Семинар у Гордона Ньюфелда

Jul 05, 2010 22:31

Сегодня был первый день семинара Neufeld Intensive Level 1  on Making Sense of Kids. Людей было больше, чем я ожидала, около 60 человек. Приехало два человека из Мексики (не сговариваясь), ещё двое из Калифорнии, пара человек из Онтарио (тоже лететь часа четыре), целая группа (человек 6-8) из Манитобы (там Гордон читал недавно курс по детской агрессии). На их фоне мои переживания, что далеко ездить (час по перегруженной дороге) выглядят просто смешными.

Познакомились с членами его семьи. Жена помогает проводить семинар, а три старших дочери присутствуют в качестве слушателей, две  - с мужьями.

Рассказал немного о состоянии дел в современной североамериканской науке. Если ты работаешь в университете и хочешь заниматься наукой, а не только читать лекции, то надо получать гранты. Гранты получают под исследования. Причём, исследовать надо что-то, что до тебя никто не исследовал, иначе грант не дадут. А вот держать теоретиков, которые бы обрабатывали полученные в результате исследований результаты, университеты не хотят. Только самая верхушка может позволить себе такую роскошь. Так в Гарварде сейчас работет 6 или 7 теоретиков, в Канаде - ни одного. Неудивительно, что существует такая бедность и монополия на психологические теории.

Гордон Ньюфелд в течение 30 лет создавал свою теорию  детской психологии, которую я бы назвала психологией отношений, а он называет attachment-based developmental approach.  Когда Гордон получал образование в конце 1960-х, в психологии господствовал бихевиористский подход, и он очень тщательно изучал все те методики, которые сейчас так модны у нас: если ребёнок плохо себя ведёт, надо правильно его похвалить/наказать и ребёнок станет вести себя хорошо. Преподавал в университете, имел частную психотерапевтическую практику, 7 лет работал в тюрьмах с малолетними преступниками. Был достаточно умён, чтобы увидеть, что подход "действие - коррекция - желаемый результат" не работает. Углубился в изучение  психологии развития и постепенно начал складывать кусочки мозаики в целостную картину.

На сегодняшний день его теория - самое лучшее, что есть в детской психологии и психологии детско-родительских отношений. Если кратко описать смысл его подхода, то основополагающим является не поведение, а отношения. Когда у ребёнка отношения с  миром и самим собой гармоничные, то и поведение его будет гармоничным, потому что эмоции, а не сознание, отвечают за личностное развитие. Поведение любого ребёнка обусловлено тремя факторами: привязанность, уязвимость, взрослость (attachment, vulnerability, maturation). Если всё идёт по плану, задуманному природой, то ребёнок постепенно развивается в гармоничную взрослую личность. К сожалению, современная культура, в отличие от традиционной, совершенно не поддерживает естественный ход вещей и всё больше и больше детей оказываются "застрявшими" в процессе взросления.

Вообще, мне жаль Гордона, потому что вместо того, чтобы писать и издавать книги, он вынужден вести семинары и ездить с лекциями по миру, чтобы  зарабатывать деньги и продвигать свои идеи.  Книга пока одна  Hold On to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers и сейчас к изданию готовится вторая о bullying (даже не знаю как перевести правильно, слово хулиганы не очень подходит). С другой стороны, если бы он сидел и где-нибудь в тиши писал свои книги, то я бы могла его читать, но не смогла бы с ним общаться. Так что для меня лично сложившаяся ситуация - большой плюс и редкая возможность учиться у человека, которому я верю.

личное, *gordon neufeld, *Гордон Ньюфелд, мысли, *психология развития

Previous post Next post
Up