Отпуск - это очень странный предмет: вот он, вроде, есть, и его уже нет. В себя прийти не успеваешь. Хотя, казалось бы, и насыщенный, и яркий, и необычный, а пролетел - и непонятно, а был ли?
Было тихое воскресное утро в конце мая. Мы тихонечко, практически уже посветлу, доехали до любимой нами стоянки фирмы Панда. Этим ребятам я пою дифирамбы уже давно и вполне заслуженно. Сейчас они еще и выросли, появилась дополнительная стоянка. Пока без привычных бонусов в виде кофе и отдыха на диванчике, но бусик исправно ждал нас у ворот и с ветерком довез до терминала.
Нынче мы снова - в третьем терминале. Посадочные талоны на руках, багажа никакого, ручная кладь на этом рейсе разрешается. Значит идем в сторону гейта.
Время уже вполне рабочее, если так можно сказать про воскресенье. День - самый что ни на есть полетный. Так почему же запустение-то такое и в аэропорту и на подходах к нему? Самолеты вроде бы пустыми не летают...
Направление - южное. Но в данном случае меня больше интересует авиакомпания. Экзотами я летаю редко, как тут не присмотреться повнимательнее.
Air Malta - мальтийская авиакомпания. Базируется на Мальте, в муниципалитете Лука, в Международном аэропорту Мальты. Осуществляет рейсы по 39 направлениям в Европу и Северную Африку. Air Malta была основана в 1973 году по решению мальтийского парламента и начала свою деятельность в апреле 1974 года. В первые годы в парке доминировали Boeing 720B.
Сегодня Боингов почти ни у кого нет, летим мы скучным А320-м. Маршрут изначально очень интересен, но кроме того нам очень повезло с погодой и географию повезло наблюдать живьем. Кто бы мог например догадаться, что озеро Балатон выкопано студентами стройотряда отмеряно по линейке?
С начала 1990-х до осени 2004 года дочерняя компания Malta Air Charter, иногда также известная как Gozo Wings, выполняла челночные рейсы на соседний остров Гозо с использованием нескольких арендованных вертолетов Ми-8. Air Malta также имеет долю в Medavia, которая работает в основном в Ливии с турбовинтовыми самолетами для поддержки нефтяной промышленности.
Хорватский островной берег таким увидишь разве что в передаче "Вокруг света". По контурам островов скорее всего можно определить и названия если заняться вплотную.
Начиная с зимнего расписания 2006/2007 гг., Эйр Мальта является кодшеринговым партнером авиакомпании Lufthansa, которая также имеет совместную базу технического обслуживания в аэропорту Мальты.
В июле 2012 года Европейская комиссия одобрила пакет государственной помощи в размере 130 миллионов евро для Эйр Мальты. В том же месяце Эйр Мальта представила свой новый корпоративный дизайн, включая совершенно новую цветовую схему и логотип самолета. В рамках реструктуризации Air Malta продала своего британского туроператора Holiday Malta мальтийской компании в сентябре 2012 года.
В апреле 2016 года Alitalia объявила о намерении купить 49% акций Air Malta. Это заявление о намерениях было отозвано в январе 2017 г. В июне 2018 года Эйр Мальта получила свой первый самолет A320neo.
В истории Эйр Мальты имелись два крупных инцидента:
13 октября 1981 года две из трех бомб взорвались в Боинге 737-200 (регистрационный номер самолета PH-TVC) в международном аэропорту Каира, ранив четырех членов наземного экипажа. Поврежденный самолет был отремонтирован.
9 июня 1997 года Боинг 737-200 (9H-ABF) рейса 830 Эйр Мальты с Мальты в Стамбул с 74 пассажирами и шестью членами экипажа был угнан двумя турецкими угонщиками. Они потребовали освобождения Мехмета Али Агджи. Угон самолета закончился в Кёльне, и все пассажиры отделались легким испугом.
Одним из исторических событий для авиакомпании была доставка на Мальту Папы Римского Иоанна Павла II в 1990 году. Журналы в кармашках сидений пестрят картинками - они привезли на остров самого Папу! В этом году очередной папа снова прилетал и снова пользовался услугами авиакомпании.
Численность авиапарка Air Malta на июль-2018 - 10 самолетов Airbus (один 140-местный А319-100, один 180-местный А320neo и восемь А320-200 вместимостью 168 и 180 кресел). Компоновка эксплуатируемых машин - одно- и двухклассовая (Economy и Business/Economy). Количество мест бизнес-класса в самолетах компании варьируется от 6-и до 8-и (А320-300 и А319-100 соответственно).
Между тем мы уже перелетели через самую yзкую итальянскую часть, низ "сапога", и подлетаем к Сицилии.
Вот тут я уже смотрю во все глаза, пытаясь увидеть хоть что-нибудь знакомое.
В 2012 году Air Malta предприняла ребрендинг идентичности, что вызвало некоторые споры, поскольку заголовки на самолетах и вывески упоминали только Мальту, опуская слово Air . Авиакомпания настаивала на том, что это не было изменением названия и что полное название авиакомпании остается Air Malta. Кроме того, названиe перевозчика всегда читаeтся как airmalta.com . Первым самолетом, показавшим новые цвета, стал Airbus A320-200 9H-AEN на Мальтийском международном авиасалоне в 2012 г. Во второй и последний день выставки A320 и Spitfire совершили пролет в качестве заключительного акта.
В ознаменование 40-летия авиакомпании она выкрасила один из своих самолетов, 9H-AEI , A320-200, в ретро-цвета, представляющие ливрею, используемую на Boeing 720B.
Согласно обзору Ассоциации европейских авиалиний за 2009 год, Air Malta входит в число компаний, которые меньше всего теряют багаж в Европе, 4,6 на 1000 пассажиров, и занимает второе место после Turkish Airlines. Странно,
русскоязычные отзывы весьма и весьма негативны.
Зимой
авиакомпания часто арендует самолеты, чтобы максимизировать прибыль в низкий сезон. Например, в сентябре 2007 года Air Malta арендовала 2 самолета Airbus у Etihad Airways на зимний период, начиная с 1 сентября 2007 года, и предоставила операционную поддержку еще одному Airbus A320, арендованному Etihad Airways. В январе и феврале 2009 года авиакомпания Air Malta обслужила самолет А320, выполнявший рейс Sky Airline в Чили. С 2011 по 2014 год Air Malta арендовала еще один А320 у Sky Airline .
После COVID-19 Air Malta столкнулась с финансовыми трудностями, и авиакомпания стала предметом разногласий. Сообщается, что Air Malta понесла убыток в размере 30 миллионов евро через год после регистрации прибыли впервые за 18 лет. Произошли увольнения. Согласно статье Times of Malta от 24 апреля 2020 года, ALPA (профсоюзная ассоциация пилотов авиакомпаний) отказалась установить для своих пилотов ежемесячную зарплату в размере 1200 евро из-за последствий закрытия аэропорта Мальты из-за COVID- 19, который состоялся 3 мая, в результате чего количество посетителей составило менее 0,2%, что напрямую повлияло на Air Malta.
А вот наконец-то и остров. Поскольку аэропорт расположен в общем-то в центре, заход на посадку в любом случае - по береговой линии.
О том, что остров невелик, мы, конечно, знали, но не ожидали, что он настолько мал.
Мальтийский архипелаг - небольшой архипелаг, расположенный в центральной части Средиземного моря, в 93 км к югу от острова Сицилия и в 288 км от Туниса. Общая площадь Мальтийского архипелага - 316 км², острова бедны водными источниками. Сухопутных границ Мальта с другими государствами не имеет. К северу через Мальтийский пролив находится остров Сицилия. Архипелаг включает три населённых острова (Мальта, Гозо и Комино), остальные островки и скалы людьми не заселены.
Ма́льта (мальт. Malta, лат. Melita) - наибольший из трёх островов, составляющих Мальтийский архипелаг (Республика Мальта). Мальта находится в центре Средиземного моря ровно к югу от Италии и к северу от Ливии. Площадь острова - 246 км².
Для ландшафта характерны пологие холмы и террасовые поля. Большая часть поверхности - известняковые плато. На севере берега пологие, южные берега крутые, обрывистые. Климат средиземноморский (жаркое сухое лето и тёплая дождливая зима с ветрами). Средняя температура февраля 12 °C, августа - 25 °C, осадков выпадает около 530 мм в год.
На острове ощущается недостаток пресной воды (постоянных рек нет, осадки уходят в карстовые пустоты), воду привозят с Сицилии и опресняют. С моря остров кажется оголённым. Встречаются группы сосен, пиний и жестколистных дубов, но преобладают ксерофитные кустарники; используются живые изгороди из кактусов и опунций.
Шасси выпущены с ощутимым толчком - до посадки ровно 10 минут. Самолет полон некой словацкой совершенно дикой молодежи из горных аулов, сопровождающей касание земли нестройными криками, визгами и апплодисментами.
Нельзя сказать, чтo улетали мы из холода, наши 28 очень неплохо ощущались даже с дождями. Местный прогноз слегка испугал - теплых вещей-то я не брала, но все оказалось не так плохо.
Международный аэропорт Мальты (Malta International Airport, мальт. Ajruport Internazzjonali ta ’Malta) - единственный международный аэропорт на территории Мальты. Расположен близ муниципалитета Лука, приблизительно в 5 км к юго-западу от столицы Валлетты.
Первые аэродромы на Мальте имели военное назначение ввиду стратегически важного географического положения острова. Гражданское авиасообщение началось в 1920-е годы.
Первый пассажирский терминал на аэродроме Королевских военно-воздушных сил Великобритании близ поселения Лука открылся 31 марта 1958 года.
Увеличение количества пассажиров и движения самолетов потребовало строительства гражданского аэровокзала. Подготовка началась в 1956 году, и британское правительство в основном профинансировало проект на сумму 300 000 лм. Новый пассажирский аэровокзал Мальты в Луке был открыт 31 марта 1958 года тогдашним губернатором Мальты сэром Робертом Лэйкоком. Аэровокзал состоял из двух этажей, включая некоторые основные помещения, такие как ресторан, почтовое отделение, кабельное и беспроводное управление и обзорный балкон для публики.
В октябре 1977 года была открыта новая и более длинная взлетно-посадочная полоса, начаты работы по расширению и ремонту аэровокзала. Были добавлены зал прилета и еще один зал, предназначенный для VIP-персон, а оригинальная часть здания аэровокзала использовалась для вылета. Этого ремонта было недостаточно, поскольку в нем все еще отсутствовали некоторые необходимые удобства. Сразу после смены правительства в 1987 году новая администрация решила, что 35-летний терминал устарел (Терминал Лука), и поэтому дала зеленый свет на строительство нового аэровокзала вдоль Парка 9 (сейчас находится в Гуджа).
Пока не было завершено строительство нового аэровокзала, Правительство приступило к дальнейшему обновлению старого аэровокзала. Введенные объекты включали кондиционер, новые багажные карусели, мониторы полетной информации, компьютеризированные стойки регистрации, новое покрытие пола и новые торговые точки, включая более крупную беспошлинную торговлю.
После обретения независимости от Великобритании и вывода Королевских воздушных сил аэропорт был передан местным властям в 1979 году. Планы по строительству нового терминала аэропорта появились в 1987 году, реализованы они были между 1989 и 1991 годами, а официальное открытие нового терминала состоялось 7 февраля 1992 года. Первый камень в фундамент нынешнего аэровокзала в Гудже был заложен в сентябре 1989 года, и он был открыт в рекордно короткие сроки, 29 месяцев спустя, в феврале 1992 года. Международный аэропорт Мальты был полностью введен в эксплуатацию 25 марта 1992 года, а старый пассажирский терминал Лука был фактически закрыт через 35 лет.
Оператором аэропорта является зарегистрированная компания Malta International Airport plc. (MIA), в которой мальтийское государство и Flughafen Wien AG также владеют акциями с 2002 года.
В 2011 году аэропорт Мальты стал лучшим аэропортом Европы. Вот здесь я с теми, кто раздавал звезды и розовых слонов, категорически не согласна.
"
Международный аэропорт Мальты небольшой, действуют всего две стойки регистрации. Но в целом он отвечает всем международным стандартам: есть небольшие кафе, зоны отдыха, банкоматы и пункты обмена валют.
Магазины дьюти-фри, несмотря на свои размеры, не уступают по ассортименту таким крупным магазинам, какие есть, например, в Арабских Эмиратах или Тель-Авиве. Аптеки на территории аэропорта нет, но при необходимости можно получить консультацию дежурного врача.
В аэропорту Мальты всего две взлетно-посадочные полосы и один терминал. Зал регистрации для путешественников не очень большой и может быть пересечен менее чем за 5 минут. Все стойки регистрации сгруппированы в одной зоне (стандартные и бюджетные рейсы). Имеется 12 пунктов общественного питания (Costa Coffee, Cleland and Souchet’s, Fat Harry’s, Mcdonald’s, Burger King и т.д.), а также 27 торговых точек, разделенных между зоной регистрации и зоной Duty Free перед залом посадки в самолет."
В нескольких минутах ходьбы от здания терминала находится SkyParks Business Centre, где работает отделение банка Bank of Valletta. На территории аэропорта Мальты есть пункт обмена валюты HSBC, а также банкомат этого же банка. Круглосуточно возле информационной стойки таможенной службы работает камера хранения багажа. За хранение ручной клади (менее 10 кг) в течение 0-6 часов нужно заплатить 5 евро, 6-12 часов - 8 евро, 12-24 часов - 12 евро; за хранение багажа (не более 30 кг) - 7, 10 и 14 евро соответственно, за хранение крупногабаритного или негабаритного багажа - 15 евро на любое время.
Воздушное крыло вооруженных сил Мальты базируется в
международном аэропорту Мальты. Терминал Air Wing состоит из шести ангаров. Воздушное крыло эксплуатирует в общей сложности 8 самолетов и 6 вертолетов.
"Аренда автомобиля может стать интересным вариантом для того, чтобы легко передвигаться по острову и посетить все (sic!). Однако имейте в виду, что Мальта - бывшая британская колония, поэтому на острове распространено левостороннее движение. Агентства по прокату автомобилей расположены сразу после зоны выдачи багажа. Стойки (Avis, Hertz, Europcar, First, Green Motion и т.д.) расположены слева на выходе, а машину можно получить на внешней парковке." <
......................>
Привычка обследовать окрестности основательно и на машине у нас имеется. Посему машина таки была заказана, даже зная о том, что она будет с правым рулем и ездить придется по левой стороне. Но офисы прокатных контор пришлосъ искать.
Пробежавшисъ по аэропорту (совершенно на мой взгляд бестолковому) туда и назад, я додумалась поинтересоваться в справочной. И пошли мы в самый дальний закуток аэропорта, где расположилисъ теперь все офисы рядышком с самими транспортными средствами. Здание не имеет вкуса и запаха опознавательных знаков поэтому в глаза не бросается. (Снимок сделан как раз с парковки-офиса, уровень 1 в здании)
Как обычно сделаем мысленный кат и перенесемся на неделю вперед. Суббота. Раннее утро. Мы приехали сюда уже на такси, сдав арендованную машину накануне вечером. Насмотревшись, как тщательно придираются к малейшему пятнышку при приеме машин взад, мы заложили достаточно времени, чтобы никуда уже не опоздать в итоге.
С каким же облегчением я выдохнула, избавившисъ от пепелаца, вымотавшего мне все оставшиеся нервы на совершенно невозможных мальтийских дорогах! Сравнить трафик на Мальте я могу разве что с абсолютно хаотичным марокканским. Потому, что даже на Сицилии и в Неаполе движение куда более приличное.
Добираться от и до аэропорта на любом другом транспорте оказалось еще более интересным квестом. Остров Мальта относительно небольшой, поэтому вы легко сможете добраться до любого отеля, апартаментов, где бы вы ни остановились, менее чем за час. За неделю мы изъездили его вдоль и поперек по нескольку раз на дню. Но!
"Автобусная остановка находится прямо напротив терминала прилета. Билет можно купить непосредственно у водителя автобуса или в автомате, расположенном рядом с остановкой. Вы также можете купить абонемент по более выгодным ценам непосредственно в аэропорту в офисе мальтийской транспортной компании. Обратите внимание, что стоимость проезда в автобусе после 11 вечера увеличивается до 3 евро. Мальтийские автобусы также не всегда пунктуальны и часто прибывают с опозданием на 5-20 минут. Не забудьте помахать водителю автобуса, чтобы он остановился." А еще мы столкнулись с тем, что автобус, который и так ходит раз в час, просто решает не ехать по указанному маршруту.
Вообще идея была переночевать последнюю ночь в самой Люке, километре от аэропорта и прогуляться до него по ночной прохладе пешком. Но еще раз - но! На территории аэропорта, черт бы их всех побрал, все перерыто и перекопано. И если на машине меня навигатор все-таки вывел к парковке, то пешком до Люки дойти просто невозможно. Плюнули мы на это дело и пошли организовывать себе такси. "Добраться до аэропорта и обратно на такси легко и остается самым безопасным вариантом для того, чтобы не опоздать на самолёт. " Чтобы сесть в такси, выйдя из аэропорта, надо в здании аэропорта слева от выхода по прибытию, найти центральный офис. Отстоять очередь, назвать адрес, оплатить (можно картой) , дождаться водителя, который за вами придет, и поехать туда, не знаю куда. Адресов таксисты не знают и ездят по навигатору.
Садясь в самолет до Вены , мы еще раз с огромным облегчением выдохнули. Уютным и расслабленным ни отпуск, ни остров назвать не могу, хотя для разнообразия и расширения кругозора наверное полезно. Облака закрыли обзор практически сразу после взлета. Вот и славненько, у нас впереди первые спокойные два часа. Мы летим домой.
Click to view