Кто может сравниться с гаргульей моей...

Feb 24, 2016 00:01



На самом деле, выйдя из миланского домского собора, хочется сесть и не двигаться. Подставить лицо солнцу, почувствовать ветер, ласково обдувающий со всех сторон, дать отдых ногам и мыслям. По вполне обьективным причинам сделать это не удалось. Ну нет на площади скамеек! а рассиживаться на постаменте памятника как-то не хотелось. Да и времени не было. Месяц у нас на дворе - январь (был), а значит посещения верхней террасы только до 16:45, февраль-март - до 17:45, а время поджимало. (Актуальное расписание работы аттркционов - вот тут). Кстати о ценах. Ленивым типа меня удовольствие обходится в 13€ на лифте. Любители пеших прогулок ходят за 8€. (Три рубля разницы, а удобств - на весъ червонец).


Обходя собор с "тыла", неминуемо пройдешь мимо здания ассоциации духовных музеев (Associazione Musei Ecclesiastici Italiani). Здание построено из того же мрамора, что и собор.Я его еще рассмотрю поближе - сверху.


С другой стороны собор "смотрит" на еще одно не менее интересное здание с причудливыми скульптурными изображениями

 

Очередъ, миноискатель металлодетектор, лифт. Причем ты - в металлодетектор, а сумку - на контроль вооруженным до зубов военным. Не секьюрити, а военным.


Буквально пару дней назад Рената renatar выложила репортаж о террасе Миланского собора. Добавить в общем практически нечего.


После вступления в сан архиепископа Милана Карло Борромео из собора были в неизвестном направлении удалены все гробы и надгробные памятники. Основным вмешательством архиепископа в ход строительства было назначение на пост главного инженера Пеллегрино Пеллегрини. Перед новым архитектором была поставлена задача подчинить уже сформированный готический облик собора родным итальянским ренессансным формам, в противоположность чуждой готике.


Учитывая, что фасад собора практически не был построен, это еще было возможно. Разработанный Пеллегрини проект предусматривал строительство романского фасада с колоннами и обелисками. Несмотря на то, что проект романского фасада так и не был начат, внутренние работы продолжались. В 1575 - 1585 годах был построен баптистерий, пресвитерий и новые алтари. В 1577 году собор был освящен архиепископом Карло Борромео полностью, как единое сооружение. Деревянные хоры для главного алтаря были построены Франческо Брамбильей к 1614 г. В начале 17 столетия при архиепископе Федерико Борромео вновь возобновились работы над фасадом.


Работы над фасадом, если на то пошло, не прекращались вообще никогда. То-чистят, то-чинят, то-латают, то-наносят позолоту....В этом миланский собор далеко не исключение, это судьба всех готических соборов с их рюшечками. Заодно глянем вниз. Очертания обычного современного города. Собор иногда кажется чужеродным явлением на этом празднике современной жизни.

 

К 1638 году были построены пять дверей и два средних окна. В 1649 г., однако, новый главный архитектор Карло Буцци предложил вернуться к оригинальному готическому стилю, перестроив уже законченные детали в пределах больших готических пилястров и двух гигантских колоколен. В 1682 фасад старой церкви святой Марии Маджоре был уничтожен, и покрытие крыши собора закончено. В 1762 г. одна из главных достопримечательностей собора, «Madonnina», была установлена на верхнем шпиле собора на высоте в 108 м. Шпиль был разработан Франческо Кроче, 4-метровая цветная статуя мадонны создана Джузеппе Перего.

 

Шелли утверждал, что крыша миланского собора - единственное место, где можно читать Данте:"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу"

 

Насчет сумрачного можно спорить, а с зарослями согласится, наверняка, каждый, побывавший на террасе. Ощущение даже не леса, а густых кустарников, куда ни глянь.


"Поразительная щедрость: где-то на восьмидесятиметровой высоте, полуспрятанная за колонкой, в тридцати метрах от глаз статуя тщательнейшей выделки. Какова же сила художественного бескорыстия! Стоя в центре, видишь, как каждый святой осеняет свой участок города. Не из мраморного ли леса этой крыши Феллини увидел великолепный образ -- парящую над домами статую? При перемещении по вертикали ракурсы меняются. С соборной площади фасад предстает треугольной громадой, которая делает убедительной живописную геометрию Малевича. Храм ошеломляет. Не случайно посредине Пьяцца Дуомо -- пошатнувшийся от неожиданности и восторга конь под Виктором Эммануилом II. Больше таких королевских лошадей не припомню. Правда, и таких соборов -- тоже."


Милан, который не совсем Италия именно по причине серьезности. Предприимчивый и амбициозный итальянец попадает в Милан почти неизбежно: здесь главный шанс. Деловитый город уважаем сторонниками американизма и ненавидим традиционалистами. Милан уходил в отрыв - на северо-запад от Средиземноморья - давно; о том грустил и Висконти: "Я всегда мечтал дать историю миланской буржуазии, взяв за исходный пункт мою семью, я хочу сказать - семью моей матери... [Милана той поры] уже нет... Но его можно найти в Павии, в Мантуе. Есть города, где еще имеется частица тогдашнего Милана..."<........>


Наверху подсознательно начинаешь передвигаться медлено и осторожно. Или наоборот - внимательно и со значением? Метры, отделяющие веелую толпу паздных  бездельников там, внизу, словно снимают пелену с глаз, прочищают мозги и бодрят, как хороший кофе.


Время от времени взгляд вниз чтобы вернуться к реальности, которую немедленно покидаешь, глядя на бесконечное мраморное кружево. отрезвляет.


За сто лет до начала строительства в Милане жил некто Бонвезин де ла Рива. Он преподавал грамматику, но главным занятием почитал любить и изучать город. До нас дошёл его главный труд “De magnalibus Mediolani” - «О чудесах Милана». В русских хрониках Милан фигурирует как Медиолан, поскольку первое официальное название города было именно Mediolanum. Слово состоит из двух корней, в которых хорошо просматриваются слова «средний» и «земли». То есть, «стоящий среди земель», поскольку город находится как раз в центре Паданской низменности. А название «паданская» происходит от реки По - самой большой реки Италии, поэтому на первый взгляд может показаться, что нужно писать «пОданская» . Но штука в том, что По на латыни писался Padus, так что низменность всё-таки Паданская.


Итак, Медиолан. Срединный город. Бонвезин даёт его хронологию, из которой явствует, что c V по XII век Милан был разрушен (готами, бургундами, лангобардами, Барбароссой) и отстроен заново как минимум 7 раз. Этот факт приводится затем, чтобы объяснить, почему Милан, в III веке бросающий тень и на самый Рим, сейчас, в отличие от того же Рима, не обладает столь откровенным античным наследием: его по разным причинам, в разных объёмах и разными способами разрушали вплоть до середины прошлого века. И свои, и чужие. Милан, как ни один город Италии, следует ходу времени, который выражается переменами во всех областях, в том числе, в архитектуре. Поэтому он и считается самым неитальянским.


В I веке в Милане появился театр на 7000 зрителей, в III достроен цирк размерами 505 на 80 метров, был императорский дворец, амфитеатр 160 на 130 метров, термы Геркулеса и многое другое. Сейчас от былого великолепия сохранились крайне незначительные и незрелищные остатки.
В XIII веке это была процветающая метрополия, которая, по мнению Бонвезина, гораздо более Рима достойна быть центром христианства. Хотя бы потому, что Варнава (см. выше) сделался епископом миланским на четыре года раньше, чем Пётр стал епископом (папой) римским.


В 1162 году вместе с императором Барбароссой пришёл в Милан епископ кёльнский Ройнальд фон Дассель, ибо наслышан был о важной реликвии - мощах библейских волхвов, хранящихся в одной из миланских церквей. Несмотря на принятые меры секретности, епископ мощи обнаружил и увёз их в Кёльн, там поместил в богатый ларец и выставил его на обозрение в своей церкви. Но приток паломников сделался таким, что новый епископ отдал приказ строить новый собор, ставший впоследствии знаменитым Кёльнским собором. Говорят даже, что он и послужил моделью для Дуомо (Кёльнский на 130 лет старше). <........>

 

Кстати о возрасте. Работы над фасадом ведутся перманентно не просто так, а как раз из-за возраста. И части фасада, уже прошедши очередную обработку, разительно отличаются от тех, до которых очередь еще не дошла.

 

Логично, что когда до них дойдет очередъ при таком невероятном количестве обьектов очистки, первые уже снова покроются налетом и встанут в очередъ на чистку.


Местами у меня появлялосъ желание пощупать этот невероятно красивый мрамор руками, попробовать на зуб, погладить. Глазами я давно уже съела его без остатка.


Неравномерный рисунок мраморной плитки не мешает и не нарушает гармонии. Скорее наоборот, создает некий сюрреалистичный пазл, дополняющий кружево. В результате в глазах рябит и голова кружится.


А если запрокинуть голову назад, появляется желание просто лечь и смотретъ вверх. Туда,где на фоне ярко - голубого, истинно итальянского неба яркое южное солнце обнимает и нежно укутывает золотистым сиянием одиноких путников.


Считается, что итальянцы не любили готику (само слово "готический" придумали итальянцы: так они назвали нечто чуждое им, пришедшее от готов, от "варваров"). Однако и в Неаполе, и во Флоренции, и в Сиене, и в Пизе и во многих других городах мы увидим множество готических сооружений. Они не похожи на суровые немецкие соборы или на одухотворенные шедевры пламенеющей готики Франции. Итальянцы внесли в готическую архитектуру присущее им яркое чувство декоративности, нарядности (иногда чрезмерной), богатой фантазии. Таков и Миланский собор. Его готические элементы - узорчатые башни (пинакли), боковые опорные столбы (контрфорсы), опирающиеся на них стрельчатые арки (аркбутаны) - это скорее декорация, чем часть конструкции. Две с половиной тысячи скульптур (в том числе, изображение Владимира Мономаха) украшают его резные фасады и башни. <......>


Основными материалами послужили мрамор и гранит. Камни , не сильно мягкие и настолько же несильно легкие в обработке. С пристрастием присматривалась к каждой скульптуре, пытаясь понять, не сделана ли она все же из песчаника? Как можно было изготовить такое количество таких богатых на детали скульптур из такого сложного материала?

 

Скульптуры на высоких башнях стоят, как часовые на посту, охраняя покой нежного великана. Стоиких оловянных солдатиков напиминают они, застывшие фигурки на фоне глубого неба.


Но вернемся с небес как минимум на крышу. Что здесъ бросается в глаза - так это несметное количество гaргулий.

 

Гаргу́лья, также гаргу́йль (фр. gargouille, [ɡaʁ.ɡuj]) и горгу́лья - в готической архитектуре: каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа (иногда - многофигурного сюжета) и предназначенный для эффективного отвода дождевого стока от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли. Сильно вынесенная перпендикулярно стене гаргуйль, является характернейшим элементом силуэта многих крупных построек средневекового Запада, а также одним из мотивов в готических реминисценциях эклектики, модерна и ар-деко, где её функция часто исключительно декоративная.


Выразительность этой детали, её необычная композиция (фактически - лежачая статуя) и очевидное сюжетное несоответствие вероучительной тематике центральных скульптурных ансамблей готических церквей обусловили внимание, которое привлекли к себе гаргуйли со времени пробуждения интереса к «средневековому» в первой половине XIX века. В постклассической Европе образы этих второстепенных архитектурных элементов оказались востребованными как в качестве ключа для интерпретации самого явления Средних веков, так и для всякого рода смысловых сопоставлений в контексте современной цивилизации. Уже в XX веке в фантастической литературе и кинематографе, а вслед за ними в массовой культуре вообще, понятие было переосмыслено таким образом, что стало обозначать не функциональный элемент сооружения, а сам персонаж, изваянный в камне как с целью обеспечения организованного сброса воды с крыши, так и вне этой функции. Проекцией этого представления оказывается смешение понятий гаргулья и химера, а также ложное предположение о существовании в системе средневековой западноевропейской тератологии демонических существ-гаргулий (иначе - горгулий), изображения которых якобы и помещали на карнизы зданий, например, для отпугивания злых духов. В крайних проявлениях этой смысловой трансформации, набравшей силу с распространением моды на жанр фэнтези, может утрачиваться даже идея какой-либо связи со скульптурным прототипом. В современном словоупотреблении гаргулья часто означает полуантропоморфное (как правило, крылатое) демоническое существо, выступающее в фантастических сюжетах, и может использоваться как метафора телесного уродства.
Пока стояла в очереди за билетами слушала, как русскоязычная мама читает русскоязычной дочке лет 10 путеводитель по Милану - горгульи и химеры миланского собора...

Италия, Путешествия, церковь, Милан

Previous post Next post
Up