Ария герцога Миланского

Feb 26, 2016 00:01



Ну вот я и дошла. Уткнулась, так сказать, в точку на карте, которую тоже обойти никак не можно.Ну, раз не можно, значит пойду исследовать. Тем более, что в прошлый приезд в замок вообще не заходила.

 

Улица Данте выведет нас прямиком на площадь Кайроли, где установлен памятник великому полководцу, борцу за справедливость и народному герою Италии - Джузеппе Гарибальди. Всю свою жизнь он воевал за объединение любимой страны, раздираемой на части междоусобными войнами и иноземными захватчиками. По иронии судьбы даже сейчас одна из улиц, примыкающих к площади Кайроли, носит имя покорителя Италии Бонапарта, но упирается она в памятник освободителя страны - Гарибальди. <.......> А за спиной Гарибальди - замок.


Старинный средневековый замок Сфорца (Castello Sforzesco) с эффектными часами на верхнем ярусе главной башни - гордость жителей Милана и одна из ключевых туристических достопримечательностей города. У этого фонтана я с таким удоволъствием сидела в прошлый свой приезд. Тогда он показался мне и больше и ярче. Неужели все еще расту?


Сейчас подходы к замку "украшают" павильоны выставки"Экспо". Сомнительное, на мой взгляд, украшение.


Вот уже семь веков стоит этот архитектурный памятник под голубым небом Италии, повидав взлеты и падения правящих династий, революции, войны и народные восстания. За годы своего существования замок Сфорца не раз менял свой визуальный облик, не единожды подвергался разрушению, а после восстанавливался, достраивался и перестраивался. На сегодняшний день Castello Sforzesco находится в черте города, однако во время строительства в 14 столетии, богатое поместье возводилось за чертой Милана, именно этим и объясняются архитектурные особенности средневекового замкового ансамбля.


Замок Сфорца - название резиденций миланских герцогов династии Сфорца в Милане и Виджевано. Миланский замок первоначально возведён в XIV веке как резиденция Висконти, но был разобран толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики. Отстроен Франческо Сфорца в середине XV века. В начале XVI века к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи; из его работ сохранились только пергола и рукопись с литературными опытами. <........>


Основателями замка Сфорца было семейство высокопоставленных аристократов рода Висконти, которое решило возвести для себя загородную резиденцию - фамильное гнездо. Вскорости после завершения строительных работ, утратила свое влияние династия Висконти.


Реальным основателем миланского рода Висконти был архиепископ Оттоне Висконти, отобравший контроль над городом у семьи Дела Торе в 1277 году. Династия правила Миланом со времен раннего Ренессанса - сначала как простые государи, затем, с приходом могущественного Джан Галлеаццо Висконти (1351-1402) (который почти смог объединить Северную Италию и Тоскану) - уже в качестве герцогов. Владычество рода над городом закончилось со смертью Филиппо Мария Висконти в 1447 году. Милан был унаследован (после короткой республики) мужем его дочери, Франческо Сфорца, основавшим новую, не менее знаменитую, династию - дом Сфорца, которая включила в свой герб эмблему Висконти.


Для украшения стены, которая открывает вид на замок со стороны города (так называемой фасадной стены), из Венеции был приглашен архитектор Антонио Аверумино, более известный под именем Филарета. Его творение - центральная башня над входными воротами (1452 год). Она и по настоящее время называется Филаретовой. Самая высокая в Кастелло (укрепленный замок, или кремль), над главным входом. В 17 веке в ней взорвался склад пороха, и 200 лет она оставалась в руинах. В 19 веке ее восстановили по старым чертежам.. < ........> Через три года архитектором Бартоломео Гадио были построены две монументальные цилиндрические башни по углам фасадной стороны дворца. Эта стена с Филаретовой и угловыми башнями и сейчас открывает великолепный вид на дворец со стороны улицы Данте.


В Милане была провозглашена Амброзианская республика, а замок, олицетворявший свергнутую власть, сильно пострадал. Народное республиканское правительство продержалось около трех лет, после чего власть захватил военачальник и муж дочери последнего правителя рода Висконти Франческо Сфорца, провозгласив себя новым герцогом Милана.



Став новым владельцем замка, Сфорцa потратил немало сил и средств для восстановления полуразрушенного фамильного гнезда Висконти, создав величественный замок, окруженный добротными заграждениями. Оборонительные заграждения имели геометрически правильную форму квадрата с привлекательными округлыми башнями в углах стен, длина каждой из которых равняется 200 метрам.  Еще одна вещь, оставленная нам Сфорца - из знаменитых колод Таро - колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428 годом, изготовлена художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Висконти с Франческо Сфорца. Его же - парные портреты супругов


До конца 15 века Castello Sforzesco с каждым годом становился все краше и величественней, став фамильным замком семьи Сфорца. Каждый их обладателей замка из семейства Сфорца хотел внести свои новшества, что-нибудь достроить или перестроить по своему вкусу, меняя внутреннее убранство помещений, не скупясь на роскошную отделку и предметы интерьера.


Над замком работали лучшие именитые мастера своего времени, среди которых зодчий Филарета (флорентийский архитектор Антонио Пьетро Аверулино), художник-оформитель Леонардо да Винчи и другие не менее талантливые и известные персоны.


Не лучшие времена для замкового ансамбля начались с начала 16 века. Череда войн за господство над землями Италии с Испанией, Францией, Австрией и коалиционными войсками (Россия, Англия, Австрия)  превращает замок Сфорца в военный плацдарм, а позже, в укрепленное сооружение с казармами для солдат, пунктами питания, госпиталем, церквушками и всем необходимым для новых обитателей замка. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения.

 

Австрийское господство, продолжавшееся в Милане около двух веков вплоть до объединения Италии в единое государство в 1861 году, было на относительно небольшое время (с 1796 по 1815 г.г.) прервано Наполеоном.


Воспользовавшись тем, что с приходом войск Наполеона герцогская власть вновь пала, часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, снова потребовала уничтожения дворца Сфорца, с которым ассоциировалась власть герцогов. К этому времени многие стены и башни старого дворца уже были разрушены или близки к разрушению. В замке вновь разместились войска - теперь уже наполеоновские. Герцогская церковь была превращена в конюшню, герцогские апартаменты - в казармы и общежития, фрески забелены известью и т.п.


Но опасность уничтожения дворца миновала - Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. Начать восстановительные работы в это время не удалось - в апреле 1799 года к Милану подошли войска, ведомые А.В.Суворовым (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Однако, вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы). После ухода Суворова из Италии Наполеон разбил австрийскую армию у итальянского селения Маренго и образовал на территории северной и центральной Италии Цизальпинскую республику, столицей которой стал Милан.

 

Только после объединения итальянских земель, которое состоялось в 1861 году и именовалось воссоединением Италии (Risorgimento), Castello Sforzesco был присвоен статус памятника архитектуры и символа города. Реставрационные работы средневековой достопримечательности возглавил архитектор Лука Белтрами, но перед их началом изучил множество исторической литературы относительно архитектуры замка и его дизайна. Работы по «оживлению» замка велись несколько лет, а визуальный образ имения, которое мы видим сегодня, максимально приближен к тому, как оно выглядело  при Сфорцах.


Эффектные башенные часы замка Сфорца, на которые невольно обращаешь внимание издалека, установлены были в конце девятнадцатого века усилиями Луки Белтрами. Часы имеют довольно внушительные размеры и установлены на верхнем ярусе главной, самой высокой четырехугольной башни замка, именуемой башней Филарета в честь своего архитектора.


Башня с часами расположена в центральной части оборонительных заграждений замка и имеет семидесятиметровую высоту. Именно в Башне Филарета расположены ворота в замок, через которые можно войти внутрь замкового комплекса.


Возвращаясь к эффектным башенным часам, хочется отметить, что они имеют свое собственное уникальное название и именуются «солнцем правосудия». Данное название часы получили вовсе не случайно, а благодаря декору циферблата.

 

При оформлении  башенных часов Лука Белтрами отразил мотив «солнца правосудия» - один из символов рода Висконти, принятый позже Сфорцами. Таким дизайнерским решением архитектор обратил внимание на истинного создателя замка из рода Висконти и последующей преемственности потомками из рода Сфорца их символики. <........>


После реставрационных работ в 1900-м году замок открыли для посетителей, а полная его реконструкция была закончеа в 1905 году - именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам. В 1943-м замок Сфорца пострадал от бомбёжки и после войны был снова отремонтирован. Сейчас во дворце Сфорца - комплекс музеев, знаменитых своими коллекциями антиквариата, в том числе скульптур, живописи, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов, а также музей археологических раскопок. Особое внимание среди экспонатов привлекает "Пиета Ронданини" - последняя скульптура великого Микеланджело, оставшаяся неоконченной.


1. Torrione dei Carmini
2. Torrione di Santo Spirito
3. Башня Филарете
4. Piazza delle armi.
5. Rochetta
6. Герцогские апартаменты
7. Остатки ворот первого замка эпохи Висконти
8. Torre di Porto Giovia
9. Башня Боны Савойской (Torre di Bona di Savoia)
10. Fossato Morto (сухой ров, раньше был частью рва вокруг городских стен).
11. Башня кастеляна (Torre Castelana)
12. Rivellino dei Carmini
13. Rivellino dei Santo Spirito
В настоящее время Замок Сфорца представляет собой в плане четырехугольник, в центре которого расположена площадь Piazza delle Armi. Главные ворота в замка - в башне Филарете, обращенной непосредственно в центр города. Справа и слева, в углах четырехугольника, расположены круглые башни Torrione dei Carmini и Torrione di Santo Spirito.Пройдя через башню Филарете и Piazza delle Armi можно попасть к месту, где раньше располагались ворота Porta Giovia (сейчас на их месте башня). Слева от нее находится наиболее укрепленная часть замка - Rochetta.Справа от Башни Porta Giovia расположены герцогские апартаменты. Внутри герцогского крыла посреди устроена небольшая площадь, окруженная портиком, в настоящее время известным как 'Portico dell’Elefante' (Портик слона) из-за фрески, изображающей это животное на аркаде. <.......>


Количество полиции в городе слегка удивило. Впрочем в прошлый приезд я налюдала ее даже в конном исполнении.

 

Судя по всему существовала еще одна укрепительная стена, остатки которой и сохранилисъ в парке.


Pядом с дворцом - прекрасный парк Семпионе, созданный в 1893 году, самый большой в Милане общественный парк.   В дальней части этого парка можно познакомиться с интересным памятником архитектуры начала XIX века - гранитной Аркой мира.


Строительство этой арки (а задумывалась она как Триумфальная арка) было начато по указанию Наполеона в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове. Автор проекта - Луиджи Кагнола. Арка должна была стать одновременно и неформальными 14-ми воротами Милана, проем которых ориентирован по оси Париж - Милан. Через них император Франции предполагал торжественно въехать в город после завершения строительства арки. Однако, строительство продвигалось не слишком быстро. К 1815 году, т.е. к тому времени, когда власть Наполеона пришла к своему завершению после его поражения под Ватерлоо, проект строительства был реализован только на две трети. Открытие арки состоялось лишь в 1838 году - в это время Милан вновь находился под игом Австрийской империи, а арка была переименована в Арку мира (в память о мире, установившемся в Европе в 1815 году после падения империи Наполеона). Открывал арку уже австрийский император Фердинанд I. Она роскошно декорирована в неоклассическом стиле. Среди декораций - сцены, которые иллюстрируют или символизируют события, современником и участником которых был Наполеон. Арка, если взглянуть сквозь неё в сторону центра Милана, является как бы естественным обрамлением Филаретовой башни дворца Сфорца. <......>

 

Существует мнение, что проём арки ориентирован по оси Париж - Милан и выходит на историческую ось Парижа. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест Хемингуэй прямо высказывает мысль, что Арка мира (он называет её Сермионской аркой) находится на одной прямой с аркой Каррузель и Триумфальной аркой в Париже.


Сейчас в Замке Сфорца размещаются сразу несколько музеев: античного искусства, мебели, музыкальных инструментов, прикладного искусства. До них я доберусъ как-нибудъ в другой раз.День был длинным, начался рано, впереди ждет ужин - пойду-ка я на трамвайчик.

Италия, Путешествия, замки, Милан

Previous post Next post
Up