Без Вены жить нельзя на свете, нет... Ну что поделать, если оно так получается. И в октябре нас снова магнитом потянуло в столицу. Поселились мы на сей раз в совершенно новом месте - неподалеку от той самой Вотивкирхе, возле которой я гуляла летом. Именно тогда и пришла мне в голову мысль о том, что этот раион остался совершенно неоптиченным по сию пору, это надо исправлять. Бал конец октября. И было благостное и отпускное настроение. Хорошо запомнившееся мне тем, что после октября не было уже больше ничего. Большая черная дыра поглотила всё и вся. Словно проглотила все эти зимние месяцы, которых кажется, и не было вовсе. Здесь в памяти всплывают только лангольеры - кошмарные зубастые вещества, пожирающие пространство. А сейчас - и время. Стивен Кинг в свое время произвел на меня неизгладимое кино-впечатление, Так вот именно так исчезла в никуда зима. На таком фоне осенние краски воспринимаются еще ярче.
Поскольку поутру, ясен пень, метро закрыто, в такси не содют в отель никто никого не заселяет, решили мы использовать время с пользой и добраться наконец до мест, куда собирались уже давно. И начали опять же с искусства. С места, далекого от центра, но знакового для любителей и знатоков.
Поскольку ни пешком, ни на общественном транспорте мы сюда ни за что бы не выбрались, решили воспользоваться относительной пустотой улиц и наличием под ...ммм.. рукой пыжика. По Вене я на машине ездить очень сильно не люблю, а вот на периферии можно попробовать.
Итак наша цель для начала - вилла Отто нашего Вагнера. Которая все больше и больше превращается в Мекку и Медину любителей и почитателей обоих хозяев. Лет 20 назад о ней догадывались только свои, глубоко посвященные. Правда и сегодня здесь не наблюдается стоянок для туристических автобусов. Даже невзирая на Вагнера.
Господа основатели и столпы, они же чувствуют друг друга и через года и через века. Это особая каста человеков разумных, имеющих в отличие от остальной массы третий глаз, пятую точку, седьмое чувство... Все, чего не имеет и не может иметь простой смертный Otto Normalverbraucher. И места притяжения у них - одни и те же, как бы странно это ни показалось.
Это oни, наиболее тонко видящие , слышащие и чувствующие, находят удивительные мотивы и кулисы, которыми мы потом всю жизнь восхищаемся. Это они показывайт нам известное с неизвестных сторон, всего лишь подсветив, повернув или отойдя на приличное расстояние. Мы находим местечко на обочине и неспешно гуляем в нужном направлении.
Здесь нет многоэтажных домов и сохраняется дачная неспешность. Наверное поэтому сюда и сбежал от городской суеты великий и могучий. Здесь нет городского духа и нет метрополии. Зато есть много солнца и виноградников. Того, чем не удивить среднестатистического штирийца или, скажем, жителя Форарльберга, но чего совершенно не ожидаешь от имперской Вены.
Теперь уже и не скажешь точно, кто из основателей здесь больше наследил и кто больше матери-истории ценен. Здесь, на пересечении эпох, миров, светил, идей можно к счастью не мучаться сомнениями, а просто получать удовольствие.
Господа художники перебегают нам дорогу достаточно часто в последнее время. Или это мы стали обращать на них больше внимания? Но и о том, и о другом я рассказывала сравнительно недавно. Отто Вагнер, когда строил свои виллы, был уже маститым и знаменитым, известным и почитаемым.
Эрнст Фукс в свою очередь тоже уже пришел к народной любви и славе когда смог купить эту виллу. "Мы великие таланты, но понятны и просты... " Чего уж там, начнем знакомиться. И поскольку идем мы от машины в обратном так сказать порядке, то сначала - о вилле номер 2.
Вилла Вагнера II - вилла, построенная в 1912/13 годах по проекту Отто Вагнера на улице Хюттельбергштрассе 28 в районе Хюттельдорф 14-го Венского муниципального округа, Пенцинг. После того, как Отто Вагнер в 1911 году продал свою первую виллу (Вилла Вагнера I) в Хюттельдорфе, он в 1912 году построил на соседнем участке небольшую виллу из железобетонных конструкций.
Незначительно измененные чертежи проекта были сделаны еще в 1905 году. Здание, законченное в 1913 году, было предназначено для проживания его будущей вдовы - последняя супруга была младше него почти на 20 лет, но она умерла в 1915 году. Дом считается последним местом жительства архитектора. Он умер в апреле 1918 года, но не здесь, а в своей городской квартире в Вене, в квартире на Döblergasse в 7-м округе.
В противоположность первой вилле, имеющей исторические элементы, его вторую виллу можно отнести к сецессионизму, который в Вене считается стилем модерн, хотя его часто строгая геометрия сильно отличается от стиля нуво, работающего с цветочными элементами. Вилла сo стороны улицы имеет плотное расположение узких и высоких окон.
Стеклянная мозаика над входным порталом, изображающая сцену из греческой мифологии, была спроектирована Коломаном Мозером и выполнена Венской мозаичной мастерской Леопольда Форстнера.
Другими дизайнерскими элементами являются синие фасадные орнаменты и плоская крыша с широким карнизом. В настоящее время в коллекции Музея прикладного искусства в Вене находится трехметровый шкаф для бокалов, который некогда украшал столовую виллы . <
............................>
К тому времени архитектор полностью отказался от «исторического» стиля. Геометрически строгий облик здания в стиле арт-нуво абсолютно лаконичен. Ассиметричный фасад прорезан множеством узких высоких окон. Белые стены украшены несколькими полихромными стеклянными мозаиками работы Мозера и скромным орнаментом из синего кафеля.
Небольшое здание украшает традиционный для позднего Вагнера строгий геометрический рисунок. Ассиметричный фасад разрезают узкие, высокие окна. Единственным декором служат стеклянные мозаики работы Коломана Мозера и лаконичный геометрический орнамент из синей плитки.
Отто Вагнер пережил супругу и умер весной 1918 года. Он похоронен в семейном склепе на кладбище Хитцингер, который сам спроектировал для матери в 1880 году. На том же кладбище неподалеку покоятся и его друзья Коломан Мозер и Густав Климт. <
.................................>
А теперь к вилле номер один. Отто Вагнер, известный архитектор стиля модерн, построил в 1888 году для себя и своей семьи в Хюттельдорфе, в то время венском пригороде, великолепный летний дворец. Его любимый архитектор Палладио был крестным отцом резиденции, полностью выдержанной в стиле историзма.
Одновременно со строительством проект Вагнера был представлен на некоторых европейских конкурсах по архитектуре и вызвал международный ажиотаж. "Своеобразная привлекательность демонстрирует собственная вилла художника в Хюттельдорфе у Вены. По сравнению с привычным внешним видом аналогичных сооружений, строение, построенное на горном склоне, доступное через большую открытую лестницу с парадной стороны, показывает только открытый зал между двумя крыльями ".
Уже в 1895 году правое боковое крыло, оранжерея, было оснащено утепленными стеклами и теперь служило Отто Вагнеру и его гостям бильярдным салоном. В 1900 году было перестроено левое боковое крыло, и Отто Вагнер превратил его в самый красивый сохранившийся на сегодняшний день зал стиля модерн в Вене.
Сохранились все детали, особенно великолепные большие стеклянные окна Тиффани Адольфа Бёма. В честь этого забытого сегодня друга-художника Отто Вагнера назван зал Адольфа Бёма. До 1911 года вилла Отто Вагнера служила в качестве представительского дома. В рамках легендарных приемов и летних праздников здесь собралось элегантное венское общество.
Такие художники, как Густав Климт, ученик Вагнера Йозеф Хоффманн, Адольф Лоос, Густав Малер, Альма Малер-Верфель и многие другие, гуляли в элегантном особняке Отто Вагнера. Начиная от Густава Климта и заканчивая Йоко Оно. Список очень длинный.
Завершив планирование своих крупных общественных проектов, таких как Венская городская железная дорога, Почтовая сберкасса и церковь Штаинхоф, Отто Вагнер построил на прилегающем участке современную небольшую виллу в стиле модерн, в которой он жил всего три года. Большая вилла была продана в 1912 году Бену Тиберу, директору венского театра «Аполлон» и театра «Ронахер ревю». Он был богатым инвестором и продолжал устраивать легендарные праздники в вилле Отто Вагнера.
Бежав от национал-социалистов, Бен Тибер уже в середине 30-х годов эмигрировал за границу. Виллу экспроприировали. Во время Второй мировой войны вилла Отто Вагнера была преобразована в штаб-квартиру Балдура фон Шираха. Здесь планировались и организовывались досуговые мероприятия гитлерюгенда. После окончания Второй мировой войны вилла стала объектом спекуляций и должна была быть разрушена.
Свое сказочное волшебство "эта странная вилла в долине Хальтера" не утратила, потому что еще в 1962 году австрийский поэт Хаймито фон Додерер написал в своем последнем романе "Гренцвальд": "Здесь справа через улицу на склоне был дом, на самом деле дворец, нигде на свете и близко такого не было.
На высоких мощных колоннах парила и и бросала тень плоская крыша, а слева и справа тяжелое среднее строение, расположенное над террасой, разбросало почти нежные худосочные боковые крылья, стены которых на первый взгляд состояли только из цветных стекол, разделенных узкими колоннами ". <
...........................>
Две виллы, построенные Отто Вагнером в разное время, расположены по соседству, но не походят одна на другую. По ним можно проследить революцию его творчества - от Ренессанса до арт-нуво (Art Nouveau). Первая вилла (Villa Wagner I) - это «ранний» Вагнер.
Здание построено в 1888 году. В тот период Вагнер работал в стиле историзма и ориентировался на ренессансные образцы мировой архитектуры. Вагнер строил виллу для своей семьи. Он планировал использовать строение как летний дом, но вскоре семья перебралась туда на постоянное место жительства. Южное крыло, предназначенное для зимнего сада, стало жилым.
Главный фасад виллы выстроен симметрично.
Доминантой служит портик из четырёх ионических колонн. Входные лестницы ограждены перилами из ажурной ковки. Колонны, русты и лепной декор яркой белой окраской выделяются на фоне голубой фасадной штукатурки. В центре лоджии стоит стилизованная скульптура Эсфири (статуя была установлена при новом владельце - художнике Эрнсте Фуксе).
Художник-сюрреалист Фукс купил её в 1972 году. Без реконструкции уже нельзя было обойтись - вилла была в плохом состоянии. К переделкам Фукса многие относятся негативно, их считают безвкусными. Художником были созданы маски на фасадных вазах, каскадный фонтан во дворе, садовые скульптуры. Оригинальный интерьер Вагнера не сохранился. Сейчас в стенах здания находится личный музей профессора Эрнста Фукса. <
........................>
Эрнст Фукс обратил внимание на шикарную виллу в конце тридцатых годов, но купил ее лишь спустя три десятилетия, чтобы спасти от краха. Он отреставрировал ее в соответствии со своими строительными и художественными идеями и вдохнул в нее новую жизнь.
В 1988 году она стала достоянием общественности по его просьбе. Каждый уголок виллы Фукса дышит стилем художника, его искусство живо представлено специально созданными для этого изображениями, фигурами, декоративными материалами, предметами мебели.
Ну вот мы и подошли вплотную к профессору Фуксу. Его первыми учителями были Шиман Алоис, Эмми Штайнбек скульптор и профессор Фредих. В годы учебы в венской Академии Искусств он знакомится с работами Густава Климта и Эгона Шиле. Его творчество, как фантастического реалиста формируется под влиянием Пабло Пикассо,15 - летнего его вдохновлял Микеланджело, Ван Эйк и он вдохновлен мистикой Грааля. Волшебный котел Керидвен в Аннуне. Что может быть загадочнее и мистичнее?
Жан Фуке, Ван Эйк, фламандцы были для Эрнста источником иконографического содержания. Картина , по теории искусства - это способ общения, коммуникации .. Настроение -от слова настраивать. Настраивать инструмент..Итак - это музыка, слух, молчание, акустика…Эстетику несут еще наскальные рисунки..
Рисунки 40 000 летней истории. Ницще говорит следующее. Картины - это не действительность времени, это ощущение действительности..Это как изображение змеи, к примеру : кто то видит формы извивающейся змеи, а кто то слышит ее шипящий звук…В этом органика картины..
Трагедия войны ранит душу и навевает мысли Апокалипсиса.„ Концлагерь, раздоры великих держав, увиденные с полета птицы смерти… Жизнь моя отмечена печатью голода..Фольфанг Гурлитт купил у меня несколько листов…Опять мы могли жить несколько дней…“.
Фукс был замечен знаменитым торговцем немецких импрессионистов, что позволило ему жить. Символика Алхимии стала не чуждой художнику и в его картинах это находит отражение. Алхимия всегда притягивала художников даже на практике. Саламандры, колбы увлекали еще Дюрера, Рембрандта, Кранаха..
Подлинная Икона его страданий - его картина „Лик нерукотворный“. Находясь под влиянием Сальвадора Дали, Пикассо живопись Эрнста Фукса приобретает сюрреалистичные нотки..Он не раз и подолгу обсуждает с Дали тему Херувима. Дали без слов понимал мысли Эрнста, что было глубоко важно для Эрнста. <
............................>
Его муза и жена Ева Кристина вдохновляет на тему „Ангельской материи“…Как тут не вспомнить „материальный компонент“ Аристотеля: „Женщина - материальное, мужчина - божественное“. Райские мотивы - неоднозначны..Трактовка света, яркость необычных мистических красок - признак живописных творений Эрнста Фукса. <
...................>
Парк с наземным павильоном над колодцем. В 1992- 1996 Эрнст Фукс работал над завершением строительства павильона «Нимфеум Омега». Он был построен у подножия парка между первой и второй виллами Отто Вагнера в византийском стиле.
Каждая деталь спроектирована художником, трижды обожженные керамические рельефы и бронзовые капители ручной работы. На этой стороне участка находятся многочисленные природные источники и тысячелетний дуб, древнейший дуб Вены. Лицевую сторону нимфеи украшает бронзовый рельеф Кристофора. Перед зданием находится очередной фонтан Моисея, красиво украшенный стеклянной мозаикой Тиффани. В павильоне находится окно Мадонны и позолоченные ангелы Апокалипсиса. <
........................>
Умерший в 2015 году живописец Эрнст Фукс, главный представитель венского «Фантастического реализма», был чрезвычайно продуктивным художником, никогда не стоявшим на месте и сохранявшим гениальный дух.
Особенно интересны эксклюзивные взгляды на этапы его работы, планы и развитие творчества. Не только интерьер переполнен художественным эксцентризмом, но и снаружи скульптурный сад полон соблазнов, парк искусств у входа и прочее, и прочее. Многие посетители посещают уникальное здание в рамках экскурсий в стиле модерн и ходят по следам Отто Вагнера и Эрнста Фукса.<
..............>
В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 1960-х годов эта школа проявляет себя как настоящее течение в искусстве.
Пятеро её представителей: Эрнст Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основателями движения, позже к ним присоединились Кларвейн, Эшер, Джофра, каждый из которых привнёс из своей национальной школы манеру и методику работы. Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс, один из выдающихся современных представителей Венской школы как-то заметил, что, появившись примерно в одно время, они вдруг составили некий новый всемирный феномен.
Click to view
Все стремились к личному техническому совершенству в классическом подходе к живописным и графическим техникам, что резко контрастировало с настроениями, царящими в современном искусстве, Контемпорари Арт.
Фукс давал частные уроки, Хауснер стал профессором Венской Академии. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум также составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Х. Р. Гигер, создатель тёмных миров Голливуда, получивший как художник «Оскара» за фильм «Чужой». Эрнст Фукс преподавал в замке Рейхенау, где появились такие яркие и известные сегодня художники, как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза.
В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение «Фантастического реализма» стало интернациональным и породило как бы некий параллельный художественный мир, придя в который многие художники меняли свой стиль, а затем уходили в другие течения, тогда как другие художники проходили обратный путь. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Здзислава Бексиньского, столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие.
С появлением интернета общение художников стало поистине всемирным. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин (Art of Imagination) и Джона Беинарта (beinART collective), а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число художников со всего мира, измеряемое буквально сотнями. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий онлайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест.
Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё постсюрреалистическое движение, включившее в себя как Фантастический реализм, так и Виженари арт. Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников, как Маура Холден, Олег Королёв, Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Лукас Кандл, Сергей Апарин, Виктор Сафонкин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многими другими
С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет жил в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и реальной нищеты, обретает всемирное признание. Там же он знакомится с С. Дали, А. Бретоном, Ж.Кокто, Ж. П. Сартром
Вернувшись в на родину, в Вену, Фукс не только занимается живописью, но также работает в театре и кино, занимается архитектурными и скульптурными проектами, пишет стихи и философские эссе.
В 90-х годах уже 20-го столетия вилла была одним из центров светской и богемной жизни Вены. И вот кто мне мешал добраться досюда еще при жизни великого? <
..................................>
С момента открытия виллы художник жил и работал в Монте-Карло. Он видел свое высшее достижение в создании такого впечатляющего здания. Умер в 2015 году после долгой и насыщенной жизни. Четыре раза он был женат и имеет 16 детей от 7 женщин. <
.............................>
Не так давно прочитала о существовании церкви, созданной им в Клагенфурте. Значит - еще не все осмотрено, значит есть еще куда стремиться.
Click to view
Начало вылазки так вдохновило, что мы решили продолжить. Из-за туч выглянуло солнышко - а посмотрим-ка мы, что - там, наверху.