Wiener Blut, Wiener Blut, Voller Schwung, voller Schmiss, voller Glut.....

Jul 21, 2022 11:51



Всю жизнь я считала, что окультуриваться нужно зимой. Потому, что летом все театры у нас закрывались на каникулы или уезжали на гастроли. Что, конечно, означало, что некоторые театры как раз к нам и приезжали, но случалось эдакое счастье редко. Лето считалось мертвым в смысле театра сезоном. Европа научила ценить лето в смысле культурного гурманства. Летние оперные фестивали возникли давненько, да и оперетта радует не первый десяток лет. Летняя оперетта для меня всегда была связана с озерной сценой в Мёрбише (где, увы, в результате политических подковерных игр два года назад оперетта закончилась и начался мюзикл). Но вот лет 7 назад я открыла для себя фестиваль Легара в курортном Бад Ишле. И с тех пор стараюсь не пропускать ежегодное мероприятие.


Покупка билетов на любое театрализованное действо в наших Европах - это прежде всего поиски и бронирование на эти даты отеля. Ушлмные люди делают это настолько заранее, что я начинаю догадываться о существовании абонементов для постоянных посетителей. Знакомые и любимые отели на сей раз оказались в пролете и пришлось мне снова математически решать логистические задачи.


Под руку попался отель Зоннхоф. На обычной карте горок не видно, просто точка , удобно расположенная что от местной термы (здесь - вообще все оптимально, лучше и не пожелать), и от вокзала (который нам-то был совершeнно не нужен, но может быть кому пригодится), и от Курхауса, куда мы , собственно и приехали.


Оказалось, что это очень старый трехэтажный дом, расположившийся на довольно высоком пригорке в не парке даже, а настоящем мини-лесу.


Парковочных мест - очень много. От кухни они решили отказаться напрочь, хотя в доме она имеется, и зал для завтраков, и уютная , недавно отремонтированная терраса, скорее зимнй сад - тоже.


Минимализм и простота нравов поражают. Приехали мы раненько, чтобы использовать время для термы, естественно на заселение не рассчитывали. Но хотели разобраться с бумажками и парковками. На рисепшене никого, бумажка на стекле просит постояльцев быть самостоятельными и разложены заполненные формуляры на гостей с ключами от комнат. Забрали ключ, удивились, но не огорчились. Несколько оторопели позже, когда пришли заселяться. Поскольку нам частенько везет, номер оказался на третьем этаже.


Лифт имеется. Хотя он здесъ со странностями. Пока разобрались, в каком углу кнопки вызова надо нажать, чтобы все заработало, могли уже и пешком подняться.


Тихо. И даже где-то уютно если любишь вот такие старые , древние дома. К жизни в мансарде нужно еще привыкнуть, поэтому шишку на голове я заработала в первые же пять минут и потом шугаласъ от всех стен.


Заведение кажется пустым и заброшенным, но это не так. Хозяев видели. Возле входа стоит под навесом стол с лавками. За столом сидит человек шесть с бокалами вина с утра до поздней ночи, так вот это они. Ну очень странное место.



Ну, мы не в отеле отсиживаться приехали. Нам культурной программы, пожалуйста, отсыпьте. Перед вечерним представлением обязателен традиционный ужин, так что уходили пораньше. Естественно снова пешком, в этом городе практически нет парковок там, где нужно и почти напрочь отсутствуют такси.


О городке и о фестивале я уже все, что знала - рассказала. Хотя имелись и новости, о которых мы узнали потому, что попали не просто на премьеру, а на открытие фестиваля. Со всеми реверансами и экивоками.


Фестиваль Легара (Lehar) в австрийском Бад-Ишле (Bad Ischl) избрал новое правление. Бизнесвумен из Бад-Ишля Бригитте Штумпнер (Brigitte Stumpner) сменила депутата Европарламента Ханнеса Хайде (Hannes Heide) на посту президента, мэр и советник по культуре Инес Шиллер (Ines Schiller) стала вице-президентом. Выборы «задали курс на будущее» и «дали четкий сигнал для связи между культурой, бизнесом и туризмом».


Штампнер является членом правления с 2004 года. «Организация находится в отличном состоянии, как в экономическом, так и в художественном отношении», - говорит новый президент, предвкушая свою задачу, которая включает в себя «сохранение того, что уже существует, и дальнейшее развитие фестиваля», сообщают австрийские СМИ. Сбалансированный бюджет на 2022 год, доходы и расходы которого составляют около 1,4 млн евро, также был одобрен на Генеральной ассамблее. Две трети дохода приходится на продажу билетов, еще 5 процентов - на спонсорство, пожертвования, членские взносы и т. д.


Фестиваль вступает в этот летний сезон (с 9 июля по 28 августа) без каких-либо обязательств, и предварительные продажи идут очень хорошо. В программе «Wiener Blut» Иоганна Штрауса, «Frau Luna» Пауля Линке и «Wiener Frauen» Франца Легара. В программу входят и другие предложения, такие как концерт «Легенды звукового кино» или музыкальное кабаре «Кабаре Оперетта». Совместно с Зальцбургским университетом и частным университетом в Линце Антона Брукнера научный симпозиум будет посвящен контексту «Фрау Луны» Линке. <...................>


А Бад Ишль вдруг всплыл в короне из множества известнейших австрийских фамилий в мемуарах. Кстати - мемуары великолепны.
"Гмунден. Воскресенье, 8 апреля.
В церкви сегодня утром было много беженцев из Вены - семейства Гогенлоэ, Пальфи и прочие. После обеда Пеячевичи отвезли Сизи Вильчек и меня обратно в Бад Ишль. На дороге нас остановила эсэсовская застава. Мгновенный страх! Геза предъявил свои фальшивые документы. Они потребовали наши. В моих документах значилось, что мне надлежит следовать в Шварцах-Санкт-Файт, а это совсем в другом направлении, и они сразу насторожились. Они стали цепляться к датам и поинтересовались, почему я до сих пор так далеко от места назначения. Я объяснила, что выехала из Вены значительно позже даты, указанной в моем предписании. В конце концов командовавший патрулем сержант сказал, что если бы он был не таким добрым, то выволок бы меня из машины и послал рыть окопы. Я разозлилась. «Полагаю, - ответила я, - что сейчас, на шестом году войны медсестрам найдется более полезное применение». Диалог был не из приятных, и путь мы продолжали в подавленном состоянии. В Бад Ишле Сизи и я сели на поезд в Гмунден. Теперь мы собираемся день-другой отдохнуть.


Понедельник, 16 апреля.
Поскольку поезда больше не ходят (из-за отсутствия угля), поехала на велосипеде в Бад Ишль, за сорок километров, забрать шубу и рюкзак, оставленные мной у Штарембергов. Экспедиция заняла пять часов! Местность здесь красивая. Но в одном месте у дороги опять оказался концентрационный лагерь. Вдали виднелись бараки. Лагерь был полностью огорожен колючей проволокой. Он называется Эбензее. Никто не знает точно, какие там заключенные и сколько их, но говорят, что это один из самых страшных лагерей в Австрии, и даже когда просто проезжаешь мимо, и то становится жутко. Концлагерь Эбензее (филиал Маутхаузена) славился суровыми условиями и высокой смертностью. При приближении 3-й армии генерала Паттона комендант-эсэсовец приготовился взорвать 30 тысяч остававшихся в лагере заключенных в туннеле, наполненном взрывчаткой, но охранники лагеря (в большинстве своем фольксдойче, репатриированные с Востока) отказались выполнить его приказ, и узники остались живы. Сейчас там мемориальное кладбище.Бад Аусзee . Четверг, 23 августа.
Сизи Вильчек и я покинули Гмунден окончательно. Теперь я хочу любой ценой воссоединиться с родными в Германии, если, конечно, они успели выбраться из Кенигсварта (который теперь занят чехами). Я оставила большую часть своего багажа у Штарембергов в Бад Ишле и поехала с Сизи в Бад Аусзее. На станции мы встретили Вильгельма Лихтенштейна (брата правящего князя), направлявшегося из Швейцарии в Штирию; он угостил нас извлеченными из чемодана ветчиной, сыром и галетами. Мы очень обрадовались, так как совсем ослабели от голода. У него было припрятано также семь маленьких бутылочек шнапса: он собирается расплачиваться ими с водителями, которые согласятся его подвезти. Между прочим, он сообщил мне, что Паул и Татьяна Меттерних находятся у себя в Йоханнисберге, который теперь в американской оккупационной зоне Германии. Это первое  известие о них, полученное мной с апреля! Он проводил нас до Аусзее и помог нести багаж." Васильчикова Мария Илларионовна Берлинский дневник 1940-1945

Ну вот, мы дошли и готовы к приему искусства. Хоть внутримышечно, хотъ внутривенно. Сегодня на фестивале Легара дают Штрауса-сына. Оно, конечно, несколько странно, но не может не радовать (Штрауса я люблю больше).


"Талант Иоганна Штрауса проявился не только в блестящих вальсах, но и в опереттах: «Летучая мышь», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» - эти произведения любимы публикой во всем мире. Но существует оперетта Штрауса, которой композитор… не создавал, тем не менее, она с успехом исполняется в разных театрах мира. Более того, оперетта «Венская кровь» родилась, когда Штрауса уже не было в живых (первое исполнение произведения после смерти композитора - к сожалению, не редкость в истории музыкального искусства, но в данном случае речь идет именно о создании). Вальс «Венская кровь» позже дал имя и мелодии составной оперетте Иоганна Штрауса «Венская кровь», которая была поставлена в Карл-Театре 26 октября 1899 г., т. е., через 5 месяцев после смерти короля вальсов. Партитура состояла из ранее изданных мелодий Иоганна Штрауса-младшего в аранжировке Адольфа Мюллера-младшего на увлекательное либретто (с действием на Венском конгрессе 1814-15 гг.) Виктора Леона и Лео Штайна, будущих авторов оперетты Франца Легара “Весёлая вдова” (1905 г.)».  Незадолго до смерти Иоганн Штраус дал согласие на постановку оперетты, составленной из его оркестровых пьес. "<.........................>


"Вот история появления этой оперетты: «20 апреля 1873 года в Вене эрцгерцогиня Гизела Луиза Мария, старшая дочь австрийского императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы вышла за принца Леопольда Баварского. В честь этого события было устроено множество блистательных мероприятий, приуроченных ко дню августейшего бракосочетания, в том числе придворный бал во дворце Хофбург и фестиваль в Пратере, а множество дворянских и гражданских обществ, не отставая от властей Вены, соперничали в организации разнообразных празднеств и увеселений. В их числе служащие венской Придворной оперы устроили специальную программу, и объявили, что 22 апреля 1873 года состоится «Бал Придворной оперы», в канун бала Венской оперы, выручка от которого предназначалась Пенсионному Институту, организовавшему событие.


Однако, австрийский император был не готов разрешить танцы в Придворной опере, которую он рассматривал как личный театр, поэтому праздник прошёл в Золотом зале Музыкального общества, в доме, где располагалось «Общество друзей музыки», а сегодня проходят еженовогодние концерты венской филармонии. Как хозяева «Бала Придворной оперы» артисты попытались представить себя публике в наилучшем свете и предложили гостям увлекательную программу. Они пригласили Штраус-Оркестр и его дирижера «гофбалмузикдиректора Эдуарда Штрауса», но прятали своё главное блюдо до полуночи, когда был объявлен часовый перерыв для отдыха музыкантов и танцоров. Затем наступил пик вечера, когда собственный оркестр венской Придворной оперы - венская филармония - сыграла короткий концерт.  Критик из газеты «Фремден-Блатт» 24 апреля 1873 года, сообщая о представлении, писал, что оно было сыграно «с таким огнём и точностью, что вряд ли кто-нибудь вспомнит исполнение лучше». Статья продолжалась так: «После этого Иоганн Штраус взошёл на дирижёрский подиум, чтобы представить новейший вальс «Венская кровь». Мы не согласимся, если кто-то скажет, будто мы перехвалили вальс, причисляя его к лучшим творениям нашего любимого Короля Вальсов. Эта танцевальная пьеса - собрание чистейших венских мотивов, полная мелодии и электрического ритма. По гремящему требованию вальс был повторён». Обозреватель из «Нового венского листка» 23 апреля 1873 был так же эмоционален, считая, что вальс «Венская кровь» - «один из самых красивых, которые Штраус написал в последние годы. В этих тактах по три четверти, иногда задорных, иногда сентиментальных, течёт свежая, вольная и красная венская кровь». Это исполнение вальса «Венская кровь» в ночь с 22 на 23 апреля стало первым случаем, когда король вальсов дирижировал прославленным Венским Филармоническим оркестром, который стал оркестром штраусовских традиций. (Через полгода, 4 ноября 1873 г., венский филармонический закрепил эти отношения, впервые исполнив под управлением Штрауса вальс “У прекрасного голубого Дуная” в Золотом зале Музикферайна на концерте, организованном оргкомитетом венской Всемирной выставки.) <..........................>


«Венская кровь» - беспрецедентный творческий курьёз в биографии Штрауса. Это оперетта-пастиччо (от итал. pasticcio - паштет, смесь), музыка которой собрана из отрывков ранее написанных произведений. 74-летний Штраус, уступив уговорам директора венского Карлтеатра, надеявшегося новым шедевром «короля вальсов» спасти театр от разорения, разрешил компиляцию из фрагментов своих мелодий. Опытные либреттисты Виктор Леон и Виктор Штейн сочинили сюжет, конечно же - с интригой, любовными приключениями, чередой недоразумений и хеппи-эндом. Капельмейстер театра Адольф Мюллер взялся за аранжировку музыки. Так и родился «паштет», «приготовленный» из почти тридцати произведений Штрауса. <....................>


Нравится мне читать описание опер и оперетт во всевозможных справочниках. Искрометный немецкий юмор переливается через край:
Краткое содержание для очень нервных: Незнакомый с письменностью граф переоценивает свои умственные способности и терпит фиаско и как мужчина тоже, ибо не способен развести по разные стороны жену и всего-то двух любовниц. (Неудивитльно, что Австрия проиграла сражение при Кёниггрэце).

Сюжет оперетты незамысловат, и во многом повторяет сюжет «Летучей мыши»:  любовные приключения, веселая путаница, неловкие ситуации и счастливый финал - герой влюбляется в собственную жену. Однако благодаря чудесной музыке и преобладающей в ней стихии танца все произведение проникнуто ощущением праздника.



Действие происходит во время Венского конгресса 1814-1815 гг., определившего новые границы европейских государств, и шуток на политические темы в либретто немало. Но, разумеется, оперетта не может сосредотачивать внимание исключительно на государственных делах - на фоне политических событий разворачивается запутанная и веселая любовная интрига. Участниками ее становятся любвеобильный граф, его супруга, секретарь графа с подружкой-модисткой , а также премьер-министр, искренне желающий спасти репутацию графа.

Некоторые сюжетные мотивы перекликаются с «Летучей мышью»: жену героя принимают за его любовницу, а в финале происходит счастливое воссоединение супругов - после всех бурных событий граф сумел оценить жену по достоинству, и секретарь тоже счастлив со своей возлюбленной. Казалось бы, в «Венской крови» было все, что могло обеспечить успех - и занимательный сюжет, и остроумные шутки, и чудесная музыка Иоганна Штрауса.


…«Скучный бюргер» граф Цедлау, посол крошечного саксонского государства, женился по брачному договору на жизнерадостной жительнице Вены Габриэле. Со дня заключения брака супруги живут отдельно. Тем временем граф, поддавшись магическому действию «венской крови», пускается на поиски новых любовных приключений.


Он - проходимец без роду и племени, разжившийся деньгами и пробившийся в большую политику. Она - титулованная, но разорившаяся графиня. Что скрывается за фасадом такого во всех отношениях выгодного брака? Случайные связи, пустые траты денег и дорогие любовницы! Весть об этом доходит до Габриэлы… Так завязывается интрига. <...................>


Веселая уроженка Вены Габриэла замужем за Балдуином, графом Цедлау, посланником графства Ройсс-Шляйц-Грейц. Практически сразу после свадьбы Цедлау оказывается невыносим и, поскольку в нем не хватает венской крови, Габриэла переезжает обратно в замок своих родителей. Затем одинокий Цедлау заводит роман с красавицей Франциской Кальяри. Балдуин также присматривает за девушкой своего слуги Йозефа Пепи Пляйнигер, которая работает помощницей модистки.


Габриэла в сегодняшней постановке - продвинутая эмасипе, она целеустремленно занимается психоанализом и за свои успехи на этом поприще получает приглашение на бал психоаналитиков в Вене, который дают в честь дедушки Фреида. Габриела заявляет супругу, что желает проживать на семейной вилле, где граф поселил раскатившую губу Франциску.

Не успевает Франциска съехать, как появляется графиня. За ней - о ужас! - князь Ипсхейм-Гиндельбах, премьер-министр Ройсс-Шляйц-Грейц и босс графа Балдуина и решает, что кокотка и есть жена графа, а прибывшая графиня - его любовница. Тут появляется сам граф и в ужасе от того, что его обвинят в аморальности (как же можно, за это и с должности попросят), просит князя заявить, что графиня его, князя, жена.

image Click to view



После бурной путаницы все они встречаются в Хойригере, в Хитцинге. Габриэлу сопровождает князь Ипсхейм-Гиндельбах и пытается ее (ну надо же!) склонитъ к взаимности, раз уж она кокотка.  Балдуин развлекается с помощницей модистки Пепи Пляйнигер, а Иозеф приходит с прекрасной Франциской Кальяри. Тем не менее, все заканчивается хорошо, соответствующие пары (Габриэле и Балдуин, Пепи и Иозеф, Кальяри и Ипсхейм-Гиндельбах) находят друг друга, и все понимают, что в этом может быть виновата только венская кровь. Смелое заявление для в общем чопорной и достаточно высокоморальной Вены того периода, ну да ладно.

image Click to view


Текст парадного вальса склоняли в каждой гостинной и переиначивали кто во что горазд. Простенький, но достаточно пафосный. Настолько, что не запоминается ни разу. Да и незачем. А вот венский диалект , прописанный в оперетте большими буквами - это самый цимес всего мероприятия. Попытки отца Франциски, карусельщика из венского Пратера, объясниться с князем, до мозга костей немцем, до того уморительны, что зал покатывался со смеху.

image Click to view


С удивлением обнаружила, что оперетту пел еще Серафин в Мёрбише! (Ох, с каким бы удовольствием я послушала ее именно там, а не в маленьком зале Бад Ишля). Про Серафина я уже рассказывала неоднокрано. Ну вот неровно я к нему дышу, что поделать.

image Click to view


Можно только гадать, отчего «Венская кровь» была в немилости, ведь в оперетту-пастиччо вошли истинные хиты «короля вальсов» - «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Вино, женщины и песня».  Оперетту не жаловали в советской и постсоветской России. Точнее - её не ставили никогда. Первая постановка случилась в 2015-м , зато сразу и в Питере, и на Урале. < ..........................>

image Click to view


Хотя что тут гадать. Это венская оперетта. Очень узконаправленно для Вены написана и в Вене ко двору. Ее нельзя переводить (что непременно происходит со всеми опереттами, попадающими в Россию), от этого теряется и юмор, и смысл. Впрочем и на Родине она никогда не войдет в топовую десятку. Но для разнообразия - почему бы и нет?

отель, театр, искусство, Бад Ишль, Австрия

Previous post Next post
Up