Почему в американских и канадских парках так удивительно хорошо

Aug 08, 2014 19:10



Идею парковых систем Фредерик Олмстед, родоначальник парков Северной Америки, заимствовал у английских дизайнеров ландшафта. Принимаясь за очередной проект, он всегда пытался достигнуть одну и ту же цель - дать жителям мегаполиса возможность расслабиться и погрузиться в тишину, спрятавшись от суеты прямо в центре города, искусственно создать кусочек загородной природы.



Начиная работу, мастер пытался уловить индивидуальность и неповторимость местности, которую закладывал в основу дизайна, невзирая на то, что под парки обычно выделяли мусорные свалки, болотистые зловонные места, непригодные для строительства. Используя различные приемы дизайна, он соединял их в единое целое, где каждый элемент дополнял друг друга. В парках Олмстеда нельзя любоваться мостиком или водопадом, камнем или отдельным деревом. Здесь все переплетено и воспринимается как естественная природная данность. Вмешательство человека он пытался всячески спрятать. Как это не парадоксально, но искусство заключалось именно в сокрытии красоты. Ощущение и понимание гармонии каждого посетителя здесь должно посещать постепенно и незаметно.



Следующей заповедью Фредерика было достижение у посетителя парка бессознательного расслабления и умиротворения. Он всячески избегал элементов, привлекающих внимание. В его парках все продумано до мелочей - за невидимым дизайном скрываются сложные системы искуственного орошения или дренажа, притом, что создатель всячески стремился к минимальному, экологически чистому обслуживанию; витиеватые дорожки и аллеи целенаправленно ведут ни о чем не подозревающих пешеходов вдоль всех элементов дизайна. Здесь часто возникает ощущение потерянности и одновременно уверенности, что ты можешь вернуться назад к желаемой точке.  В парках Олмстеда отсутствуют модные и современные элементы и украшения, экзотические, не типичные для данной местности растения, которые могут излишне привлекать внимание.



Олмстед был приверженцем учения о лечебных свойствах воображения и в своих работах всячески пытался недосказать что-то, предоставив возможность посетителю парка завершить картинку самостоятельно, используя собственную фантазию.



Он мечтал о социальном равенстве и свою мечту пытался воплотить в местах общественного отдыха, где представители разных сословий подчинялись бы единым правилам. Его парки стали одним из символом демократического общества. Другой целью дизайнера было создать условия для отдыха уставшим от рабочей недели городским жителям, у которых не было возможности и средств выехать за город чтобы провести время с семьей на природе. Выполнил он эту задачу с помощью создания парковых систем - объединения разрозненных парков с помощью аллей в единое целое . Этим он добился облегчения доступности к зонам отдыха жителей удаленных районов и увеличил общую протяженность парка для любителей пеших прогулок, бега, велосипедистов.



В Центральном парке Нью-Йорка Фредерик создал сложную и в то же время незаметную для посетителей систему многоуровневых дорожек, которые должны были рассредоточить по парку отдыхающих, отделить велосипедистов от прогуливающихся пешком, в парке даже есть отдельные дорожки для автобусов и автомобилей. Многочисленные входы/выходы из парка также помогали избегать столпотворений и делали парк досягаемым со всех 4-х сторон.



Центральный Парк является уникальным местом, где отсутствует суета, где можно погрузиться в прохладу в жаркий день, где можно найти уединенное местечко и побыть одному, можно поиграть с друзьями в волейбол, зайти с детьми в зоопарк, просто побродить по тропинкам, вздремнуть. И все это - в центре города с бешеным темпом жизни.





Первую парковую систему дизайнер заложил в соседнем городе Буффало.  Во времена расцвета региона городские власти пригласили знаменитого создателя парков Нью-Йорка и предложили ему выбрать 1 из 3-х предполагаемых участков земли. Олмстед настоял, чтобы купили все 3 участка, которые он соединил между собой и создал систему, в основу которой легли его воспоминания о парках Парижа.



Маленькая, но более наглядная картинка с соединенными парками Буффало периода расцвета города. Сейчас многие части системы заброшены и находятся в плачевном состоянии. Восстановлением системы потихоньку занимается команда The Buffalo Olmsted Parks Conservancy. Парки Буффало являются примером классической парковой системы.



Детальная схема парка.



А вот это уже знаменитое Emerald Necklace в Бостоне. Система, построенная на заболоченных стоках и бывшей городской мусорной свалке.



В Канаде Олмстед разбил единственный, но не менее известный Mount Royal парк в Монреале. К сожалению завершение строительства парка совпало с депрессией в экономике и Фредерик не смог воплотить все свои идеи. Тем не менее парк является излюбленным местом туристов и жителей города.



Вид на Монреаль с обзорной площадки парка

Идею парковых систем Олмстеда широко используют в Торонто. К примеру зайдя в Edward's Garden и минуя череду сменяющих друг друга парков можно попась в центр города. Edward Garden > Sunnybrook  Park  > Wilket Creek Park > Serena Gundy Park > E.T. Seton Park > Leaside Park > .... На границах парков есть указатели направлений и информация о протяженности очередного отрезка.



Даже небольшой Оаквилл может похвастаться своими мини системами парков разной величины. Красная точка указывает на лестничный переход через маленький ручей о котором я упоминала в одной из предыдущих записей.



Оригинал взят у luk_oak в Парки и парковые системы

Канада, США, Архитектура

Previous post Next post
Up