102 года назад затонул канадский "Титаник" - океанский лайнер "Императрица Ирландии"

May 29, 2016 18:16



Her Last Minutes - Original painting of The Empress of Ireland

29 мая 1914 года на реке Святого Лаврентия произошла трагедия, по количеству жертв превзошедшая приснопамятный "Титаник", утонувший двумя годами ранее. "Императрица Ирландии" везла в Англию несостоявшихся переселенцев и родственников тех, кто таки нашел в Канаде новую родину. По неофициальным данным (официальных нет) жертвами крушения стали 1032 человека (на "Титанике" - около 1000). Официально лайнер мог принять 1550 пассажиров. Спасти удалось 465. Точное число погибших - в пределах разницы этих цифр.
Первая мировая война с ее невиданными лишениями затмила эту "частную" трагедию. Но в морском музее близ канадского города Римуски каждый год собираются потомки пассажиров рокового рейса и членов экипажа...





Злополучный корабль построили в Глазго в 1906 году вместе с собратом - судном "Императрица Британии". Поскольку бренд задействовали самый высокий, лайнеры оснастили по высшему классу. Особое внимание уделили непотопляемости: трюм был разбит на 11 отсеков, а угроза затопления могла возникнуть только когда были полностью залиты минимум два отсека. Если же такого объема не набиралось, лайнер мог держаться на плаву хоть вечность. "Императрица" занималась перевозкой переселенцев, тем не менее, на корабле имелся салон первого класса на 300 пассажиров. Внутренняя отделка салона не уступала такому же на "Титанике" - кожаная мебель, резные, позолоченные потолки, пальмы... Оба лайнера были очень быстроходны: на дорогу от Ливерпуля до Квебека уходило всего шесть суток, так что недостатка в пассажирах не было. И, наконец, после гибели "Титаника" на судне заменили оборудование для раннего обнаружения айсбергов. Поставили самое новейшее - ледяные глыбы теперь "Императрице Ирландии" не угрожали…



Итак, 29 мая 1914 года лайнер вышел из Квебека. Им управлял опытнейший капитан Генри Джордж Кендел. Судно прошло первые 200 миль, и практически сразу капитану доложили, что в восьми милях от лайнера навстречу идет норвежский сухогруз "Сторстад", везущий в Монреаль 10 400 тонн угля. Погода была ясная, неожиданностей не предвиделось. Было около часа ночи. По иронии судьбы капитан норвежского судна Томас Андерссон в половине десятого отправился спать, оставив за себя старшего помощника и приказав разбудить его, как только сухогруз окажется в шести милях от устья реки Св. Лаврентия, или в случае тумана. Кендел в это время, определив, что сухогруз идет справа по борту, решил чуть-чуть увернуть в сторону, чтобы корабли разминулись безо всяких проблем. Планы спутал густой туман. Его облако внезапно накрыло оба корабля, и судоводители потеряли очертания приближающегося "встречного" из виду. Первым среагировал Кендел. Он приказал застопорить двигатели, рассчитывая, что норвежцам так будет легче обогнуть стоящий лайнер. А дальше, как того требовала инструкция, дал три долгих гудка в тумане. Норвежский старпом побежал будить капитана, на несколько секунд передав штурвал дежурному матросу. Когда он услышал устрашающе близкие гудки "Императрицы Ирландии", то похолодел от ужаса и растормошил капитана в считанные секунды. Андерссон появился на мостике в аккурат в то мгновение, когда усиленный для разрезки льдов нос "Сторстада" готов был врезаться в борт "Императрицы".

- Полный назад! - успел крикнуть Томас. И в то же мгновение раздался жуткий треск!
Кендел в мегафон закричал что есть силы Андерссону:
- Ни в коем случае не сдавайте назад! Иначе мы погибли!
Но норвежец уже отдал команду за мгновения до столкновения...



Статья в российской газете "Искры"

Смертный приговор для большинства пассажиров был определен тем, что многие из них так и не успели познакомиться с устройством лайнера. Часть из них просто запуталась в системах коридоров, переборок, не зная, в какую сторону бежать. Другие оказались заблокированы в своих каютах. Одни не успели проснуться, кто-то слишком медленно одевался, кто-то хотел найти документы. Из 717 пассажиров нижних палуб выбраться на поверхность смогли около сотни… На борту "Императрицы Ирландии" имелось 36 шлюпок, но удалось спустить на воду только девять. Из них несколько шлюпок раздавило падающим бортом лайнера. К тому же перед окончательным погружением махины в воду (судно имело в длину 172 метра и в ширину 20 метров) взорвались машинные котлы, разметавшие людей, которые могли бы спастись. Спасательные жилеты оказались практически бесполезными: температура воды составляла около 5 градусов, самые тренированные могли в ней находиться не дольше 15 минут. Капитана Кендела выбросило за борт взрывной волной от разорвавшихся котлов, но он остался жив. уже через день предприняли попытки отыскать несколько тонн слитков серебра и драгоценности пассажиров. Некоторые из водолазов по неосторожности распороли шланги подачи воздуха и навечно остались на дне…



CORBIS/RPG, Огонек

Долгие годы обе стороны так и не могли решить, кому платить убытки. Норвегия категорически отказалась платить, так как норвежский суд признал капитана Андерссона и его старпома невиновными в катастрофе. Канадцы в ответ просто конфисковали судно. Тех же, кто пострадал в этой катастрофе, власти постарались… забыть. Чтобы выплатить хотя бы небольшие пособия сиротам, вдовам и близким родственникам погибших, в Лондоне и Саутгемптоне был создан фонд пожертвования. Конечно, он не мог компенсировать всех страданий… В Торонто есть памятник жертвам той страшной трагедии. Ежегодно 29 мая сюда собираются люди почтить память погибших...



"Императрица Ирландии" лежит на глубине около 130 футов, что дает возможность аквалангистам делать погружения к затонувшему кораблю. Температура воды в реке Св. Лаврентия опускается к 34 градусам по Фаренгейту даже летом, течения достигают скорости в 5 узлов, видимость ограничена: такие погружения под силу только специалистам.
Тем не менее уже состоялись сотни погружений к "Императрице" с того времени, как ее нашли снова в средине 1980-х. Некоторые дайверы относились к обломкам с уважением и открывали новые обстоятельства кораблекрушения, другие же оставили следы бессмысленных разрушений.
CanadianPacific наняла спасательную компанию, что бы вернуть себе почту первого класса, сейф эконома, что в наши дни составляет около 2 миллионов долларов. Спускаясь к дыре, которая осталась от взрыва в комнате для вещей первого класса и комнаты для почты, можно натолкнутся на опасные запутанные провода и внутренние обломки, которые остались от раскиданных чемоданов и их содержимого.



Хотя корабль и лежит на поверхности из гравия, внутренности Императрицы уже наполовину заполнены илом. Тем не менее, в почтовой комнате одни из дайверов нашел целую коробку чисто запакованных газет : бумага белая, текст все еще можно прочитать, а дата стоит 27 мая 1914, за день до отплытия из порта. Когда он вернулся в следующий раз, то ил уже спрятал все находки.
30 апреля 1998 году остатки Императрицы Ирландии были объявлены историческим местом местными органами власти Квебека. Место кораблекрушения стало первым подводным наследием Квебека, а также стало под протекцией Канадского торгового морского права.



The Marine Art Gallery of the Atlantic. Located in Lunenburg Nova Scotia.

Между "Титаником" и "Императрицей Ирландии" есть сходства. Оба лайнера были экспрессами, построены были для перевозки иммигрантов, плавали под флагом Великобритании, а портом прописки был Ливерпуль. Когда они затонули, Адмиралтейство Великобритании назначило судьей Лорда Мерсея - разбираться в причинах катастрофы. Юристконсультом обоих заседаний стал королевский адвокат Батлер Аспиналл. Также эти две катастрофы породили миф о Френке Тауере, который якобы был кочегаром и выжил на Титанике, Императрице Ирландии, и на Лузитании. Историки большей частью игнорируют эту историю.

Спустя три месяца после катастрофы Императрицы Ирландии началась первая Мировая война. Количество смертей в Европе быстро превысило количество жертв кораблекрушения. Потери кораблекрушения поблекли на фоне кровавых убийств средствами современной военной техники. Импертрица Ирландии стала частью «забытой истории».



Последний пассажир Императрицы Ирландии Грейс Ханадан Мартин (Grace Hanagan Martyn) последний пассажир Императрицы Ирландии умер 15 мая 1995 года.

Еще подробности

Интересное, История, Квебек, Катастрофы, Канада

Previous post Next post
Up