"Такси" реж. Джафар Панахи

May 24, 2016 16:30



Джафар Панахи был осужден за антиправительственную деятельность в 2009 году. Не вникала, чем именно он отличился (кажется, опротестовывал результаты выборов и состоял в оппозиции), но по приговору суда ему было запрещено снимать фильмы и писать сценарии в течение 20 лет, а также выезжать из страны. Все это, однако, не помешало режиссеру снять уже третий по счету фильм после наложения запрета - и победить с ним на Берлинском кинофестивале 2015 года.
Критики писали, что "Такси" - это огромный реверанс в сторону кинематографа и объяснение ему в любви, потому что только по-настоящему страстный и увлеченный кино человек способен преодолеть все препятствия и сделать поистине гениальный фильм, в котором так умело стирается грань между постановочными сценами и документалистикой. Но от себя я бы еще добавила следующее: "Такси" - это еще и огромный средний палец левой руки, показанный в адрес тех, кто инициировал процесс против Панахи, вынес приговор и продолжает  преследовать режиссера. В фильме столько всего заложено между строк, что он удовлетворяет интеллектуальные запросы на все 100%. Но давайте по порядку.


Чтобы снять ленту, господин Джафар взялся таксовать в прямом смысле этого слова. Съемка производилась на стационарную камеру  в салоне автомобиля (практически на видеорегистратор), и камера ни разу машину с шашечками не покидала. Панахи подвозил самых разных людей: и знакомых, и незнакомых, кто-то узнавал его, а кто-то нет. Совершенно непонятно при просмотре, актеры ли перед нами или реальные простые иранцы, поймавшие попутку (по факту вроде как непрофессиональные актеры, т.е. люди с улицы, за исключением восьмилетней племяшки). Но ни одно слово в фильме не произносится зря, это точно. В обыденных, на первый взгляд, разговорах пассажиров такси (сам Панахи по большей части молчалив) находят отображение все болевые точки современного иранского общества и общегосударственной политики. Здесь и проблемы гендерного социального и правового неравенства, и суеверия, и неразборчиво применяющиеся законы шариата, и ограничение свободы творческого выражения (имеющаяся доктрина в отношении "годных" и "недопустимых" фильмов, которые, соответственно, можно и нельзя снимать иранским кинематографистам). На этом фоне рассуждается о том, что фильмы должны отображать существующую реальность, а не быть оторванными от действительности, потому что и герои и злодеи внешне неотличимы от всех остальных граждан. Немного покоробило, что Панахи ненавязчиво приравнивает себя к героям в истории с потерянным кошельком, но, как говорится, "сам себе не похвалишь - никто не похвалит" (с).
Конечно, можно долго дискутировать на тему "за что именно фильм "Такси" получил награду Берлинского кинофестиваля: за политический момент или же за нестандартность мышления и подхода, из которых зачастую рождаются новые направления в искусстве. Но одно является несомненным: Джафар Панахи - гениальный и одаренный человек, который не сдается на милость трудным жизненным обстоятельствам. У него есть что сказать, он считает это значимым (неважно, разделяете ли вы его точку зрения или нет) - и потому находит возможности высказаться.

Кино

Previous post Next post
Up