Основная часть этой статьи (про три реинкарнации брака) взята из предисловия, написанного Харвиллом Хендриксом (Harville Hendrix, PhD) к книге Стэна Таткина “Созданы для любви” (Stan Tatkin, PsyD “Wired for Love”)
I. Краткосрочный брак для размножения и выживания
Наше знание о том, как именно формировались доисторические пары, на основании чего люди выбирали друг-друга и как друг к другу относились, весьма ограничено, но антрополог Хелен Фишер, базируясь на своих исследованиях, предлагает следующую картину: 11 000 лет назад и раньше «моногамные связи» образовывались для целей размножения и физического выживания. Эти связи базировались на подразумеваемой этике «долевого участия», которая обслуживала общие интересы и нужды. Роли партнёров разделялись. Женщины собирали хворост для костра, заботились о детях, собирали фрукты, ягоды, орехи и корнеплоды, которыми они делились с мужчинами. Мужчины охотились и делили добычу с женщинами и детьми, которых они заодно защищали от других мужчин и хищников. Такие парные отношения имели ярко-выраженную сексуальную окраску, не были очень стабильными и, скорее всего, не были слишком близкими. Мы предполагаем, что в среднем они длились приблизительно три года, т.е. до того времени, когда дети становились мобильны. Оба партнёра периодически вели поиски и вступали в отношения на стороне. Женщины рожали детей от разных отцов, мужчины являлись отцами множеству детей с которыми они проводили очень мало времени и редко признавали их за своих потомков. Большинство детей выращивалось матерями-одиночками и временными отцами.
II. Брак по договору
Ситуация изменилась 11 000 лет назад, когда охотники и собиратели научились выращивать еду и одомашнивать животных. Не имея больше необходимости перемещаться в поисках пищи, они осели на постоянное жительство в небольших деревнях, где возникло понятие «собственность», а также идея о том, что её необходимо защищать. Скорее всего, вначале идея защиты собственности относилась к посевам и животным, но поскольку жещины и дети тоже нуждались в защите, эта идея в конце концов включила и их. Небольшие поселения превращались в деревни, города и империи, придавая всё больше важности социальным отношениям. Концепция владения собственностью повлияла на развитие экономики, а то, кому принадлежат дети и на ком они женаты, стало критически важным компонентом как социальной, так и экономической структуры. Так зародилась вторая версия брака, «браки по договору». Браки по договору не имели ничего общего с романтической притягательностью, личными нуждами, или зрелой любовью, но были полностью подчинены социальному статусу, экономической безопасности и политической целесообразности. Родители вступали в отношения с другими родителями, обычно без особого учёта пожеланий своих сынов и дочерей, чтобы выбрать партнёра для своих детей, который улучшит или укрепит социальный и экономический статус семьи в целом. Никто не придавал значение качеству взаимоотношений в паре. От супругов ожидалось, что они будут почитать семейные ценности и поддерживать социальные нормы безотносительно их чувств друг к другу, и если один из них переступал границы дозволенного, покидая семью или через неверность или через другое неуважительное поведение, то нарушитель подвергался наставлениям, предостережениям, и/или наказанию членами семьи и лидерами общины - отцами, братьями, старейшинами, религиозными лидерами. Инструментарий для анализа, понимания и эмпатии ещё не был изобретён.
III. Брак индивидуумов
Третее преображение брака происходит в восемнадцатом веке с распространением в Европе демократических политических институтов, которые убеждали, что каждый имеет право на личную свободу, и как продолжение идеи, каждый имеет право выбирать себе пару, исходя из своих личных предпочтений. Всё больше причиной для свадьбы становилась романтическая любовь, а не диктат родителей, и эти изменения позволили рассматривать брак, как отвечающий личным эмоциональным и психологическим нуждам, а не социальным и экономическим.
***
В связи с этим текстом вспомнилась цитата: «91% американских женщин и 86% американских мужчин не женились бы на человеке, у которого есть все качества, которые они ищут, если они не влюблены в него. Люди по всему миру, в исследовании 37 обществ, хотят быть влюблены в человека, на котором женятся. Действительно, запланированные браки уходят в прошлое.» - Хелен Фишер
***
От себя:
Однако, с развитием психоанализа, неожиданно выяснилось, что наш так называемый «свободный» выбор партнёра не такой уж и свободный. Вначале, мы подсознательно выбираем партнёров которые, как мы надеемся, смогут компенсировать нам то, что мы недополучили в детстве: безусловную любовь, принятие, заботу, т.е. надёжную и безопасную привязанность. Причём, партнёров мы обычно выбираем напоминающих (особенно это касается отрицательных черт!) тех людей, от кого мы в детстве недополучили такой привязанности. Потом, так как навыка выстраивания надёжных отношений у нас нет, при малейшей опасности потерять привязанность мы начинаем защищаться: либо нападать, обвинять, требовать, либо уходить в себя, замыкаться, фокусироваться на чём-то вне отношений: работе, хобби, детях. Это инстинктивные реакции, которые обычно имеют мало общего с нашими истинными интересами и желаниями и практически всегда ведут к противоположным ожидаемым результатам. Так что свобода выбирать партнёров у нас есть, а вот пользоваться ей мы пока не научились.
О ловушках индивидуализма в парных отношениях я ещё буду писать, а сейчас хочется сказать несколько слов о влиянии происходящих с современным браком изменений на практики выращивания детей.
Немного заглядывая в будущее
Я думаю, что мы сейчас движемся в сторону первого типа брака на новом уровне. Когда пары будут формироваться с целью выращивания детей, но не на три года, конечно, а лет на 10-15. Женщины становятся всё более экономически независимыми, в том числе и матери с маленькими детьми, и, я надеюсь, женщинам всё реже придётся выходить замуж (или там находиться), только для того, чтобы прокормить себя и ребёнка. Стабильный союз с мужчиной, в таком случае, будет возможен тогда, когда мужчина выразит готовность взять на себя функции не только мужа, но и отца (не важно это родные его дети или двоюродные).
После того, как дети выращены, будущее пары будет сильно зависеть от тех эмоциональных и психологических связей, которые удалось наладить супругам между собой, так как уже не только экономически ничего не держит вместе, но и общей задачи по выращиванию детей нет.
Конечно, браки будут заключаться не только для выращивания детей, но другие причины мне менее близки.
В целом, я вижу, что чем более психологически зрелым человек вступает во взрослую жизнь, тем меньше ему требуется «попыток», чтобы найти покой во взаимоотношениях. Моё поколение в этом плане совсем не радует, но с распространением понимания важности привязанности в нашей жизни и в жизни наших детей, я очень надеюсь, ситуация будет улучшаться.