В
предыдущей статье мы говорили о сбое в системе координат и вытекающей из этого неспособности почувствовать, с какой стороны наносится удар по нашему идеальному. Рассмотрим сначала простой пример некритичного восприятия информации, касающейся того, что для нас является святым, и чем это заканчивается.
Символом и средоточием того, что у нас осталось от Советского Союза, является победа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Никакая пропаганда, на протяжении десятилетий живописующая «ужасы сталинизма», не может бросить тень на ее священный смысл. Более того, опросы показали, что наш народ не считает СССР вселенским злом, как это хотелось бы некоторым представителям либеральной интеллигенции и их союзникам, и
не поддерживает идею десоветизации, предложенной указанными лицами. Следовательно, то, что использует символику Великой Победы, вызывает особый интерес. Присмотримся.
На днях в Мытищах открылось ретро-кафе быстрого питания: «Вареничная «Победа». В ряду других заведений, продающих фастфуд, оно выделяется стилизацией интерьера знаменитого автомобиля: эмблема, обивка, цвета, деревянные детали. На посетителей веет чем-то старым, уютным и знакомым. На первый взгляд, ничего особенного, правда? Ничего не настораживает? Нет, вы ничего не чувствуете.
Посетители покупают вареники, компоты, салаты, сидят, вспоминая былые времена. Если кому-то хочется погрузиться в атмосферу ушедшего времени, почему нет? Однако, присмотритесь внимательней, и в глаза вам бросятся несколько странностей. Разберем их.
Во-первых, если уж восстанавливать советскую идею общепита, проще вспомнить столовую. Ну да ладно, это сейчас немодно и некомфортно. Пропустим.
Во-вторых, символом крымской сети ресторанов украинской кухни, теперь пришедших и в Москву, является советский автомобиль, и не обычный (почему бы не выбрать, скажем, «Москвич» или «Запорожец», или автобус «Лиаз»), а символ победы. Примечательно, что в Москве ресторан «Вареничная «Победа» открылся в начале марта, аккурат перед референдумом в Крыму, отделением его от Украины и вхождением в Российскую Федерацию. Но если это уже победа, значит, война окончена, не так ли? Для кого? Для России? А что прикажете делать с юго-востоком Украины, где идет война за Русский мир?
Небольшая справка.
Автомобиль конструктора А.С. Липгарта, вобравший в себя лучшие достижения автомобилестроения на тот момент и ряд новаторских решений, производился на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах (заводской индекс модели - М-20). То есть, выпуск начался через год после завершения Великой Отечественной войны.
А теперь эмблема автосимвола СССР красуется на бумажной подложке для подноса, на которую вы будете складывать огрызки и грязные салфетки (это в-третьих).
Приглядимся к подложке. Лист формата А3, выполненный в стиле советской газеты. Гарнитура «Известий» (официального печатного органа Верховного Совета СССР, четвертой по тиражу газеты страны), текст, будто набранный на печатной машинке с дефектом литеры «й». Подзаголовок «Важное сообщение» - разумеется, смотрим. Видим картинки с супом и салатом. Секундный ступор. Придя в себя, читаем: «Вареники и пельмени ручной лепки!», «Десерты из ассортимента советских буфетов и кафе». Чувствуете насмешку? Нет? Тогда вы просто не знаете, что передавалось в СССР под заголовком «Важное сообщение». Самые главные и важные события в стране. Правда, это стилистика не газет, а радио (все помнят бас Левитана: «Говорит Москва! Граждане Советского Союза! Прослушайте важное правительственное сообщение!»), но такие мелкие неточности креативным дизайнерам можно простить.
Теперь чувствуете, как пованивает?
Смотрим дальше. По непонятной причине «Известия Вареничной» напечатаны на бумаге, стилизованной под дешевую грубую бумагу. Не будем задавать вопросов, сразу поясним. Да, в Советском Союзе на серой бумаге во время войны и в послевоенные годы печатались тетради, учебники, открытки и так далее. Но это происходило оттого, что вся промышленность СССР во время Великой Отечественной войны работала на нужды фронта, а после - на восстановление страны, европейская часть которой лежала в руинах. Белая бумага была недопустимой роскошью в условиях, когда не хватало самого необходимого. Сейчас на игрушечной репродукции символа аскетизма напиханы картинки разносолов.
Сравните.
Это почтовая карточка военных лет на серой бумаге.
А это издевательский лубок - подстилка под тарелки.
Видите разницу? Но самое неприятное впереди.
Попробовав вареников и прожевав булку, приготовленную «по бабушкиным-маминым рецептам», поностальгировав на бумажку со знакомыми образами, вы выбрасываете символ Победы вместе с объедками в мусоросборник.
Все. Ритуал завершен. Символы обесценены и растоптаны.
Вспомните фильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе, в котором главный герой выкапывает мертвого отца из могилы и выбрасывает на помойку, отказываясь от Родины, истории, предков, идеального во имя царства потребления. Согласитесь, что аналогия
разрывания могил налицо, только форма мягче, не так травматична и обставлена весьма приятно.
Посмотрите, как тактика врага меняется с истерического обезоруживающего крика о чудовищности советского строя и презренности коммунистических идеалов и яростного призыва отречься от прошлого во имя светлого капиталистического будущего (впрочем, с президентами до сих пор разговаривают, используя
прямой шантаж) к снисходительной уступчивости: ну что ж, не хотите порубить все и сразу по приказу, посидите, поговорите, поностальгируйте… и выбросите. Сами.