.."чем больше свобода выбора, тем, в среднем, несчастнее в итоге чувствует себя человек".
Если я не ошибаюсь, свобода выбора - это какая-то то нелепая свобода. Не помню, кто из аскетов это писал, Эрих наш фромм точно писал, что свобода - это свобода принятия решений и следования им. В этом смысле студенты первой группы вполне реализовали её.
Тут еще вот какая штука - надо учить детей выбирать. Ведь очень много браков, например, заключается в очень молодом возрасте по причине красивых глаз или там золотых кудрей избранника. А знать что именно тебе подходит и уметь узнать это в человеке - это часто приходит с возрастом, а уже замужем и дети, и ипотечная ссуда, да мало ли что... Есть счастливцы, которые имеют выбирать или те, кого родители научили. Но я очень мало таких знаю.
Невозможно "научить" выбирать то, что тебе нужно. Осознанный выбор возможен только при осознавании себя, когда происходит то, что психологи развития называют процессом самоактуализации или индивидуации. Индивидуация является одной из составляющих душевной зрелости. А незрелый человек будет выбирать согласно своим инстинктам, компенсируя какие-то свои дефициты.
Мне кажется, этот эффект хорошо изучен в социальной психологии. Так работает неизбежность (подробно писала у себя тут: http://govori-slushai.livejournal.com/142846.html#comments ). Если для этого случая: студентов ставили в условия когнитивного диссонанса. Вообще, само по себе это не очень приятное чувство, сродни голоду или жажде, и испытывать его несколько дней, уже сложно. И студентам из этого диссонанса нужно как-то выйти. В случае, если выбор нужно сделать прямщас, то диссонанс решается в пользу того, что оставшаяся картина наделяется рядом преимуществ, поскольку ничего изменить мы не можем. А в случае, если картину нужно долго выбирать, то включаются уже другие варианты избегания когнитивного диссонанса, и радость, которую даёт неизбежность пропадает. Так, например, студенты могут винить картину в том неприятном чувстве, которое рождал у них когнитивный диссонанс. Про неизбежность ещё есть интересные опыты. Так, например, если ребенка кормить
( ... )
Я точно приняла необратимое решение в первый же день и больше его не меняла :)
Может быть имело смысл студентов-то на категории разбивать? По конституциональному типу, или психологическому или еще как... Меня вот, например, бесят страшно предсказания всевозможных педагогов, психологов и иже с ними, по поводу смены увлечений ребенка и выбора направления его будущей профессии, мол, все еще поменяется, молодо-зелено... и т.п. Ну не принято в наших семьях менять свой выбор. Конституция такая, упрямство или что там еще. Может быть и здесь тоже самое?
Или в опыте дело? Если с детства есть возможность ВЫБИРАТЬ, реально выбирать, то ко взрослой жизни выбирать уже научаешься? И не будешь страдать, метаться и менять шило на мыло?
Невозможно НАУЧИТЬСЯ выбирать. Либо ты должен быть зрелым человеком и ОСОЗНАВАТЬ себя, либо это будут привычные паттерны или выбор, основанный на инстинктах.
Comments 36
Если я не ошибаюсь, свобода выбора - это какая-то то нелепая свобода. Не помню, кто из аскетов это писал, Эрих наш фромм точно писал, что свобода - это свобода принятия решений и следования им. В этом смысле студенты первой группы вполне реализовали её.
Reply
Reply
Есть счастливцы, которые имеют выбирать или те, кого родители научили. Но я очень мало таких знаю.
Reply
Reply
Reply
А в случае, если картину нужно долго выбирать, то включаются уже другие варианты избегания когнитивного диссонанса, и радость, которую даёт неизбежность пропадает. Так, например, студенты могут винить картину в том неприятном чувстве, которое рождал у них когнитивный диссонанс.
Про неизбежность ещё есть интересные опыты. Так, например, если ребенка кормить ( ... )
Reply
И вам, Ольга!
Reply
Может быть имело смысл студентов-то на категории разбивать? По конституциональному типу, или психологическому или еще как...
Меня вот, например, бесят страшно предсказания всевозможных педагогов, психологов и иже с ними, по поводу смены увлечений ребенка и выбора направления его будущей профессии, мол, все еще поменяется, молодо-зелено... и т.п. Ну не принято в наших семьях менять свой выбор. Конституция такая, упрямство или что там еще. Может быть и здесь тоже самое?
Или в опыте дело? Если с детства есть возможность ВЫБИРАТЬ, реально выбирать, то ко взрослой жизни выбирать уже научаешься? И не будешь страдать, метаться и менять шило на мыло?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment