Настоящий канадец

Jul 10, 2014 18:42



Характер ньюфаундленда не имеет аналогов среди других пород собак. Начнем с того, что породистый ньюф практически не имеет охотничьих инстинктов. Рыбакам, которые являются "авторами" породы, не на кого было охотиться на небольшом скалистом острове. Гораздо важнее были качества компаньона и помощника. Поэтому для водолазов, как иногда называют ньюфов в России, характерно покровительственное отношение к разнообразной "живности". Во-вторых, ньюфаундленд - не просто "умная" собака, - он имеет склонность к самостоятельному принятию решений. Островитянам нужна была собака, которая помогала бы вытягивать сети из воды, самостоятельно перевозила бы грузы на большое расстояние, присматривала за детьми, спокойно вела бы себя в лодке в шторм, помогала находить берег в тумане и т. п. Постепенно, путем отбора, сформировалась собака-интеллектуал, способная решить, какие именно действия предпринять в ответ на событие. Так что ньюф - не самая подходящая собака для тех, кому нужно абсолютное послушание. Бессмысленную с его точки зрения команду пес просто проигнорирует или выполнит по-своему. С другой стороны, в чрезвычайной ситуации водолаз действует молниеносно, и зачастую без всякой команды принимает единственно верное решение....



В-третьих, ньюфаундленд лишен агрессии по отношению к людям. Это качество также продукт отбора: собака, работающая бок о бок с людьми, в очень тяжелых, опасных условиях, должна быть именно такой. Тем более, собака, способная по команде (или без всякой команды) броситься в воду, чтобы спасти тонущего человека. Именно поэтому не стоит заводить ньюфа "для охраны". Для этого он слишком любит людей. Однако, это не означает, что в опасной ситуации ньюф не сможет постоять за себя или своего хозяина. Но науськивать его бесполезно - решение он примет сам. Атакующий ньюф - очень впечатляющее зрелище. Основной защитный прием, которому этих собак не надо учить - встать между хозяином и обидчиком, в крайнем случае - сбить обидчика с ног. Это несложно, при массе взрослого кобеля в 70-80 кг. Всерьез укусить человека ньюф не способен ни при каких обстоятельствах.

Все вышеперечисленные качества - это "усредненный" портрет ньюфаундленда. Разумеется, многое в характере конкретной собаки зависит от наследственности, воспитания. Но агрессия по отношению к людям (и другим собакам) считается недостатком, который в зависимости от выраженности может быть дисквалифицирующим. Такая собака выбраковывается и не участвует в дальнейшем разведении.

В-четвертых, ньюфаундленды мало чего боятся. Ни автомобили, ни поезда, ни самолеты, ни даже огонь не производят на них какого-либо отрицательного впечатления. Для многих животных путешествие в общественном транспорте - огромный стресс. Для ньюфаундленда транспорт означает захватывающее путешествие, неважно куда. Главное, что можно будет увидеть что-то новое, с кем-нибудь познакомиться. Поэтому ньюфаундлендам приходится внушать, что мчащийся автомобиль или горящий огонь может нести огромную опасность.



Вообще, ньюфаундленды - общественные, социальные животные. Им постоянно требуется общение (как визуальный, звуковой, тактильный, так и эмоциональный контакт) с людьми, с "семьей", с другими собаками. Ньюфаундленд всегда, даже в преклонном возрасте или в состоянии болезни, не против поиграть, весело побегать и попрыгать. Ньюфаундленды легко обучаются как обычным трюкам типа "дай лапу", так и куда более сложным действиям - например, пользованию электроприборами.

Ньюфаундленду приятно быть полезным. Он с удовольствием будет нести нетяжелую сумку в зубах, таскать за собой на шее сколь угодно тяжелые санки с любым грузом, присматривать за детьми (всеми, в том числе и "чужими"), особенно, на воде - ни в коем случае не пустит ребенка глубже, чем сам достает лапами до дна. Особенно стоит отметить отношение к детям: ньюфаундленды чрезвычайно терпеливые создания. Там, где силы воли не хватит ни человеку, ни овчарке, ньюф будет стоически терпеть все издевательства детей, да еще и контролировать их действия.

Еще ньюфаундленды очень любопытны. Это выражется не только в страсти к путешествиям и новым знакомствам, но и к обыденной жизни. Ньюфаундленды внимательно следят за любыми (работы по дому, ремонт, игры и т. д.) действиями людей. Особенное любопытство у ньюфаундлендов вызывают предметы или явления, которые вызывают интерес человека. Такой предмет, непременно, нужно внимательно рассмотреть, обнюхать и потрогать лапой.

Ньюфаундленд каким-то шестым чувством знает, где и что болит у человека. И вовсе необязательно открытые раны. Старается больное место тщательно вылизать и согреть своим телом, что облегчает боль и ускоряет заживление. Это особенно полезно для людей с болезнями суставов рук и ног. Связанные из шерсти ньюфаундленда вещи очень теплые.

Ньюфаундлендам часто снятся сны. Во время снов он может поскуливать, скрести лапами или, наоборот, тихо чему-то радоваться и помахивать хвостом.

В СССР на основе породы путём скрещивания с кавказскими и среднеазиатскими овчарками пытались вывести породу собак «московский водолаз», которая бы сочетала силу, ум, выносливость и любовь к воде ньюфаундленда и злобность овчарки, однако эти попытки были признаны впоследствии бесперспективными...



В Англии, в саду Ньюстедского аббатства, стоит памятник любимой собаке лорда Байрона ньюфаундленду Ботсвану. Для памятника Байрон сочинил надпись - эпитафию собаке:

Здесь погребены останки того,
кто обладал
Красотой без Тщеславия,
Силой без Дерзости,
Храбростью без Свирепости,
и всеми достоинствами человека
без его недостатков.

Похвала, которая была бы бессмысленной лестью,
написанной над человеческим прахом,
является всего лишь справедливой данью памяти
Ботсвана, Собаки,
родившейся в Ньюфаундленде,
в мае 1803,
и умершей в Ньюстедском аббатстве,
18 ноября 1808.



Эпитафия стала основой для знаменитого стихотворения "Памятник Собаке":

Когда сын человеческий умрёт,
Неведом славе, хоть прославлен род,
Ваятель пафос скорби показной
На барельефах истощит резьбой.
И камень будет людям толковать -
Не то, кем был почивший, кем мог стать.
Но бедный пес, при жизни верный друг,
И храбрый страж, и лучше сотни слуг,
Навеки сердце другу подарил,
И для него дышал, сражался, жил,
Погиб бесславно, жизнь свою отдал,
Но рай собачью душу не признал;
А человек прощенье ждёт, но он
Собой в центр мирозданья помещён.
Жилец мгновенья, век твой - миг тщеты,
Растлён ты властью, сломлен рабством ты!
Кто знал тебя, гнушается тобой,
Прах, наделённый некогда душой!
Любовь твоя - распутство, слово - ложь,
Улыбкой льстишь ты, в дружбе предаёшь!
Возвышен именем, но подл душой,
Стыдись пред тварью, что в родстве с тобой!
Случайный зритель скромной урны сей,
Пойди ты прочь, и плакать здесь не смей!
Останки друга памятник хранит,
Единственный был друг - он здесь лежит.

30 ноября 1808, Ньюстедское аббатство

А лабрадоры какие пуськи.....

Ньюфаундленд и Лабрадор, В мире животных, Канада

Previous post Next post
Up