В одном из купе второго класса скорого поезда Прага - Чешские Будейовицы ехало трое пассажиров (c)

Apr 01, 2014 15:01



"Ксенофонт, античный полководец, прошел всю Малую Азию, побывал бог весть в каких еще местах и обходился без географической карты. Древние готы совершали свои набеги, также не зная топографии. Без устали продвигаться вперед, бесстрашно идти незнакомыми краями, быть постоянно окруженным неприятелями, которые ждут первого удобного случая, чтобы свернуть тебе шею,- вот что называется анабасисом.
У кого голова на плечах, как у Ксенофонта или как у разбойников различных племен, которые пришли в Европу бог знает откуда, с берегов не то Каспийского, не то Азовского морей,- тот совершает в походе прямо чудеса.
Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим.
Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы. Бравый солдат Швейк был в этом глубоко убежден, когда вместо будейовицких краев увидел милевскую деревушку. И, не меняя направления, он зашагал дальше, ибо никакое Милевско не может помешать бравому солдату добраться до Чешских Будейовиц."
Чехия в общем никогда меня особенно не привлекала и не волновала. И, поселившись в опасной близости от границы, я далеко не сразу поняла и приняла тот факт, что от посещений братской некогда республики мне не отвертеться. Постепенно в бреши безразличия была пробита дырочка. Как-то, глянув на карту, я поняла, что Будваиз - в двух часах езды. А тут как-то и время свободное подвернулось, и день выдался солнечный - почему бы не сьездить выпить кружечку пива?


Город Будеёвице основан в 1265 году чешским королём Пржемыслом Оттокаром II (чеш. Přemysl Otakar II). Город быстро строился и экономически развивался благодаря своему статусу королевского города и расположению на пересечении торговых путей. Чтобы укрепить верность жителей города королевской власти, Будеёвице наделялся королём различными привилегиями.


Прже́мысл О́такар II (чеш. Přemysl Otakar), также известный как Оттокар II (нем. Ottokar; 1233-26 августа 1278) - король Чехии (Богемии) с 22 сентября 1253 (коронация 25 декабря 1261), герцог Австрии с 6 декабря 1250 по 21 ноября 1276.
После прекращения в 1246 г. династии Бабенбергов в Австрии на несколько лет воцарилась анархия. Многочисленные претенденты на престол не пользовались популярностью у австрийского дворянства, попытки императора Фридриха II подчинить себе герцогство также провалились. Ситуацией воспользовались соседние государства - Чехия, Венгрия, Бавария, которые попытались отторгнуть часть приграничных территорий и периодически разоряли австрийские земли. В 1250 г. желая урегулировать вопрос престолонаследия, австрийские дворяне избрали герцогом Австрии Пржемысла Отакара II. Отакар полагал, что имеет некоторые династические права на австрийский престол, поскольку Гертруда, племянница последнего австрийского герцога, была первый раз замужем за его братом Владиславом, умершим в 1247 году. Отакар II вступил в Вену и в феврале 1252 г. женился на пожилой уже Маргарите Бабенберг, старшей сестре последнего австрийского герцога и вдове германского короля Генриха VII. Однако Гертруда, племянница Маргариты, также имеющая права на австрийский престол, вышла в это же время (1252 год) замуж за Романа, сына Даниила Галицкого, поддерживаемого венгерским королём. В результате началась длительная война за престол между Чехией и Венгрией. Войска Даниила Галицкого, отца Романа, вторглись в Чехию, а венгерская армия в Штирию. Пржемысл Отакар II был разбит у Опавы, однако Даниил Галицкий вскоре вышел из войны. В 1254 г. между Чехией и Венгрией был заключён мирный договор, предусматривающий признание Отакара II герцогом Австрии и передающий Штирию Венгрии.


Краткое содержание: Величие и падение короля Оттокара
Замок короля Богемии Оттокара наполнен суетой и смятением. Слуги в состояние непонятного беспокойства перешептываются между собой. Именно сегодня сам король Оттокар объявил о расторжение своего супружеского союза с Маргаритой Австрийской, которая была вдовой императора германии Генриха фон Гогенштауфена. В свое время, этот союз был заключен на основе банальной выгоды, ибо король преследовал своей целью завладеть Австрией, которая в то время принадлежала по праву наследства королеве.
Маргарита, или как ее еще называли - королева слез, поскольку в первом своем браке она потеряла двух своих детей, отлично осознавала все причины, побудившие Оттокара жениться на ней. Тем более, к тому времени у нее не осталось ни сил, не желания, да и надежды, родить наследника. Свое согласие на замужество она дала только из желания избежать кровопролитных войн, которые, несомненно, начались бы между Австрией и Богемией.
Во время замужества она видела и осознавала все интриги, что плелись за ее спиной. Она также знала, что семейство фон Розенбергов старалось всеми силами разорвать этот союз и женить Оттокара на Берте фон Розенберг - юной и красивой девушке - фон Розенберги желали быть еще ближе к трону. Но корыстолюбивый король быстро отрекается от Берты, при этом мало переживая за ее честь и честь всего ее семейства. Обо всем этом, королева Маргарита рассказывает графу Рудольфу фон Габсбургу, который в скором времени должен стать императором великой империи. Она с горечью отмечает то, как много плохого сделал ее супруг - король Оттакар.
Перед разводом, веря в разум, благородство и честность короля Оттакара и пытаясь всеми силами избежать кровопролития, королева Маргарита, наследница древнего и благородного рода, все же вынуждена отдать земли Австрии и Штирии своему бывшему супругу.
Сам Оттокар, властолюбивый и амбициозный, мечтает покорить всю Европу. Король Богемии желает могущества и славы Праге, сравнимой с такими городами, как Париж, Лондон, Вена. Для этого необходимо укреплять мощь Чехии, а это, в свою очередь, заставляет идти на новые жертвы. Надеясь и не сомневаясь, что будет понят королевой Маргаритой, король сознается ей, что собирается заключить брачный союз с внучкой венгерского короля, цинично заявляя, что это его страна женит и разводит своего короля. Мудрая и благородная Маргарита, пытаясь вразумить Оттокара, предупреждает его, что дела неправедные тянут за собой злобу и вызывают предательство за спиной того, кто оказался победителем. Однако Оттакар не боится врагов, он самоуверен и чувствует, что силен, а удача всегда на его стороне. Человеческие жизни и судьбы кого бы то ни было, абсолютно безразличны амбициям короля. <....>


Этот отрезок австрийской истории кажется мне излишне грустным и даже трагичным и Оттакара я не люблю активно, но городок не виноват. И, повернувшись спиной к вокзалу и вспомнив, что практически в каждом европейском городе, идя от вокзала, обязательно придешь в исторический центр, я отправилась на прогулку.


Выбралась я как-то спонтанно, без задних мыслей и артподготовки, ни паспорта с собой, ни карты, ни даже в голове каких-то складных мыслей о том, куда же это я приехала. Но все вышеуказанной абсолютно никому не нужно, в таком маленьком городке - особенно.


В конце XIII - начале XIV века в городе были возведены 2 католических храма, а сам город окружён крепостной стеной. В течение следующего XV столетия Будеёвице, в котором были сильны позиции католической церкви, являлся оплотом борьбы против гуситов. В городе насчитывалось 4000 жителей, и он был одним из наиболее крупных и значимых городов Чешского королевства.


В XVI веке город переживает сильный экономический подъём, связанный, прежде всего, с добычей серебра, а также с развитием рыболовства и торговли солью. Строительство зданий в Будеёвице в этот период подчинено канонам архитектуры Ренессанса. В 1569 году в Будеёвице основан монетный двор, где чеканились монеты из серебра, добываемого в окрестностях города.


Медленно бреду по центральной пешеходной улице. Указатели подтвердили мое предположение о том, что иду я правильно, впереди - центр.


Тридцатилетняя война не причинила большого ущерба городу, однако в июле 1641 года произошел крупный пожар, который уничтожил больше половины домов. Восстановление города продолжалось несколько десятилетий. Эпоха барокко значительно изменила вид города, в этот период был построен ряд религиозных объектов, а также фонтан Самсона на центральной площади, являющийся одним из символов города.


В XVIII веке росту культурного значения города способствовало основание здесь латинской гимназии, городского театра и философского института. При императоре Иосифе II в 1785 году было основано Будвайзерское епископство.


В 1847 году компания «Хардтмут» (производитель канцелярских товаров марки «Кох-и-ноор») из Вены перенесла в Будеёвице производство карандашей и керамических изделий, в связи с чем в городе появилась первая большая фабрика. В 1895 году была основана Чешская акционерная пивоварня, известная ныне пивоварня «Budweiser Budvar» («Будвайзер Будвар»).


До конца XIX века население города и окрестных сёл в основном составляли немцы, однако постепенно чешское население стало преобладать. Тем не менее, до 1918 года бургомистарми города были немцы. В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, будвайзерские немцы были депортированы в Западную Германию и Австрию.


В ХХ веке Ческе-Будеёвице стал экономической и культурной столицей Южной Чехии. С 1991 года в Ческе Будеёвице действует Южночешский университет, а с 2000 года в городе располагается администрация Южночешского края Чехии.


Возникающие на горизонте шпили с петухами (ностальгически вздыхаю, уж очень это похоже на Ригу), говорят о том, что я по большому счету дошла. В тихом уютном дворике пусто. Церковь Миклаша - Святого Николая пуста и вокруг еще тоже никого нет. Время обеденное, туристы появляются попозже, это мне не спалосъ.


К самым известным храмам города относятся: Собор св. Николая (katedrál sv. Mikuláše) и территория Доминиканского монастыря с храмом Жертвоприношения Девы Марии (Klášter dominikánů s kostelem Obětování Panny Marie).


Заложен был собор в 1265 году, примерно в 1297 был освящен главный алтаръ. Закончено строительство было во второй половине 14 века. В 16 столетии собор получил новую звонницу, а в 1785 году стал кафедральным.


При всей кажущейся пустоте - шла служба и я на цыпочках пробиралась к выходу, украдкой сделав пару снимков.


Костёл Святого Николая  является кафедральным собором епархии Ческе Будейовице, он получил свое название в честь святителя Николая. Расположенный в самом сердце Ческе Будейовице , недалеко от северо-восточного угла площади Пржемысла Отакара II. Рядом с ним стоит Черная башня, которая также выступает в качестве колокольни собора. Перед костёлом находится статуя Иоанна Валериана Йиржи, четвертого епископа Ческе Будейовице.


Костёл Святого Николая был существенно перестроен несколько раз. В XVI веке было решено построить новую колокольню. Его колокольней является одна из главных достопримечательностей города - Черная башня. В 1785 костёл Святого Николая стал кафедральным и является резиденцией епископа. Современное здание представляет собой сочетание нескольких стилей, барочный фасад и неф построен вокруг готического алтаря. Интерьер костёла в основном XVIII века, но еще сохранились некоторые старые украшения, такие как статуи и резная штукатурка.


Возле костёла ранее было городское кладбище, функционировавшее от основания города до 1784 года, когда его закрыли. С 2001 по 2005 гг. на этом месте велись интенсивные археологические исследования под руководством Южночешского музея.
<........>


Cобор святого Микулаша знаменит следующими достопримечательностями: кафедрой храма, алтарным образом Леопольда Губерта, картиной «Успение Девы Марии», барочным алтарем в стиле рококо, созданным после пожара. В нишах фасада стоят статуи Вацлава, Святого Николая и Ауратиана. Во время Тридцатилетней войны в соборе на раз укрывались королевские регалии, покинувшие Прагу.


За собором находиться кладбище, посреди которого в 1727 - 1731 годах построили капеллу Страстей Христовых. Несколько десятилетий назад она была закрыта, сегодня, благодаря епископу Яна Йирсика, святыня открыта для посетителей. Перед входом в собор святого Микулаша у подножия Черной башни стоит памятник Яну Йирсика.


В такую рань башня была еще закрыта и я тихонечко пошла в сторону центральной площади и информационного бюро - карту захотелось тем не менее. Пусть в качестве сувенира. (именно эта карта и отсканирована). Еще подумала - ну вот ведь гады - ничего не пишут в путеводителях на тему того, что до 1 апреля все закрыто. И тут же - с облегчением - уфф, не надо подниматься.


Чем, как оказалось, богат Будваиз - так это галереями и пассажами. Старыми и новыми, с готическими потолками и без, но редкая улица не обрамлена вот таким естественным прогулочным пассажем.


Славится город большой квадратной площадью Пржемысла Отакара II (Přemysl Otakar II), окруженной красивыми домиками. На площади находятся фонтан Самсон (Samson), пятигранный камень с крестом - Блудный камень (Bludným kamen). Согласно преданию тот, кто наступит на камень, на целую ночь забудет дорогу и вернется домой лишь к утру.


Вокруг фонтана никак не могли угнездиться молодожены с фотосессией. Пришлось ждать и обходить. Собственно атмосфера городка очень ярко проиллюстрировала атмосферу имперской провинции 19 века. Если бы летали мухи, их было бы слыхатъ.


Городская ратуша (Radnice) со скульптурами на фасаде, изображающими Мудрость, Бережность, Отвагу и Справедливость, тоже расположена на площади Пржемысла Отакара II.


Ратуша на городской площади построена в 1727-1730 гг. с тремя башенками и статуями, олицетворяющими четыре гражданские добродетели: Справедливость, Мужество, Мудрость и Осмотрительность


Здание Ратуши было построено в 1727-1730 годах по проекту итальянского архитектора и скульптора Антонио Мартинелли. Выполненная в стиле пышного итальянского барокко постройка с монументальным фасадом из четырех скульптур Дитриха, находиться в юго-западной части площади. Высшая башня Ратуши увенчана статуей Чешского льва, символа государства, а на колоне башни при входе возвышается железный эталонный метр, который в народе называют - «локоть».


Главное украшение обрядового зала - потолочная фреска, выполненная в стиле эпохи ренессанса Яной Адамом Шепфом. На фреске изображена историческая сцена Соломонова суда. Центральная лестница зала выполнена из дерева с рельефным гербом Ческе-Будеёвице - она была восстановлена по оригинальным эскизам при проведении реконструкции по второй половине прошлого века.В 1995 году на звоннице Ратуши установили 18 колоколов, которые мелодично сообщают о каждом новом часе - многие туристы специально остаются еще на час, надеясь услышать эту мелодичную музыку, приносящую счастье. <.....> Перезвон оказался и правда очень мелодичным.
В здании находиться администрация Южной Чехии и мэрия Ческе-Будеёвици. Главный зал используют как дворец бракосочетаний. Молодожены любят фотографироваться на центральной лестнице с оригинальной резьбой. Именно поэтому возможность посещения и осмотра Ратуши ограничена - туристы допускаются в здание только в то время, когда в мэрии нет официальных мероприятий.


Городок небольшой, времени вагон, бегать не хотелосъ.






Монастырь оказался по каким-то причинам закрыт и я поспешила от него сбежатъ - уж слишком много бомжей разместилось на скамеечках вокруг, греясь на теплом солнышке.


Время было, как я уже говорила , обеденное. И упустить возможность выпить Будваизера в самом будваизере я конечно же не могла, да и не хотела. Будваиз - флагман чешской пивоваренной индустрии и именно в этом качестве известен большинству. Признаюсь честно - шла на запах.


Ресторанчик оказался большой и пафосной пивнухой. Накормили прекрасно, пиво великолепно, в зале есть отделение для курящих - что еще нужно человеку для счастья?




Медленно двигаясь по направлению к все той же башне, рассматриваю веселые домики и греюсь. Был бы под рукой гамак - упала бы немедленно. Воздух полон совершенно невероятных ароматов черемухи, магнолии и вишни.


Еще издалека краем глаза заметила некое мельтешение на башне. Люди на смотровой площадке. Таааааак. Это значит после обеда и пива - пешком наверх. Но раз уж я здесь - полезла.


Все лестницы - узенькие до безобразия, а те, что выше - те еще и с низкими перекладинами, того и гляди , головой приложишься.


Самая высокая точка города, откуда можно наблюдать Ческе-Будеёвице с высоты птичьего полета, является 72-х метровая Черная Башня. Черную башню построили в 1549-1577 годах, сначала как колокольню, затем это был сторожевой пост и пожарная каланча. Название «Черной» ей было дано после пожара в 1641 году, в котором практически полностью сгорел весь город. На башне несколько веков подряд жила семья звонарей.


Здание Черной башни выполнено в готико-ренессансном стиле. Наверх можно добраться, преодолев 225 ступенек. На башне находятся часы, в которых механизм был восстановлен в 1891 году


и шесть колоколов, установленных в разный период времени. Одним из таких является самый старый колокол - Серебряный, который был отлит еще в 1630 году, а самый молодой - Будвар, установленный в 1995 году.


Потомственные служители башни редко покидали ее, так как их основной задачей было круглосуточное наблюдение за городом и его окрестностями. Башенные служащие должны были моментально отреагировать, если в Ческе-Будеёвице начнется пожар или остановятся часы. Поэтому они жили здесь со своей семьей, разводили животных и вели домашнее хозяйство. В 1950 годы должность была упразднена.<......>




Когда появилась следующая надпись, я готова была уже плюнуть на смотровую площадку. Кстати и касса - на финише, на самом верху. Предупреждать надо!


Табличка на входе в галерею говорит о том, что рассматривать рекомендуется 15 минут.


Наверное они правы.


Спускаемся с небес на землю. Сил нет болъше никаких и желание только одно - домой. Надо будет - еще приеду.


По дороге к вокзалу уже совсем лениво глазею по сторонам.




Уползаем, уползаем, уползаем. День - удался.


"- Швейк,- разозлился поручик,- еще раз приказываю вам прекратить болтовню. Я ничего не хочу от вас слышать. Как только приедем в Будейовицы, я найду на вас управу. Посажу под арест."
Вдогонку упомяну, что насладилась благословенным покоем - полчищ арабов и турков нет и здесь, как и в Крумлове. Зато как и везде в европе после 1 февраля - куча цыган-румын. Но сделать вид, что их нет, все еще удается.

Чехия, Путешествия, Габсбурги

Previous post Next post
Up