Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Mar 31, 2014 17:05



Вагончик тронулся, перрон, соответственно, остался. Солнечным субботним утром сбылась мечта идиота, которую тот идиот холил и лелеял в течение ну скажем - почти года.  Речъ пойдет о железной дороге как таковой. Об этой дороге я упоминала уже не единожды. И в связи с южным ж/д вокзалом, и в Гмундене.


Открытая между 1827 и 1836 конная железная дорога Budweis-Linz-Gmunden была второй общественной железнодорожной линией на европейской суше (после участка железной дороги Saint-Étienne-Andrézieux) и служила преимущественно для транспортировки соли из верхнеавстрийского Зальцкаммергута в Богемию. Между 1855 и 1856 она была переоборудована на участке между Линцом и Гмунденом на паровое оборудование. На гористом отрезке между Линцом и Будваизом (České Budějovice) переоборудование оказалось невозможным по причине слишком малых радиусов кривизны и больших подъемов. Поэтому до 1873 была построена альтернативная ветка между Линцом и Будваизом, которая допускала паровое оборудование. Эксплуатация конной железной дороги прекратилось в декабре 1872.


Торговлю солью между Зальцкаммергутом или Зальцбургом и жителями богемского бассейна можно проследитъ вплоть до бронзового века. Важный минерал, который несли сначала на спине, позднее возили на лошадях по узким дорожкам таким как „Золотая тропинка“ на Влтаву. В средневековье, когда потребление соли выросло, были построены дороги. В 1530 Габсбурги перекрыли до сих пор преобладающий солевой импорт из княжеского епископского Зальцбурга в австрийские наследные владения королевского дома, так как хотели развивать производство соли в императорских солеварнях. Так как одновременно была национализирована и солевая торговля,продаваемое в 17-ом и 18-ом веке в Будваизе „белое золото“ происходило  преимущественно из солевых копей в Хальштатте, Бад Ишле и Эбензее. Оттуда соль водном путем по Трауну и Дунаю доезжала до Линца или Маутхаузена, где отгружалась на повозки и доставлялось в Будваиз. При ежегодном транспортном объеме 17.000 т в конце 18-ого века ежедневно исполъзовались 350 транспортных средств. Далее из Будваиза основное количество соли попадало помалозатратному водному пути через Влтаву в Прагу и через Эльбу частично еще дальше.


В начале 19 века уже рассматривались планы оптимизации - постройкой водных каналов и туннелей, но были отложены - войны, катаклизмы, то, да се...
Но вот в 1807 году профессор высшей математики Пражского университета Франц Иозеф фон Герстнер предложил идею. Которая рассматривалась венской коммерческой придворной комиссией неспешно лет 10. Пока 10 государств, расположенных на Элъбе, не обратились к Каизеру с требованием постройки канала. Или других вариантов доставки грузов. Решением проблемы поручено было заниматься профессору венского политехнического университета Францу Антону фон Герстен.


И в 1825 году было основано Акционерное общество "К и К привилегированное первое железнодорожное общество". Капитал составил 850.000 гульденов. (Для сравнения - в 1878 году за один гульден мастер, член гильдии мастеров, работал целый день). Но стоимость проекта составляла 900.000 гульденов. Сегодня можно сравнитъ цтоимость 1 гульдена с 15€.
Закладка первого камня железной дороги на европейском континенте происходила 25 июля 1825 возле Неттровицаz (на север от Будваиза). Герстер и 6000 рабочих столкнулись с многочисленными проблемами. Наряду с преодолением технических трудностей из-за различия высот в 540 м необходимо было считатъся с сопротивлением местного населения, которое участвовало непосредственно или косвенно в солевом транспорте  и беспокоилось об источнике дохода.


Со строительством железной дороги имени императрицы Елизаветы (западная железная дорога) наступил постепенный конец конной железной дороги. Не позднее 1874 конная дорога должна была уступить локомотивам.

Budweis-Linz

ширина колеи 1106 mm

северная рампа:
Budweis-Kerschbaum

южная рампа:
Kerschbaum-Linz



0,0
Stationsplatz Budweis



20
Stationsplatz Holkau (Holkov)



40
Stationsplatz Angern (Bujanov)



54
Ausweiche 8, Mittelstation Trojern (Trojany)



60,6
Ausweiche 9 (Leopoldschlag)



64,6
Stationsplatz Kerschbaum



69,8
Ausweiche 10



75,6
Ausweiche 11, Mittelstation Oberschwand



83,2
Ausweiche 12



87,1
Stationsplatz Lest (bei Neumarkt)



98,8
Ausweiche 13, Mittelstation Bürstenbach



102,7
Ausweiche 14 (Hattmannsdorf)



108,5
Stationsplatz Oberndorf



113,0
Ausweiche 15



117,2
Ausweiche 16, Mittelstation Treffling



123,0
Ausweiche 17



127,8
Stationsplatz Urfahr



128,8
Stationsplatz Linz Hauptmautamt

Одноколейное полотно с многочисленными ответвлениями от Будваиза до основнои таможни в Линце составляло в длину 128,8 км (17 ½ австрийские мили). От основной таможни до главной площади Гмундена - следующие 67,9 км.  Максимальный подъем составлял 21,8%.


Кроме грузов по дороге перевозили и пассажиров. Вот в таких вагонах первого класса. Все это мелькало в голове, пока паровозик медленно чухал в Будваиз, останавливаясь у каждой кочки.


Но вот и долгожданный конец пути. Вокзал, империальный и желто-Габсбургский, нарисовался ожидаемо - внезапно.


Чехия, Путешествия, Австрия, Транспорт

Previous post Next post
Up