А в кустах среди ветвей пел так сладко соловей....

Feb 04, 2018 11:17



Совсем я забросила летописи и жизнеописания с покатушками, а 2017-й оказался в этом плане нескончаемым.Можно подумать, что жизнь после Черногории остановилась. В каком-то смысле так оно, безусловно, и произошло. Но с другой стороны передвижений в любопытных пространствах меньше не стало. И постепенно хочется эти перемещения увековечить. Так вот, закончился летний июнь, а на июль у меня была намечена  традиционная кулътурная программа в так любимом мной Мёрбише.



Билет был взят чуть ли не на премьеру на пеpвую субботу июля, а ночевать я решила опять же неподалеку. Традиционно раскритикую гостиницу и примусь за искусство.


Люблю я эксперименты, не изменила привычке и на этот раз.


Pannonia Tower В Парндорфе. Букинг на эту тему весьма разговорчив: Четырехзвездочный отель Pannonia Tower расположен между Веной и Братиславой, рядом с центром распродаж дизайнерских вещей Parndorf и автобаном А4. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi и бесплатная парковка.


В числе удобств всех номеров кондиционер, DVD-плеер и просторная ванная комната. Из больших окон открывается вид на озеро Нойзидлер-Зеe.



Отель Pannonia Tower находится по соседству с центром распродаж Parndorf, где можно приобрести фирменные вещи со скидкой до 70%. Поездка на автомобиле до венского аэропорта занимает 15 минут, а до братиславского аэропорта и центра Вены - 25 минут.


Соблазнилась и звездами, и парковкой, и относительно удачным расположением. Надежд в плане ожиданий не питаю никаких и никогда поэтому и не огорчаюсь, когда оно оказывается... Нет, бизнес-отели тоже имеют право на существование, но удовольствия от жизни в этих скворечниках ожидать не стОит.Безлично, казенно, минимализм и все под одну гребенку. То, что отель расположен чуть ли не у входа в известнейший австрийский оутлет, ценности ему в моих глазах не добавляет: шопинг - это не ко мне.


Еще по приезду отель поразил временем заселения в 15:00. И ведь ни на минутку раньше! Так и сидела как на иголках на низком старте до трех...К моменту заселения желание перестрелять весь персонал выросло до невозможности. Хорошо еще некое подобие ресторана в холле имелось и голодать не пришлось. Ваи-фай имеется, но так себе слабенький, особенно в холле. Вид из окна напомнил о бескрайних и очень пыльных просторах венгерской пушты.


Чего у номера не отнять, так это изумительной ванной комнаты с душем, в котором поместится рота солдат с тазиками. Да и напор воды серьезный. Что еще нужно для счастья? Матрас на кровати оказался более чем приличным, утром проснулась без ощущения, что меня переехал каток. Но в общем и здесь звезды на отель нападали совершенно незаслуженно.  Да и бог с ним, с отелем - впереди меня ожидало почти чувственное культурное удовольствие.


О Мёрбише я пою песни вполне регулярно с тех пор, как попала туда впервые году эдак в 2008-м. И вот тут пела, и вот тут...


И рассказала о чудесной озерной сцене наверное уже всю подноготную .Но восторга и удовольствия с каждым годом меньше не становится. Тем более, что в 2016-м я туда не попала и соскучилась.


Деление двух имеющихся в Австрии озерных сцен на оперную и оперетточную облегчает сложную оперную жизнь обывателя, внося порядок в некий сумбур. И в голове четко уложилась схема: в оперу - это на запад, на Бодензее, в оперетту - это на восток, в Мёрбиш.


Разделение труда, надо сказать, очень удачное. Опера - более холодная, более каноническая, солидная - расположилась на холодном и серъезном озере, а теплая и жизнерадостная оперетта - на самом юге, на теплом и до смешного мелководном Нойзидлерзее.



С погодой повезло чрезвычайно - жарко, солнечно. Даже обязательные, входящие в список вечерних развлечений озерные комары разомлели и на работу не вышли.


Приехала я рано, по дороге ехала в такое время почти одна - ну какой еще сумасшедший по самой жаре кататься станет?


Чем раньше однако приедешь на стоянку, тем удачнее припаркуешься с учетом того, что при разьезде здесь можно застрять до глубокой ночи и парковаться надо ближе к дороге и соответственно дальше от входа в зал.


Получилось все не совсем так, как надеялась, но тоже неплохо.


Я добиралась долго не потому, что поздно выехала и лучшие места уже были заняты страждущими, а потому, что доверяю нафигатору своему, а он у меня с придурью.


Название населенного пункта впервые упомянуто в 1254 как possessio Megyes (дословно: "богатое вишнями место", по-венгерски meggy - "вишня"). Первые венгерскоязычные жители назвали поселение либо по там находящемуся, заметному вишневому дереву, либо по многочисленно там растущим вишневым деревьям.


Эта венгерская форма Meggyes позже была легко изменена в немецком языке на Mörbisch; хорватская форма Merbiš заимствована из немецкой.


Местечко принадлежало  Венгрии, как и весь Бургенланд до 1921, а конкретно округу Сопрон (Ödenburg). После конца Первой мировой войны перешел к австрии после жестких переговоров немцев с западными венграми (договора Сен Жермен в 1919 и Трианон в 1920).



Запас по времени имелся, успела бы даже искупнуться, если бы купальник взяла. Пришлось лениво упасть в кресло у воды, лениво попивая холодненький апероль со льдом и обмахиваясь шляпой как опахалом.

Именно наслаждаясь покоем и негой следует настраиваться на вкушение и вливание в уши культуры.


Примерно 150.000 посетителей летнего фестиваля Mörbisch делают его самым большим в мире фестивалем оперетты. Наряду с опереттами также ставятся классические мюзиклы.


Идея создания основанного в 1955-57 фестиваля на воде исходила от (в том числе) знаменитого в Венской государственной опере камерного певца Герберта Алзена (1906-1978), который, вместе с женой Гизелой Босзерт († в 2012) случайно обнаружил климатически полезное место отдыха , чрезвычайно гармонирующее с музыкой и искусством.


Морская сцена была построена в заливе рядом с пляжем на 100 сваях по планам архитектора Ферри Виндбергера (1915-2008), оформителя первой озерной сцены в Брегенце. Ее размеры составляли 42 х 20 м; Зрительный зал , построенный на насыпи на берегу, имел 1.500 сидячих мест.  После расширения в 1959 в зале уже могло разместиться 3000 зрителей. Сегодня зрительный зал вмещает боллее 6000 человек.


В течение следующих лет сцена постоянно расширялась из-за большого резонанса публики и по количествy сооружений, и по размерам зрительного зала и сцены. От первоначально 6 представлений примерно с 7000 зрителей (1957) количество представлений выросло до более 30  в июле и августе.


Культуру в этом году наливали редкостную. Нельзя сказать, что "Продавец птиц" на сценах не появляется, но с большой скупостью..


Карл Целлер ПРОДАВЕЦ ПТИЦ. Оперетта в 3-х действиях. Либретто М. Веста и Л. Хельда. Первое представление состоялось 10 января 1891 года в Вене.


Карл Целлер (нем. Carl Adam Johann Nepomuk Zeller; 19 июня 1842 - 17 августа 1898) - австрийский композитор, классик венской оперетты.



Карл Целлер родился в семье врача, который умер менее чем через год после рождения сына. Пел в Венском хоре мальчиков. B 1869 получил юридическое образование в Венском университете. Одновременно изучал композиторское искусство у Симона Зехтера. Далее работал в Министерстве образования, в свободное время сочиняя песни, хоралы, а с 1876 года - также оперетты. Первая его оперетта, «Джоконда», была поставлена с большим успехом в Вене и в Лейпциге.

Целлер - автор нескольких оперетт, две из которых особенно популярны: «Продавец птиц» (1891) и «Мартин-рудокоп» (1894). B 1895 Целлер уволен из министерства, арестован и обвинён во лжесвидетельстве. В довершение несчастий он повредил позвоночник  и остаток дней страдает от этой болезни, а затем и от душевного расстройства. Последнюю его оперетту закончил Иоганнес Брандт.



Содержание излагается по оригинальному либретто с учетом русского текста С. Ценина.
Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а : герцогиня Мари (сопрано); барон Станислав (тенор); барон Вепс, его дядя, начальник герцогской охоты; баронесса Аделаида, придворная дама; Адам, продавец птиц из Тироля (тенор); Кристина, почтальон (сопрано); Шнек, деревенский староста; дочь Шнека, вдова, владелица трактира; Колибриус и Инсекталь, профессора; придворные герцогини, крестьяне-тирольцы, слуги и служанки.

Действие происходит в начале XVIII века в одной из немецких земель - Рейнланд-Пфальце.


«Продавец птиц» наряду с «Мартином-рудокопом» является одной из вершин творчества Целлера. Оперетта отличается пленительной мелодикой, увлекательностью вальсовых ритмов, мягким, простодушным лиризмом. Основа оперетты - песенки и куплеты. В ней много вставных номеров, подчас ослабляющих динамику музыкальной драматургии. Широко и тщательно выписаны лишь финалы.


Начало 18 века. В герцогских угодьях крестьяне готовятся к приезду вельможи. По обычаю, они должны выбрать девушку, которая поднесет герцогу цветы, а тот взамен обязуется выполнить ее просьбу. Желающих много, и один из чиновников за взятку выбирает на эту роль дочь местного старосты. Но неожиданно узнает, что герцог отменил визит. Чтобы не возвращать взятку, чиновник представляет крестьянам в качестве вельможи другого человека. Почтальонша Кристина, получив букет от своего возлюбленного, втайне встречается с ним. Кто разоблачит самозванца?



Оперетта была знакома по чудесному фильму и интересно было очень... <краткое содержание>

image Click to view


"В музыкальном театре Карл Целлер - продолжатель традиции И.Штрауса и К. Миллёкера. Его оперетта "Продавец птиц" создана в 1891 году и поставлена в театре "Ан дер Вин" (Вена). С тех пор она не сходит с афиш европейского музыкального театра. В отечественных театрах оперетты ставился с конца ХIХ века. В 90-х годах прошлого века создана киноверсия оперетты. " <.........>

image Click to view


"Всё действие в спектакле строится вокруг охоты, только каждый из персонажей понимает её по-своему. Вот герцог, например, непрочь поохотиться за хорошенькими крестьянками в своих имениях. А в это время брошенная дома увядающая жена, почти как графиня Розина в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, срывает злость на придворных и окружает себя молодыми юношами. Самым невероятным образом, в тот момент, когда графиня решает уличить супруга в неверности, в их семейную драму оказываются втянутыми тирольские влюблённые - ловелас Адам, торгующий певчими птицами, и его невеста Христина, разрывающаяся между чувством к Адаму и материальными претензиями матери. В результате наслаивающихся друг на друга ошибок Христине едва не приходится выйти замуж за другого «охотника» - но уже за деньгами - Станислава. Финал - условно счастливый: герцог соединяет Адама и Христину, Аделаиду и Вэпса, а сам едва завидев законную жену, вновь уезжает на очередную охоту. Итог один - все ищут свободы, а понимают ее по-своему…" <..........>

image Click to view


Постановка удалась. Всеобщее ликование в перерыве, естественно, сопровождалось музыкальными фонтанами и феиерверками. Праздник души устроители организовывать умеют, брави, честное слово - брави-брависсими!

"Мой любимый старый дед
Браконьер был в двадцать лет.
И в долине в поздний час
Целовался в первый раз.
А в кустах среди ветвей
Пел так сладко соловей.
С той поры все ночи, дни
Мечтой живут они:
"Хоть раз, хоть раз, хоть раз,
Соловей, спой сейчас.
Хоть раз, хоть раз, хоть раз
Спой мне так же, как в тот час".
На восьмом десятке лет
Не женатым был мой дед.
У ручья он раз сидел
И на девушку смотрел,
И вздыхал: "Ах, бедный я,
Где теперь любовь моя?"
А потом он ликовал
И тихо напевал:
"Хоть раз, хоть раз, хоть раз,
Соловей, спой сейчас.
Хоть раз, хоть раз, хоть раз
Спой мне так же, как в тот час".

Mörbisch, театр, искусство, Австрия

Previous post Next post
Up