В 1871 году, после установления республики, театр получил название «Гранд-Опера́».
После покушения на жизнь Наполеона III 14 февраля 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier) император отказался его посещать и потребовал построить новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителем стал никому не известный тридцатипятилетний
Шарль Гарнье. Опера Гарнье имеет отдельный вход для императора; он мог выйти в павильон и добраться до своей ложи без контакта со зрителями.
Mонумент Шарлю Гарнье у здания Оперы. Архитектор Ж.-Л. Паскаль, скульптор Г.-Ж. Тома. 1902
Работы по возведению оперы длились 15 лет - с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Оставались недоделанные места, например Зеркальная ротонда и курительная галерея. Последняя так никогда и не была закончена. Официально Гранд-опера́ открылась 5 января 1875 года.
24 декабря 1907 года в двух герметичных урнах были запечатаны 24 грампластинки на 78 оборотов в минуту, отобранные Альфредом Кларком (директором французского филиала компании «Граммофон»), а урны затем зарыты в подвалах Дворца Гарнье. Это послание в будущее, обновлённое в 1912 году, было составлено главным образом из лирических записей величайших певцов начала XX века, таких как Энрико Карузо, Эмма Кальвэ, Нелли Мельба, Аделина Патти и Франческо Таманьо.
По желанию Альфреда Кларка урны должны быть открыты не раньше, чем через 100 лет. После их нахождения во время реставрационных работ 1988 года, заботу о них поручили Государственной библиотеке Франции. Как только 100 лет прошли, урны были официально извлечены 19 декабря 2007 года. В 2008 году их открыли, и правопреемница «Граммофона» - компания EMI - выпустила сборник из трёх CD-дисков - записи, подаренные Альфредом Кларком.
В 2000 году главный фасад оперы был полностью восстановлен, он заново обрёл свою первоначальную многоцветность, а статуи - позолоту. В конце 2000-х годов в Париже на крышах зданий установили около 300 ульев, в том числе и на крыше театра оперы. Показатели сбора мёда оказались выше, чем в среднем по Франции, из-за более низкого содержания пестицидов в воздухе, в связи с запретом на их использование для выращивания городских зелёных насаждений. Зелени вокруг оперы я не увидела. Ни клумб с тюльпаами, нарциссами и прочими веселыми и яркими растениями, ни кустов сирени или черемухи, которые давали бы в дополнение к имеющейся романтике сумасшедший и дурманящий аромат. Хотя сирень еще цвела.
Гарнье придерживался внешнего дизайна, в котором внутренние функции были четко различимы, и снова взял на вооружение традиционную сцену-"пип-бокс", окружив ее грандиозной декорацией, сценой удовольствия и роскоши для празднеств императорского двора и торжествующего народа. Место для строительства было выбрано префектом Жоржем-Эженом Хаусманом в рамках продолжающегося преобразования мегаполиса. В 1858 году был проведен архитектурный конкурс; заявки были анонимными. Молодой неизвестный Гарнье неожиданно победил в этом конкурсе. В 1860 году начались трудные и длительные строительные работы. Проблемы возникли даже с землей для строительства, так как высокий уровень грунтовых вод затруднял надежность фундамента. Под зданием оперы находится резервуар для сбора грунтовых вод, который приходится регулярно проверять и откачивать насухо пожарной бригадой.
Строительство также затянулось из-за войны 1870/71 годов и упадка империи. После пожара в существующем оперном театре в 1873 году правительство Третьей республики решило достроить здание. Новый оперный театр был торжественно открыт 5 января 1875 года. До открытия Оперы Бастилии в 1989 году Дворец Гарнье был самым большим театральным зданием в мире (несмотря на то, что в Венской государственной опере и миланском Ла Скала больше мест). Его площадь составляет 11 237 квадратных метров, здесь есть место для 1 900 зрителей, зрительный зал освещает восьмитонная хрустальная люстра, а лестница отделана более чем 30 различными видами мрамора.
Снаружи арочные колонны нижнего фасада украшены аллегорическими скульптурными украшениями: лирическая поэзия, музыка, идиллия, декламация, песня, драма, танец и лирическая драма. Над арками можно увидеть медальоны с изображениями Чимарозы, Гайдна, Перголези и Баха. В нишах над лоджией находятся позолоченные бронзовые бюсты великих композиторов (Халеви, Мейербера, Россини, Обера, Спонтини, Бетховена и Моцарта). На аттике находятся бронзовые группы лирической поэзии с Музами и Гениями Славы. Огромный купол венчает статуя Аполлона, по бокам которого стоят фигуры Пегаса. Боковые и задний фасады опоясывает рельеф из двух переплетающихся меандрирующих лент, расположенный на уровне карнизов верхних окон. Подобный рельеф, напоминающий соединенные свастики, также можно найти в крыле Сюлли Лувра, но там он использован в качестве отделки облицовки стен ниже краев окон.
От уровня земли до вершины эстакады Дворца Гарнье - 56 метров (184 фута), до вершины фасада - 32 метра (105 футов). Длина здания составляет 154,9 метра (508 футов); ширина боковых галерей - 70,2 метра (230 футов); ширина восточного и западного павильонов - 101,2 метра (332 фута); 10,13 метра (33,2 фута) от уровня земли до дна цистерны под сценой. Конструктивная система состоит из каменной кладки стен; скрытых железных перекрытий, сводов и крыши.
Опера была построена в стиле, который, как говорят, Шарль Гарнье (1825-1898) сказал императрице Евгении, был "стилем Наполеона III". Стиль Наполеона III был весьма эклектичным и заимствованным из многих исторических источников; оперный театр включал элементы барокко, классицизма Палладио и архитектуры Ренессанса, смешанные вместе. Они сочетались с осевой симметрией и современными технологиями и материалами, включая использование железного каркаса, который был впервые применен в других зданиях Наполеона III, включая Национальную библиотеку и рынки Ле-Аль. Фасад и интерьер соответствовали принципу стиля Наполеона III - не оставлять ни одного места без декора. Гарнье использовал полихромию, или разнообразие цветов, для театрального эффекта, добиваясь различных сортов мрамора и камня, порфира и позолоченной бронзы. На фасаде Оперы использовалось семнадцать различных видов материала, расположенных в очень сложных многоцветных мраморных фризах, колоннах и пышных статуях, многие из которых изображают божеств греческой мифологии.
И греков, и ебиптян, и прочих во внутренних интерьерах мы увидим предостаточно. Зря что ли Гарнье так много путешествовал? И мы, получив на входе аудиогаид, устремились на встречу с Прекрасным.