"9-го марта выехал я из Вены по дороге в Триест, и на другой день были мы уже в Альпах. Этот отпрыск знаменитых швейцарских Альпов имеет счастье заключать в себе несколько бедных славянских племен, которые вот уже несколько веков решительно больше ничего не делают, как живут, да впрочем, судя по всеобщей бедности и по количеству нищих на дороге, для них, кажется, и это не безделица. Мы проехали Стирию 1, Иллирию2, оставив направо Коринтию3, а налево Венгрию, с другими славянскими провинциями. Тут впервые увидал я босую женскую ногу и сказал: "Ну, вот мы и дома! Этой вещи не случалось мне видеть с самого Мурома..." Также любовался я влиянием, которое имеет на физиономию этого племени Германия -- с одной стороны, Италия -- с другой. В первой половине вы увидите славянина, флегматически запустившего руки в карманы штанов и представляющего такую антиславянскую фигуру, что, конечно, она должна привести в отчаяние всех наших профессоров-славянофилов4. Слыханно ли, чтоб славянин запускал руки в собственные свои карманы?.. Во второй половине, ближайшей к Триесту и Италии, вы уже встретите куртку, живописно брошенную на одно плечо, ленты на шляпе и в петлицах и сильный жест. Так как вскоре показался и классический очаг, то мне хотелось испытать, истину ли повествуют историки о том, что чужестранец, севший у очага, имеет право на все в доме. Я выбрал для пробы краинку, чрезвычайно красиво одетую: юбка ее сходилась в бесчисленных складках назади, верхнее платье состояло из куртки, распахнутой спереди и вполне открывавшей грудь. Белый платок на голове и белый передник довершали костюм. Вот я и сел у очага. Ничего не вышло! Врут историки."
П. В. Анненков. Парижские письмаУлицы поутру были так пусты, что шаго отдавались гулким эхом, а шум крыльев нечаянно взлетевшей птицы ощущался как звук схода лавины. при всей моей любви к автопередвижению садиться в машину не хотелось.Теплое летнее курортное утро словно связывало по рукам и ногам и не двало сосредоточиться. Но мы все-таки загрузилисъ в машину и поехали.
Некогда Триест был важным политическим, культурным и художественным центром, но с течением времени его значение падало, и к концу 20-го века он превратился в тихий городок на итальянской периферии. Тем не менее, Триест и сегодня может похвастать своей чарующей, почти восточно-европейской атмосферой, уникальными памятниками архитектуры и красивыми видами на море. Здесь можно найти и древнеримскую архитектуру, и здания времен Австрийской империи, и удивительную смесь средиземноморских стилей, сохранившуюся от «портовой» истории города 18-го века.
Самые старые кварталы Триеста расположены в южной части города. В середине 18-го века за застройку этого квартала активно взялась Мария Терезия Австрийская, по приказу которой был вырыт Большой канал (Канале Гранде), ведущий от моря в торговый центр города.
В Триесте можно осмотреть базилику Сан Джусто с усыпальницей членов испанской королевской семьи, церковь Сан Микеле, замок Кастелло Сан Джусто, построенный на месте венецианской военной крепости 15-го века, и «шотландский» замок Кастелло Мирамаре 19-го века с большим садом. Любителям литературы понравится посещение дома, в котором Джеймс Джойс писал «Улисса», а поклонникам истории - визит в немецкий концлагерь Рисьера ди Сан Саббиа, где от рук фашистов погибло более 20 тысяч человек. <
..........>
Начать я решила с домского собора и крепости, а значит - раиона Сан Джусто. Про лестницу гигантов - знала, но вот уж точно к ней подъезжать не планировала: срастется - хорошо, не срастется - ну и ладно. И вдруг совершенно неожиданно носом уткнулась во вьезд в туннель по дороге к крепости.
Arduino Berlam (* 20 июля 1880 в Тристе; † 28 июля 1946 в Tricesimo при Udine) был итальянским архитектором. Arduino Berlam родился 20 июля 1880 как сын архитектора Руггеро Берлама в тогда австрийско-венгерском портовом городе Трист. Berlam обучался с 1889 по 1904 в Accademia di Belle Arti di Brera и в политехническом институте Милана. После учебы вернулся в родной город Трист, чтобы рботать в архитектурном бюро его отца Руджеро. Отец и сын осуществили многочисленные строительные проекты как палаццо Vianello (1904) в Тристе, Scala dei Giganti (в 1905-1907), синагога (1906-12) и палаццо della RAS (1909-13).
Если удастся еще раз выбраться - непременно поднимусь по лестнице пешком (это с каких пор я начала с восторгом думать о подъемах по ступеням?). Но мысль исчезла так же внезапно, как и появиласъ, а ма по небольшому серпантину доехали до смотровой площадки. Отсюда можно по ступеням подняться к монументу. И.... я так и сделала. Уже спускаясъ, недоумевала: и как мне пришло в голову, я ж терпеть не могу ступени.
Мемориальный парк Parco della Rimembranza был создан в 1926 году на склонах Колле-ди-Сан-Джусто. Парк был разбит в честь жителей города, павших во время всех войн: Первой Мировой, Гражданской войны в Испании, Африке и во Второй мировой войне. Под каждым деревом в парке при помощи карстового камня с именем и фамилией увековечена память погибших. Природа в парке прекрасная. Виды на город отсюда вообще захватывающие.
Фонтан в форме обелиска был установлен в парке в 1938 году в честь посещения города Муссолини. Подняться к нему можно по лестнице гигантов.
Триест - это самый нетипичный итальянский город, выросший на стыке трёх культур: австрийской, словенской и итальянской. Австрии он принадлежал дольше, чем Италии, а географически Триест находится практически в Словении. Свой отпечаток наложила и его древняя история - памятники римского периода, средневековые замки и дворцы XIX века органично соединяются в особый, неповторимый архитектурный ансамбль.
Отсюда , с этой стороны холма Сан Джусто, виден только город, море - у нас за спиной. Но в утреннем прохладном еще и абсолютно чистом воздухе крыши домов, складываясъ в мозаику, радовали глаз не меньше.
"Меня приводило в отчаяние одно обстоятельство: мы были за четверть мили от Триеста, но ни Триеста, ни моря, которое тут значится по моей дорожной карте, и признаков не было. Все горы и горы, и вдруг мы круто поворотили в сторону: город, голубая Адриатика, противоположный берег Истрии и Далмации лежали под ногами нашими. Это было так неожиданно, что произвело на меня даже болезненное впечатление. Англичанин, ехавший со мною, захлопал в ладоши. Здесь часто случается, что самое сильное чувство приходит внезапно, не возвещенное ни "путеводителями", ни путешественниками. Зигзагами стали мы спускаться с гор, и тут каждая точка в пространстве, можно сказать, изменяла ландшафт, выказывая его со всех возможных сторон, при всех возможных освещениях, почти так, как делает художник с моделью; а по мере того, как подвигались мы ближе " Триесту, свежий воздух гор наполнился теплотою. Въехав в город, мы были уже в средине полной, совершенной весны: чудо! Нынешний год не весна пришла ко мне, а я нагнал весну. В эту минуту, как пишу к вам, весна, уже осталась за мною: я перескочил через несколько страниц календаря; понятно, что и поэтическое в путешествиях составляет именно это фантасмагорическое изменение костюмов, нравов, языков и даже климатов перед глазами вашими... Впрочем, полно с описанием природы..."
П. В. Анненков. Парижские письма Парк Сан-Джусто, примыкающий к крепости, весь из себя домашний.Хочешь - сиди на развалинах, хочешь - приляг. Туризм есть, но в основном внутренний - плюс из соседних стран. В магазинах поразительная для недалекой отсюда Венеции и вообще городского севера Италии дешевизна.
В общем мы забралисъ наконец на вершину
холма святого Юста.
Именно отсюда началось заселение тогда еще маленькой римского поселения: построен форум, театр, а на склонах - дома знати. Простые же рыбаки селились на берегах залива. На самой вершине холма находится замок Кастелло Сан-Джусто и одноимённый кафедральный собор. С крепостных стен видна граница между старым городом, с его извилистыми улицами и переулками, и аккуратный борго XVIII века времен императрицы Марии Терезии.
Римские развалины настолько тесно переплетены с более поздними архитектурными останками, что не вызывают интереса. А вот к монументу погибшим подойти стОит.
Монумент стоит на высшей точке холма, рядом с крепостью. Отсюда город виден совсем как на ладони.
Вся большая площадъ перед ним и кастелло - это кипарисы, памятные монументы, римские еще булыжники и тишина. По краиней мере рано утром, когда еще и торговцы сувенирами-то не проснулись.
Во времена Древнего Рима Триест не находился в закутке государства, а, наоборот - был в самом центре империи. Это был важный торговый город, и римляне построили здесь амфитеатр для своих развлечений, а также храмы своим богам. Останки одного такого храма сохранились и находятся сразу возле входа в крепость.
Триест упоминается Цезарем в «Записках о Галльской войне» как Тергест,что значит «торжище,базар», поскольку находился на прекрестке торговых путей. Первые городские стены были построены при Октавиане, который в 33 году до н. э. также велел приспособить бухту для приёма судов. Позднее Тергест оказался в тени близлежащей Аквилеи.
Замок Святого Иуста расположен поблизости од домского собора. Он имеет треугольную форму, каждый из углов которой является отлично укрепленным бастионом. Один из них назван в честь Хуана де Хойо, капитана и представителя императора Австрии.
История замка Сан-Джусто началась в 1468-ом г. Именно тогда Фридрих Третий Габсбург распорядился о его постройке, выбрав самую высокую точку в окрестности. До того периода там располагались венецианские и древнеримские фортификации. Строительство завершилось лишь к 1636-му г., поскольку сильно затянулось из-за землетрясения 1511-го г. Тогда заново насыпали земляные валы, окружили крепость неприступным стенами и расширили ее изнутри. Для представителей императора выделили башню, получившую потом название Дом капитана.Сейчас это сооружение имеет несколько экспозиций - Лапидарио Тергестино (музей с древнеримскими артефактами) и Оружейную палату с образцами первого огнестрельного оружия. <
..........> Замок был еще в любом случае закрыт так что идем к собору.
"Памятник Винкельмана, в сооружении которого приняли участие почти все государи Италии, стоит на кладбище в старом городе, на горе, рядом с кафедрального церковью, обращенною из языческого храма, и где сохраняются еще четыре древние колонны в стене башни и старый жертвенный камень за главным алтарем. Кроме этого да римских цифр на шапках австрийских солдат, ничего примечательного из древностей не видал я. Гораздо лучше грязного, старого города новый, чистый, расположившийся у самого берега. Он объясняет вам лучше всякого трактата, каким образом в древнем мире цивилизация, торговля и художества переходили из города в город, из государства в государство, из одной части света в другую. Вот стоит он на десять часов езды по морю от Венеции, имеет, как портофранко6, одинаковые права с нею, а между тем вся торговля Адриатического моря у него в руках, и покуда старые дворцы Венеции падают и разрушаются, здесь каждый год воздвигаются новые. Есть какое-то особенное удовольствие видеть в таком близком расстоянии друг от друга жизнь потухающую и жизнь зарождающуюся! Жаль только, что по чисто практическим элементам своим, по характеру нации, которой принадлежит, никогда не будет иметь Триест той теплоты красок, того яркого колорита и поэтического блеска, какие Венеция сохраняет даже до сих пор."
П. В. Анненков. Парижские письма Триест имеет больше число одноименных исторических памяток. Особенно это касается имени Сан-Джусто, которое в переводе с итальянского звучит как Святой Иуст. Это - великомученик, казненный Диоклетианом во времена гонения христиан. Ему посвящено несколько главных достопримечательностей, включая Кафедральный собор и древний замок.
Собор Сан-Джусто стоит на самой высокой точке города - на холме. До него там располагался римский форум: в ходе раскопок были найдены фрагменты капитолийского храма, который посвящался Минерве, Юноне и Юпитеру. В 5 столетии появилась первая церковь Триеста. Но ее разрушили лангобарды во время набега. Следующее строительство началось много веков спустя - в 9 столетии.
Использовав фундамент древнейшего храма, жители возвели 2 базилики. Одна из них была посвящена Святому Иусту, вторая - Богоматери. В 14 столетии их соединили в один Кафедральный собор, где покоятся мощи великомученика. Для этого убрали внутренние нефы, а расширенную площадь покрыли единой кровлей. Тогда же близ церкви возвели колокольню и поставили статую Св. Иуста с венком мученика и планом города Триест.
К собору примыкают 2 базилики - Иоанна Крестителя и Св. Михаила. На входе в церковь Сан-Джусто видны останки древнеримских сооружений - это старинные надгробья. В соборе имеется большая художественная ценность - веницианская мозаика с изображением Девы Марии. <
.........>
Вблизи замка находятся развалины римской базилики - здания суда, построенного около 100 г. н.э. Стоит обратить внимание на каменную скамью и трон судьи. В церкви Сан-Джусто, городском соборе, скамья и трон из римской базилики использовались епископом и духовенством. Современное здание было образовано в XIV в. из двух примыкающих друг к другу церквей V в. Две апсиды декорированы восхитительными мозаиками XIII в. в венецианском стиле. <
.......>
Собор Cан Джусто в Тристе с усыпальницей карлистских претендентов на испанский престол (Усыпалъниц, вот так случилосъ, и не замитила) - это кафедральный собор епископа Триста с титулом
Basilica minor. Посвящен покровителю города, святому Юстусу, является одним из символов Триста и взирает на город с капитолийского холма. Сегодняшнее романское здание относится к 14-ому веку. В него включены остатки языческих, христианских и светских зданий, которые следовали друг за другом на этом месте с римского времени.
На месте сегодняшнего
собора находились уже в римское время пропилон, римская базилика и, вероятно, капитолийский храм.
Пропилон - это старейшее здание, он был построен в 80 н.э. Его учреждение инициировалось, вероятно, Publius Palpellius Clodius Quirinalis, который начинал свою карьеру как ЦентурионXX легиона Валерия Фиктрикс и закончил ее как префект флота Равенны при Нероне. Пропилон шириной 5,30 м и длиной 17,20 м находился в конце главной улицы, которая вела от моря на холм Cан Джусто и соответствует примерно сегодняшней Via della Cattedrale. Остатки Пропилона заметны под предфасадной площадью собора, интегрированы в кампаниле сегодняшней церкви или выставлены в рядомстоящем Лапидариуме.
Пропилон служил, вероятно, как вестибюль или ворота в один из находящихся за ним капитолийских храмов. Храм был посвящен 3 римским основным богам Юпитеру, Юноне и Минерве, как подтверждает найденная алтарная пирамида. Разумеется, ничего не сохранилось от храма кроме пирамиды алтаря. И таким образом его точное позиционирование неясно.
Церковь Св. Иуста, возведенная в 1100-м году, была частью бенедиктинского монастыря, основанного в 1029 году для хранения мощей Святого Иуста. Первые известия о соборе восходят к 1337 году, когда вокруг колокольни бывшей базилики Санта-Мария возвели толстые стены для поддержки нового здания. Работа над башней была завершена в 1343 году, но строительство собора продолжалось почти до конца века. Изначально башня была выше, но в 1422 году ее поразила молния, и она была сокращена до нынешней высоты. <
........>
Съезд с холма - на другую сторону.
Ниже находится церковь Сан-Сильвестро и древнеримский амфитеатр, сохранившийся в прекрасном состоянии; сейчас он используется для театральных постановок и концертов.
Спустившись под горку, увидела на очередном холме еще одну церковь. Вернее- две, рядышком.
Барочная церковь 17 века
Santa Maria Maggiore была открыта, но уже началась служба и любопытствующим с фотоаппаратами пришлось ретироваться.
История возникновения церкви Санты Марии Маджиоре тесно связана с общиной иезуитов в Тристе. В 1619 в город прибыли первые два иезуита, Джузеппе Мецлер и Грегорио Салатео. Благодаря хорошему отношению вышестоящих орден иезуитов настолько развился в течение самого короткого времени, что он смог заказать строительство школы. Иезуитский колледж находится рядом с сегодняшней церковью. Несколько позже было принято решение о строительстве церкви, которая должна была быть посвящена Святой Богоматери и представлять самое большое сакральное здание тогдашнего города.
Рядом, бок о бок - совсем маленъкая и неказистая церквушка.
Базилика Cан Сильвестро. Романское церковное здание 11-ого столетия - это старейшее сохранившееся сакральное здание города. С 1785 находится во владении Гельветической общины (Confessio Helvetica Posterior). По соглашению между гельветической и вальденсерской общиной от 1927 года базилика используется обеими реформированными религиозными общинами.
По эдикту императора Йозефа II Cан Сильвестро закрылась в 1784 вместе с 12 другими церквями в Тристе для католического богослужения и была выставлена на аукцион. В 1785 была приобретена на аукционе церковь Гельветической общиной (Confessio Helvetica Posterior), которая была основана в 1782 по патенту толерантности императора Йозефа II Швейцарскими иммигрантами, которые преимущественно происходили из кантона Граубюнден.
Гельветское исповедание (Helvetische Konfession) - название двух исповеданий Реформатской Церкви: первого, составленного в Базеле в 1536 году Генрихом Буллингером, Лео Иудэ и другими кальвинистскими теологами и подписанного уполномоченными от всех реформатских церквей Швейцарии и второго, составленного тем же Буллингером, в 1564 году, на латинском языке, для курфюрста Фридриха III Пфальцского. Оба исповедания приняты шотландскими кальвинистами в 1566 году, французскими, в Ла-Рошели - в 1571 году, польскими - в 1571 и 1578 годах, венгерскими, в Дебречине - в 1567 году.
Вальде́нсы - религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.
У подножья холма святого Юста, между улицей via Donota и улицей via del Teatro Romano, расположены остатки древнеримского амфитеатра. Датой строительства театра принято считать 1 - 2 века нашей эры. В эту эпоху театр находился на берегу моря. На широких ступеньках, использующих естественный склон холма, могло уместиться до 6 000 зрителей. Сцена театра была украшена статуями и фонтанами. Вероятно, театр является подарком городу от прокуратора Триеста Квинта Петрония Модеста (Quintus Petronius Modestus), служившего в период правления императора Траяна. В театре публике демонстрировались драматические постановки, а также проводились гладиаторские бои.
В позднейшее время театр был заброшен, послужив фундаментом для многих строений более позднего времени. Историки предполагали, что древнее сооружение полностью разрушено или разобрано. В 1814 году архитектор Пьетро Нобиле обнаружил первые участки театра, однако полностью театр был раскопан в 1938 году. Статуи и таблички, найденные при раскопках, в настоящее время представлены в Музее истории и искусств (Civico museo di Storia ed Arte) Триеста. В настоящее время на территории театра проводится летний театральный фестиваль на открытом воздухе Teatro Romano Festival. <
..........>
Местные римские развалины Teatро Romano - услужливо подписанные по-словенски Rimsko Gledalisce - и не мелкая бытовая подробность, как в Кельне, и не краеведческая жемчужина, как в сотнях европейских населенных пунктах, и не смысл существования, как в Карфагене. Ну есть и такая достопримечательность и есть. как ни жаль, но надо ехать дальше, время подстегивает.
Смотрится театр очень внушительно, но вот, что любопытно, по мнению историков, построен театр был на берегу моря, то есть там, где сейчас ездят машины, во времена древних римлян была гавань, а гости театра, восседая на каменных сидениях, могли наблюдать за инсценированными морскими баталиями.
Click to view