Летопись Габсбургов в картинках

Apr 11, 2014 11:00



Пора, наверное, собраться с силами и утонуть в воспоминаниях об искусстве. Когда я подходила к зданию художественного музея, я и представить себе не могла, что так закружит, заманит, унесет, завлечет. Омут , атмосфера этого музея - не музейная. Хотя и казалось бы, но и залы и картины - они живые, они сегодняшние, хотя и невероятно вчерашние. Совмещение пространства, времени, мыслей, ощущений  неописуемо. Здесь и сейчас встречается в этом сказочном здании со вчера и завтра. Хотя нет - не завтра. Милое моему сердцу вчера, не более.


Музей истории искусств (нем. Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) - известнейший художественный музей в Вене. Он был открыт в 1891 году вместе с расположенным напротив и по внешнему виду почти идентичным Музеем естествознания. Приказ о строительстве был отдан императором Францем Иосифом I в рамках расширения города в 1858 году. Оба музея построены в стиле итальянского Ренессанса по проекту Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера.


Официально музей основан в 1889 году. Богатые художественные коллекции австрийского императорского двора оформили в музей во второй половине XIX века. В этот период уже существовали подобные музеи, возникавшие на основе королевских коллекций в других странах и художественных центрах (в Дрездене на базе коллекций саксонского курфюрста, в Берлине на базе коллекций прусского короля, в Петербурге на базе коллекций российских императоров - Эрмитаж).


В Вене решили создать не один, а два музея с показом и естественных, и художественных коллекций в пандан. Так в Вене возникли: Природно-исторический музей и Художественно-исторический музей.
Они были и расположены рядом, создавая значительный архитектурный ансамбль в несамостоятельных формах эклектики.
Между двумя  Музеями находиться площадь Марии-Терезии и памятником в честь нее. Он был создан в 1887 году Каспером фон Цумбушем и Карлом Хазенауэром, которые украсили статую императрицы конными фигурами ее генералов и советников. Барельеф также украшен детскими изображениями Моцарта, Гайдна и Глюка, а также аллегориями силы, ума, справедливости и снисходительности.


Готфрид Земпер не был австрийцем. Он работал в разных столицах Европы (Лондоне и Париже, Дрездене) и был известен как архитектор выставок. В Лондоне Земпер как раз и был задействован на строительстве Международной промышленной выставки 1851 года. В Дрездене Земпер завершил формирование недостроенного Цвингера, связав барочный ансамбль со зданием новой картинной галереи и нового театра (Опера Земпера, или Саксонская государственная опера Дрездена.).


После этого он получил приглашение от императора Австрии Франца Иосифа на работу в Вене. Ему поручили реконструкцию городской резиденции императора - Хофбурга. Опытный архитектор, Готфрид Земпер подошёл к реконструкции как к градостроительному проекту. И создал проект с несколькими величественными сооружениями, которые включали два музея, новый театр, манеж, монумент австрийской императрицы Марии Терезии, и все это в новом саду в стиле необарокко. Земпер уже был продолжателем барочной стилистики в ансамбле Цвингера, заканчивая ансамбль архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана. В реконструкции Хофбурга Земпер стал продолжателем стилистики венского барокко, используя и его формы, и планировочные наставления. Роскошная архитектура Земпера служила императорскому двору и его прославлению. Архитектор даже связал ось нового Хофбурга с древнеримской Виндобоной. Именно там был некогда дворец римского наместника в австрийских землях и именно там умер римский император Марк Аврелий. Архитектор своим ансамблем подчеркивал символическую связь австрийских императоров с императорами Древнего Рима, что льстило Францу Иосифу.


Музей истории искусства - это один из самых известных мировых музеев, четвертая в мире по величине художественная галерея. Одной из особенностей музея является то, что здание, где расположен музей, было построено специально для этих целей на РингШтрассе, а не являлось каким-либо дворцом, как это часто наблюдается в Европе. Музей хранит большие коллекции предметов династии Габсбургов, а коллекция живописи содержит работы Рубенса, Рембранта, Брегеля, Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Веласкеса. Кроме того, в Музее находится отделы, посвященные Древнему Египту, Античности, Средневековья и современной эпохи.


Архитекторы и заказчики при разработке интерьера музея не поскупились на редкие сорта мрамора, гранита, бронзу, обилие позолоты и изысканный декор залов музея. Особенно впечатляет парадная лестница с темными колоннами, украшенными золочеными капителями, и высоченным восьмигранным (октогональным) куполом с великолепной фреской в духе итальянского Возрождения. Здесь изображены Леонардо, Рафаэль, Веронезе, Тициан, предвосхищающие парад шедевров в самих залах.
Фрески в размещенных ниже двенадцати полукруглых люнетах тоже украшены портретами великих мастеров искусства. Промежутки между капителями колонн также заполнены росписями. Они принадлежат знаменитым австрийским художникам братьям Густаву и Эрнсту Климтам.


да-да, и хотя это был визит не для встречи с Климтом, в Вене встречи с ним избежать нелегко.


Торжественное открытие музея в новом здании состоялось 17 октября 1891 года. С этого момента многочисленные императорские собрания стали собственностью государства, перейдя в ведение Министерства науки и культуры Австрии.
Главное здание музея включает 91 зал, где размещены различные художественные собрания.


История создания и развития Венской картинной галереи неразрывно связана с историей правления императорского дома Габсбургов. Основу коллекции заложил еще Максимиллиан I (1459-1519). При нем было составлено собрание портретов, прекрасно иллюстрирующее генеалогию этого древнего рода. Чуть позже, эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595), исходя из собственных предпочтений, продолжил собирать портреты, а переехав в Богемию, в 1529-1563 годах начал собирать работы лучших художников того времени. Именно эта коллекция затем была перевезена в замок Амбрас, недлеко от Инсбрука. Одновременно с Фердинандом II, другой представитель династии, Рудольф II (1552-1612), живший в Праге, также поддался страсти коллекционирования художественных полотен, прибегая, иногда, не к самым честным способом приобретения картин. В частности, Рудольфу удалось присвоить коллекцию из замка Амбрас, после смерти своего дяди, Фердинанда II, а чуть позже - и самые ценные экспонаты, собранные его братом, Эрнстом.


Парадная лестница заставила остановиться и отдышаться. Нет, какое там отдышаться. Сердце забилось быстрее от этого великолепия.


"Тезей, убивающий Минотавра" украшает парадную лестницу. Первоначально статуя Тезея работы Антонио Кановы хранилась в храме Тезея в Народном парке, но с 1890г она здесь. Антонио Канова (Canova), (1757-1822) итальянский скульптор, крупный мастер европейского неоклассицизма. С 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, - «Тезей и Минотавр». За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Заказчиками Кановы стали папы, короли и богатые коллекционеры.


Мастер работал преимущественно в Риме и Венеции. Он быстро завоевал известность и в 1802 году был вызван в Париж Наполеоном, который хотел назначить его своим скульптором. Европейская известность мастера позволила ему после падения Наполеона вести переговоры и добиться возвращения в Италию произведений искусства, вывезенных французами. С 1810 года Канова стал директором Академии Святого Луки в Риме.
В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур.




"Апофеоз Ренессанса" М. Мункачи на потолке, над парадной лестницей, во многих источниках говориться что это фреска - на самом деле гиганское полотно, состоящяя из двух частей - на ней написаны многие знаменитые художники Европы: Да Винчи, Рембранд, Рафаэль....




При всем желании невозможно не посмотреть на купол и не остановиться, разглядывая игру света и тени, ловя солнечных заичиков от позолоты и улыбаясь во всю ширь чему-то своему.


На среднем уровне прямо под куполом расположено кафе.




Австрийские Габсбурги были связаны родственными связями с королевским двором Испании. В состав Испании в Европе входили и Южные Нидерланды, Фландрия (Бельгия). Отдалённой от Мадрида и Вены богатой провинцией руководили наместники. Одним из них был австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662).


(Бернхард Штригель Портрет императора Максимилиана и его семьи - я бы очень удивилась, не увидев этой картины в музее)
Пребывание во Фландрии тот использовал для приобретения художественных коллекций. Собиранию картин способствовал художественный рынок, который находился в городе Брюссель. Сюда на продажу свозили произведения искусства как из провинций, так и из Италии или Англии. За короткий срок эрцгерцог создал значительную художественную коллекцию картин голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров, которую вывез в Вену. Этот сборник веками дополняли картинами и произведениями искусства из разных стран и городов. В Вену вывезли лучшую часть кабинета курьезов императора Рудольфа II, который ненадолго переносил столицу в Прагу.
После смерти принца Евгения Савойского его картинная галерея перешла в императорскую коллекцию.


(Бернхард Штригель Святое семейство - некогда это было изнанкой картины Портрет императора Максимилиана и его семьи...)
Не принимая в расчёт этическую сторону давно минувших дел, необходимо отметить, что Рудольф II внес наиболее значимый вклад в формирование ценнейшей коллекции картин Kunsthistorisches Museum. Именно он, находясь в конце XVI века в Нидерландах, выкупил большое количество картин фламандских мастеров, в том числе крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего. Даже не смотря на то, что большое количество картин было украдено в 1648 году, уцелевшая часть коллекции сегодня считается наиболее ценной среди всего собрания Венского музея. Рудольф II стал первым Габсбургом, тонко воспринявшем творчество старых мастеров. После него коллекция, переходя от одного владельца к другому, только возрастала как в стоимости, так и в художественной ценности.


(Якоб Зайзенеггер (1505 - 1567, Линц) - австрийский художник, работавший при дворе императора Карла V. Завоевал международную славу своими портретами в полный рост, послужившими примером для других художников. В частности, Тициан использовал его работу при создании своего «Портрета Карла V с собакой».)
Следующим представителем императорского дома, сделавшим очень многое для формирования художественной коллекции, стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662). Его художественные предпочтения сосредоточились на венецианской живописи. Согласно описи, составленной незадолго до его смерти, коллеция живописи, собранная Леопольдом, составила более 1400 предметов искусства. Согласно завещанию эрцгерцога, все богатство отошло его внуку, императору Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться и позднее, во время правления Марии Терезии и императора Иосифа II.


(Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург - 1543, Лондон)  - портрет молодого торговца)
Однако, вопрос с размещением сокровищ был решён только при эрцгерцоге Франце Фердинанде, выделившем для этих целей поместье Сталлбург (Stallburg) в Вене. Некоторое время собрание картин размещалось в замке Бельведер, где была предпринята вторая попытка систематизации и каталогизации уникальной коллекции. Здесь же, в 1776 году коллекция стала доступна для широкой публики. Наконец, в 1891 году в Вене было построено современное здание музея.


(Петер Пауль Рубенс Инфанта Изабелла Клара Евгения)
Изабелла проявляла большой интерес к искусству, её двор был магнитом, притягивающим к себе художников и людей искусства. Особенное внимание она оказывала Петеру Паулю Рубенсу, который был не только придворным живописцем, но также послом и посредником при ведении мирных переговоров.
С именем Изабеллы по легенде связано возникновение изабеллового цвета - грязноватый соломенно-розовый.


(Питер Пауль Рубенс. Портрет эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Южных Нидерландов. 1609. Музей истории искусств. Вена)
По легенде она дала обет не менять своей белой рубашки до тех пор, пока Альбрехт VII Австрийский не возьмёт осажденный им в 1601 году Остенде - крупнейший бельгиский порт на берегу Северного моря. Осада Остенде - трехлетняя осада во время Нидерландской революции и одна из самых длинных осад в истории. Это была одна из самых кровавых битв войны и закончилась она победой Испании: «Испанцы атаковали не атакуемое, а голландцы защищали не защищаемое.» Поскольку осада длилась три года, (5 июля 1601 - 16 сентября 1604), то по крайней мере в отношении цвета рубашки легенде можно верить. Стоит учесть и то что именно при королеве Изабелле «желтые» масти лошадей (соловая, буланая и изабелловая) вошли в моду.


Сегодня пинакотека занимает весь второй этаж здания музея. Посетители могут увидеть работы ван Эйка, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и многих других художников. Первый же этаж полностью отдан под коллекции древнего искусства: отделы египетского и восточного искусства, отдел скульптуры, отдел прикладного искусства.<........>


Крупнейшим коллекционером Европы был император Рудольф II (правил в 1576-1612 гг.). Скорее всего, первые навыки собирательства Рудольф получил при дворе своего дяди, испанского короля Филиппа, где воспитывался с 11 до 18 лет. С другой стороны, значительное влияние в этом отношении оказал на Рудольфа еще один его дядя, эрцгерцог Фердинанд II Тирольский  правил в 1564-1595 гг.). В замке Амбрас неподалеку от Инсбрука им были собраны великолепные коллекции оружия, доспехов, книг, редкостей. В его кар тинной галерее находились работы  Альбрехта Альтдорфера («Св.Семей-ство с юным Иоанном Крестителем»), Франсуа Клуэ (два портрета Карла IX), Ганса Гольбейна Мл., Руланта Саверея. После смерти Фердинанда и
его сына эти богатейшие коллекции перешли в собственность Рудольфа.


(Петер Пауль Рубенс, Герцог Карл Смелый Бургундский)
В Праге, в замке Градчаны, император разместил свои богатейшие собрания живописи, скульптуры, декоративно-  прикладного искусства, гемм, монет и редкостей. Отношение императора к искусству было почти сакральным. Когда большая картина «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея, дерево, 165х195 см) его любимого художника Дюрера перевозилась из Венеции в Чехию, Рудольф отдал приказ нести ее через горы на руках как святыню. Первой большой работой Дюрера в коллекции Рудольфа стал алтарный образ «Поклонение Св.Троице», купленный в 1585 г. за 700 гульденов. Городской совет Нюрнберга подарил Рудольфу картины Дюрера «Адам» и «Ева» (Мадрид, Прадо). В числе любимых художников императора также были Брейгели - Питер Брейгель Старший  Мужицкий) и его сын Ян Брейгель Бархатный. В 1595 г. в коллекцию вливается собрание картин эрцгерцога Эрнста, штатгальтера Испанских Нидерландов в 1593-1595гг. Так в галерею Рудольфа пришли прославившие ее впоследствии картины Питера Брейгеля Старшего, фламандских «примитивов» и пр. Если достать оригинал было невозможно, заказывались копии. Так, в Мантую к герцогу Винченцо I Гонзага (1562-1612) был  послан художник и поверенный в делах искусства Ханс фон Аахен (1552-1615), заказавший молодому Питеру Паулю Рубенсу - придворному  живописцу Гонзага - копии с картин Корреджо.


(Петер Пауль Рубенс Изабелла Французская)
При дворе Рудольфа работали художники-маньеристы Бартоломеус Спрангер, Рулант Саверей, Йозеф Хайнц, Джузеппе Арчимбольдо. Их работы  постоянно пополняли картинную галерею императора. Также ее украшали полотна Босха, Тициана, Рафаэля, Кранаха Старшего, Бассано, Пармиджанино, Веронезе, Тинторетто. В своей  знаменитой кунсткамере Рудольф, может быть, в саможет быть, в самом законченном виде воплотил идею воссоздания Универсума. Вся его огромная коллекция делилась на природные экспонаты ,шедевры искусства  и научные приборы и инструменты Это была полностью систематизированная, энциклопедически организованная коллекция. В конце восемнадцатого века в Европе этой коллекции не было равных. После смерти Рудольфа его брат Маттиас II увез в Вену лучшую часть собрания. Оставшееся в Праге во время Тридцатилетней войны неоднократно  подвергалось грабежу.


(Петер Пауль Рубенс копия Тициана Изабелла Д´Эсте)
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662) в 1647-1656 гг. был наместником императора в Южных Нидерландах. За короткий срок с помощью сети агентов он создал в Брюсселе одну  из лучших картинных галерей Европы. По удачному для Леопольда Вильгельма стечению обстоятельств в Антверпене распродавались художественные ценности из Англии. Он приобрел картины  из собраний графа Эрандела и герцога Бэкингема, в т. ч. из коллекции по следнего пять работ Тициана и среди  них - вариант знаменитого полотна  «Се Человек». Также эрцгерцогом  были приобретены превосходные картины из собрания короля Карла I , в числе которых находились «Три философа» Джорджоне,  полотна Тициана и Веронезе. В коллекции Леопольда Вильгельма были работы Джованни Беллини («  Женщина за туалетом »), Андреа Мантеньи, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано, Доменико Фети и других выдающихся итальянских художников.


(Hans Jordaens III . собрание картин и раритетов)
Австрийская империя веками имела значительные трудности в отношениях в королями Франции, что значительно отразилось на художественных коллекциях. Художественно-исторический музей в Вене (по сравнению с Эрмитажем) имеет незначительные произведения во французском отделе, где собраны случайные или не лучшие образцы искусства Франции. Наличие нескольких произведений Жана Фуке и художников XVII века лишь подчеркивают значительные пробелы в художественных собраниях. Картины Франсуа Клуэ, Пуссена, портреты Гиацинта Риго и Дюплесси - производят впечатление случайно полученных вещей.


(Ян Ливенс Старик)
Ненамного лучше представлены художники Франции XIX века (Камиль Коро, Клод Моне), но не самыми выдающимися произведениями, которые давно разошлись по музейным коллекциям самой Франции, США, Великобритании, России.


(Peter Thys - Erzherzog Leopold Wilhelm)
Второй слабый раздел - искусство Англии. Но это типичная ситуация для европейских музеев, где вообще мало картин мастеров Британии. Только в Соединенных Штатах где есть капитальные произведения художников Англии разных периодов.


Император Карл (правил в 1711-1740 гг.) в 1720-х гг. приказал создать в Штальбурге новую экспозицию живописи. Картины, помещенные в дорогие черные с золотом рамы, разместились согласно принципам «шпалерной развески» и требованиям декоративности. Ни хронология, ни национальные школы, ни качество помещаемых вместе работ не  учитывались.


Решающую роль играли формат, сюжет или колорит. При этом полотна обрезали или надставляли, добиваясь симметрии. Такие картины, как «Автопортрет» Рубенса и «Портрет матери» Рембрандта из прямоугольных были превращены в овальные. Ж елающие могли осматривать галерею в составе организованных групп и в сопровождении хранителей. С группы брали довольно большую сумму - 12 гульденов. Процесс превращения Венской императорской галереи в публичное собрание явился одним из важнейших событий в истории европейского  узейного дела. В 1770-е гг. императрица Мария Терезия (правила в 1740-1780 гг.) и ее сын-соправитель Иосиф (правил в 1765-1790 гг.) под влиянием просветительских идей решили создать  совершенно новую галерею. Для ее размещения был куплен дворец принца Евгения Савойского - Верхний Бельведер, построенный в 1721-1722 гг. архитектором Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом. Из всех императорских резиденций и замков сюда привезли самые лучшие полотна.


Решив создать принципиально новую экспозицию, Мария Терезия и Иосиф пригласили швейцарского художника и  гравера Христиана фон Мехеля (1737-1817), который незадолго до этого иллюстрировал каталог Дюссельдорфской галереи. В последней была осуществлена развеска картин по двум национа льным школам - итальянской и немецкой. В Вене решили пойти да льше: немецкую школу отделили от нидерландской, а  в итальянской живописи выделили венецианскую, болонскую, римскую и флорентийскую школы. Внутри школ картины размещались в хронологическом порядке и работы одного художника висели рядом. Полотнам вернули их первоначальные размеры, роскошные рамы заменили более простыми, выдержанными в классическом стиле, и отказались от «шпалерной развески»


(Петер Пауль Рубенс Голова Медузы)
Бельведерская галерея открылась в 1781 г. Император Иосиф II  разрешил три дня в неделю свободное и бесплатное ее посещение. В 1783 г. в предисловии к каталогу Мехель высказывал  мысль, что новая галерея должна быть «источником обучения и визуальной историей искусства. Великие общественные коллекции подобного рода, имеющие своей целью скорее образование, чем наслаждение, можно уподобить богатой библиотеке, где тот, кто желает знаний, будет счастлив, находя работы каждого вида и всех периодов, сравнивая и изучая которые, он может стать знатоком искусства» <......>


(Jacopo Tintoretto)
Северные земли современной Италии долгое время входили в состав Австрии. В Вену десятилетиями вывозили картины из Италии, а итальянские художники (архитекторы, садовники, композиторы, музыканты, актеры) работали в разных городах Австрийской империи. В Вене накопились такие значительные художественные коллекции из Италии, что был период обмена между странами с целью возвращения в Италию хотя бы части национального культурного достояния. Именно в Вене хранятся ювелирные изделия Бенвенуто Челлини, которых не сохранили ни в Италии, ни во Франции.


(Алонсо Са́нчес Коэ́льо - Анна Австрийская королева Испании 1571
Санчес Коэльо, используя сдержанный подход к модели, шел по стопам своего фламандского учителя, заимствуя у него формальные приемы (Мор, Антонис): статика, детализация и тщательность, неприкрашенная трактовка лица представителей династии Габсбургов, никогда не славящейся своей красотой.)
Особенность собрания Художественно-исторического музея - лучшие произведения почти всех художественных стилей Италии - раннее и Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, караваджизм, мастера ведуты XVIII века и др. Мастера Италии до сих пор представлены капитальными произведениями в сборнике Художественно-исторического музея.


(Диего Веласкес - Инфанта Маргарита Тереза в синем платъе 1659. Портрет Инфанты и ее брата Веласкес создал за год до своей смерти. Это были последние законченные работы художника. Вместе с невестой они итправились в Вену , чтобы достаться каизеру Леопольду первому.)
Художественный музей огромен , об этом мне доходчива сообщила спина и подтвердили ноги, когда я после пинакотечных залов и Фаберже в раздумьях пыталасъ понятъ - хватит ли сил на египетские артефакты или вот только в кунст-камеру и все.

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view


В итоге, конечно, пострадали египтяне, но я к ним еще вернусь. Победила кунст-камера.


Габсбурги собирали интересности с давних времен и Венская кунсткамера (если верить тому, что пишут на сайте музея) - самая выдающаяся в мире. Мне так не показалось, хотя там есть парочка весьма занимательных экспонатов.


Самым знаменитым экспонатом, да и самым ценным наверное, является Сальера Челлини, ей даже выделен отдельный зал.


«Сальера» (итал. Saliera - «солонка») - частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. Высота скульптуры - 26 см, ширина основания из слоновой кости - 33,5 см.
Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, после чего до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии.


11 мая 2003 года Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро, австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро. Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз.

image Click to view


image Click to view


Музейная дверь закрыласъ. Глоток свежего воздуха показался счастьем. но я непременно сюда вернусь. Такие пироги надо кушать постепенно, не давясь и захлебываясь, а с толком и расстановкой.

Вена, искусство, khm, Австрия, Габсбурги

Previous post Next post
Up