Джон, Огастес Эдвин (1878-1961)
Хьюлетт Джонсон. Ок. 1940 г. Национальный музей Уэльса.
Источник:
http://artuk.org/discover/artworks/search/actor:john-augustus-edwin-18781961/page/5 Говоря на нашем клубе о жизни государств и народов и их роли в историческом процессе, мы не раз затрагивали тему выживания государств как систем в период пока они отвечали на вызов Истории. И о том, что, когда государства и народы утрачивали способность отвечать или уклонялись от ответа на вызов, они гибли. Тему вызова, который марксизм бросил христианству, мы тоже обсуждали неоднократно. Если вспомнить нашу дискуссию об Александре Мене год назад, мы увидим, что он тоже говорил о некоем вызове. Но он говорил о нем как о чем-то антагонистичном, мысля марксизм как бездуховное атеистическое учение, и воспринимал этот вызов как вызов атеистического проекта построения рая на земле несостоявшемуся проекту религиозному. А теперь я предлагаю вчитаться в другие строки:
«…Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять. Я лично убежден, что синтез этих двух антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен, и что в конечном итоге он принесет счастье человечеству».
Эти слова принадлежат Хьюлетту Джонсону (1874-1966), доктору теологии, настоятелю Кентерберийского собора, выдающему миссионеру и общественному деятелю, члену Всемирного Совета Мира, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени и лауреату сталинской премии «За укрепление мира между народами».
Для того, чтобы говорить о Х.Джонсоне и его пути, мы должны понять, что сложило его как личность, и здесь я вижу четыре крупных фактора. Первый - это семья и окружение в детстве, второй - традиция церковного миссионерского движения, проникнутого идеей активного служения людям, третье - идеи коммунизма, и четвертое - влияние христианских социалистов во время учебы в Оксфорде и позднее.
Фактор 1. «Буржуазное детство»
Хьюлетт Джонсон родился 25 января 1874 в Манчестере в набожной семье владельца проволочной мануфактуры Чарльза Джонсона. И если его отец был классическим представителем своего сословия, то мать, Роза, в венах которой «текла кровь гугенотов, замешанная на легендах о бунтарях и мучениках», оказавшая огромное влияние на юного Хьюлетта, не вписывалась в общепринятые стандарты. Ее бунтарская натура проявлялась во всем - от отказа от канонов в одежде (она не признавала корсеты и туфли на высоких каблуках) до образа жизни. Она не стала жертвовать обществом ради семьи и кухни и сочетала активную общественную жизнь с воспитанием и обучением детей. До глубокой старости миссис Джонсон занималась плаванием и туризмом, к чему приобщила своих девятерых детей - 6 сыновей и 3 дочерей. По ее настоянию, и девочки, и мальчики совершали двухдневные походы на 40-80 километров. Позднее Х.Джонсон с большим уважением отзывался о своей матери как о мудрой и неординарной женщине, и объяснял ее феноменом свой интерес к организации жизни женщин в Советском Союзе.
Дед Х. Джонсона по материнской линии Альфред Хьюлетт служил священником местной церкви и, помимо окормления паствы, открыл школу и сам учил детей бедняков, причем делал это с таким воодушевлением и жертвенностью, что многие мальчики из его классов впоследствии сумели достичь крупных успехов в промышленности, государственном управлении и церкви.
На мануфактуре Джонсонов царила атмосфера семейственности, и Хьюлетт с детства проводил многие часы в цеху за одним станком вместе с рабочими, осваивая азы технологии и впитывая в себя народный дух.
Также, хороший пример воспитания братьям Джонсонам дал опыт самостоятельного управления семейным рыболовецким баркасом. Шестеро членов команды, включая капитана (самого старшего), выполняли предусмотренные для каждого функции. Так, старший отвечал за управление и организацию, а младший мыл тарелки. Но когда мальчики садились за общий стол, все были равны. Если вдруг по какой-то причине не хватало еды, капитан отказывался от своей порции, чтобы накормить младших.
В 1894 году Х. Джонсон окончил Манчестерский университет (цикл естественных наук и техники), после чего стал членом Института инженеров городского строительства. Во время учебы на него огромное влияние оказал профессор геологии Бойд Докинс, большой поклонник Чарльза Дарвина. Он познакомил Хьюлетта с учением Дарвина о происхождении видов, после чего Джонсон, по собственному признанию, «перестал верить в Бога и бессмертие человека».
Фактор 2. Мессианский дух миссионеров
В юношестве Джонсон, как и многие активные молодые люди, увлекся миссионерским движением, крайне широко распространившемся в Англии в XIX веке, и изучал биографии миссионеров, подвиги которых описывались в книгах, во множестве издававшихся в Великобритании. Особое впечатление на Джонсона, по его собственному признанию, произвели книги о «Церковном миссионерском обществе» и Александре Маккее (1849-1890 гг.), работавшем в Центральной Африке.
Александр Маккей
"Церковное миссионерское общество" было образовано евангельскими христианами в 1799 году.
Александр Маккей, сын священнослужителя Свободной церкви Шотландии, инженер по образованию. В 1876 г. он откликнулся на призыв «Церковного миссионерского общества» поехать в Уганду, где провел почти 14 лет вплоть до смерти. Кроме проповедования христианского учения, он работал фермером, плотником, строителем мостов и дорог, школьным учителем, типографом и переводчиком (перевел Евангелие от Матфея на язык луганда). Умер от малярийной лихорадки в феврале 1890 г.
Безусловно, трудности и лишения, которым добровольно подвергали себя миссионеры, свидетельствуют о том, что ими двигало не только желание расширения колоний Британской империи, но и дух мессианства. Среди миссионеров можно встретить много выходцев из обеспеченных семей, которые видели в своей работе служение людям, а не служение капиталу, причем трудность условий не только не пугала, а напротив, воспринималась как вызов. Так, например, Маккей, выбирая, куда отправиться, отказался от выгодного предложения работы в России в пользу Африки. Была в этом и доля романтики, которая увлекала молодых людей.
Знакомство с биографией Маккея перевернуло жизнь Хьюлетта Джонсона, и он принял решение стать миссионером.
Фактор 3. Подготовка к работе в колониальной администрации и знакомство с социализмом
Впрочем, мессианство - не единственная причина, лежавшая в основе решения Х.Джонсона. В этот момент остро встал вопрос выживания семейного бизнеса, и глава семейства решил обеспечить его за счет расширения в колонии. Именно на эту работу и планировалось отправить молодого Хьюлетта, который мог сочетать приятное с полезным: христианскую миссионерскую деятельность с организацией производства на новом месте. Но судьба распорядилась иначе.
Для получения опыта организации производства Хьюлетта отправили на манчестерский вагоностроительный завод Ashbury Carriage Works компании Bristol Wagon & Carriage Works Company Ltd., где он отработал 6 лет, пройдя путь от ученика до начальника производства. На рис. ниже показан образец вагона, которые изготавливал завод.
Именно там, на заводе, работая учеником мастера, Хьюлетт впервые столкнулся с ужасающими условиями жизни рабочих. Он решил отказаться от содержания родителей и попробовать жить самостоятельно на зарплату в 13 шиллингов в неделю, 12 из которых уходили за комнату и стол. Остававшихся средств не хватало даже для того, чтобы оплатить дорогу до родительского дома в субботу, - он ходил в пригород пешком. Двое молодых заводских рабочих познакомили Хьюлетта с социалистическими идеями, которые, по его словам, проникали в него трудно, несмотря на то, что античеловеческий и несправедливый порядок вещей, как он мыслил, был абсолютно антихристианским. Наблюдая за своими сверстниками, Джонсон сделал вывод, что их неспособность заработать на жизнь проистекала не из несостоятельности, а из-за того, что у бедняков не было доступа к высшему образованию. Преодоление этого порока общества он позднее описывал в своих книгах как одно из величайших достижений СССР.
Для того, чтобы ощутить всю безнадежность и отчаяние положения молодого поколения английских рабочих, которое сгорало в топке капиталистического производства, надо прочитать роман Джека Лондона «Люди бездны». Жизнь дна, которую описывает Лондон, очень похожа на тот личный опыт, который описал в своих книгах Хьюлетт Джонсон. Юноши, начитавшиеся в школе Шекспира и полные надежд, приходили на завод и быстро превращались в отупелые механизмы-придатки к станкам, думающие только о том, как заработать, чтобы семья не умерла с голоду. Джонсон говорил, что в тот момент он увидел и понял, что происходит с человеком, отчужденным от творческого, истинно человеческого, начала. Это стало тяжелым опытом. Как впоследствии он признал, «надо было на своей шкуре испытать, что такое нищета, чтобы понять, что ее необходимо избывать». Заводской опыт заставил его отказаться от идеи благотворительности, который он теперь именовал «инструментом освобождения капиталиста от мук совести», и принять идею борьбы за освобождение бедных.
В конце концов, выйдя на управленческий уровень, обзаведясь семьей и средствами к существованию, Хьюлетт должен был вернуться к семейному бизнесу. Он и его жена Мэри подали заявку на миссионерскую деятельность в Центральной Африке. Но для этого требовалось еще теологическое образование.
Фактор 4. Христианские социалисты
Доходы семьи позволяли обучение в университете, и Джонсон поступил на факультет теологии и религии Оксфордского университета, где попал под влияние профессора Моули, убедившего Джонсона в том, что коммунизм и христианство - не чуждые друг другу доктрины. Резкий крен в социализм привел к тому, что после окончания университета Джонсону отказали в разрешении работать миссионером в колонии. С этого момента его жизнь была связана с Англиканской церковью.
Х.Джонсон во время учебы в Оксфорде.
В 1905 году Джонсон начал издавать и редактировать журнал библейских и теологических исследований The Interpreter, где публиковал свои работы по ранним христианским миссионерам. Через три года раздумий и сомнений он был рукоположен по настоятельному требованию епископа Джейна, после чего почти 20 лет проработал викарием в приходе г. Олтрингем, богатом пригороде Манчестера, где вместе с женой развернул широкую программу обучения и досуга для детей бедняков.
Во время первой мировой войны жена Джонсона Мэри руководила тремя госпиталями для раненых, а сам Джонсон служил капелланом в лагере для германских военнопленных.
В 1917 году он приветствовал Октябрьскую революцию, видя в ней «рассвет чего-то нового и лучшего в мировой истории» .
Манчестер и Кентербери
В 1924 году Хьюлетт Джонсон стал настоятелем собора в Манчестере, а через семь лет, в июне 1931 года, король Георг V, глава Англиканской церкви, назначил 57-летнего Джонсона настоятелем Кентерберийского собора пожизненно по рекомендации премьер-министра Джеймса Рамсея МакДональда. Эта должность в англиканской «табели о рангах» стоит на втором месте после Архиепископа Кентерберийского. Само назначение Джонсона стало возможным благодаря двум лейбористским правительствам 1924 и 1931 годов. Оба раза премьер следовал рекомендации архиепископа Йоркского Уильяма Темпла, социалиста и богослова.
Еще один человек, который повлиял на мировоззрение Х. Джонсона в те годы, - это шотландский философ Джон Макмюррей. Исследователи причисляют Макмюррея к основоположникам доктрины христианского социализма в Великобритании. Среди его трудов надо отметить книгу «Философия коммунизма», вышедшую в 1933 году, где он анализировал ранние работы К. Маркса, в т.ч. «Экономическо-философские рукописи».
Джон Макмюррей
Знаковым событием 30-х годов стал сборник трудов «Христианство и социальная революция» 1935 года, для которого Дж. Макмюррей написал статью «Христианство и коммунизм: На пути к синтезу».
О степени влияния идей такого синтеза в первой половине XX века в Великобритании может говорить тот факт, что 30-е годы в Англии получили название «красного десятилетия», а самого Макмюррея именовали «красным профессором». Тезисы Макмюррея о возможности синтеза коммунизма с христианством Х. Джонсон излагал в своих проповедях и цитировал в книге «Христиане и коммунизм» (1956) (единственная его книга, изданная на русском языке).
Международное коммунистическое движение
После своего назначения и до смерти Х. Джонсон жил в атмосфере непрекращающихся нападок, оскорблений и поношений за свои коммунистические позиции, и, как говорится в прессе, «пережил бесчисленные попытки снять его с должности».
Также, в СМИ часто фигурирует миф об особых отношениях Х. Джонсона со Сталиным. Однако, надо отметить, что он ничуть не менее активно выступал в поддержку коммунистических движений в других странах, в том числе в Китае, Испании, странах Латинской Америке и т.д.
Более того, СССР был не первой страной, которую посетил Х. Джонсон в должности второго лица Англиканской церкви. Первым стал Китай в 1932 году.
А потом была Испания в 1937, куда Джонсон отправился во главе ревизионной комиссии вместе с Джоном Макмюрреем для проверки обвинений против правительства Испании в дискриминации духовенства во время Гражданской войны. Комиссия отправилась в Испанию несмотря на запрет британского Министерства иностранных дел, провела расследование и опровергла эти обвинения, изложив свои аргументы в
официальном отчете, который был обнародован. Кроме того, Х. Джонсон много выступал по радио, опровергая обвинения против испанских коммунистов, которые, как подтвердила комиссия, не только не разрушали церкви, но, напротив, выступали за их открытие.
После этого в газетах Джонсона стали именовать «Красным пастырем».
С Советским Союзом
С 1931-го года Х. Джонсон взаимодействовал с послом СССР в Великобритании Иваном Майским, который познакомился с ним вскоре после своего назначения в Лондон. Иван Майский описывал свои первые впечатления так: «Он сразу произвел на меня сильное впечатление. Высокий, стройный, какой-то необычайно легкий, несмотря на свой возраст, с умным, одухотворенным лицом, всегда в черном одеянии английского священника Хьюлетт Джонсон казался не совсем обыкновенным человеком. Да и не только казался - он действительно был не совсем обыкновенным человеком. Во всей фигуре его было что-то возвышенное и благородное».
В своих мемуарах И.Майский
привел разговор с Джонсоном, который стоит процитировать полностью: «Я как-то рассказал Хьюлетту Джонсону, что в детстве, будучи гимназистом, я вечно полемизировал с нашим гимназическим священником отцом Канарским… На уроках "закона божьего" я часто рвался в бой, когда отец Канарский рассказывал нам какую-либо нелепую историю о чудесах или сотворении мира. Однажды на исповеди, когда Канарский спросил, есть ли у меня "сомнения", я ответил, что есть, и привел такой пример: с одной стороны, в "писании" говорится, что "вера без дел мертва есть", с другой стороны, в том же "писании" говорится, что "без веры невозможно угодить богу". Так вот, что лучше: вера без дел или дела без веры? Мой вопрос поставил Канарского в очень затруднительное положение. Он долго жевал какую-то непонятную жвачку, без конца повторял "с одной стороны" и "с другой стороны", но так ничего определенного мне ответить не мог.
Когда я кончил, Хьюлетт Джонсон сказал:
- Ваш православный священник был беспомощный догматик, поэтому он путался в трех соснах. На самом деле для истинного христианина (он подчеркнул эти слова) ответ на заданный вами вопрос очень прост: конечно, самое важное дела. Вера находит свое выражение в делах. Если нет дел, значит, нет веры, а есть только лицемерная болтовня о вере.
- Вы сказали для истинного христианина, - заметил я, - что это значит? Кого вы считаете истинным христианином?
- Истинным христианином, - ответил Хьюлетт Джонсон, - был сам Иисус Христос и его ближайшие соратники... То, что сейчас называется христианской церковью, - это не истинные христиане. Они давно капитулировали пред капиталом и творят его волю... Истинный христианин не может быть врагом коммунизма, - напротив, между истинным христианством и коммунизмом имеется много точек соприкосновения… Истинные христиане - это большевики».
В 1937 году Джонсон посетил Советскую Россию, а свои впечатления о «величайшем социальном эксперименте» изложил в книге «Советская держава. Социалистическая шестая часть мира» (Soviet power. The Socialist Sixth of the World), где подробно и доступно описывал социальные и экономические преобразования в России. Иллюстрации к книге выполнила вторая жена Х. Джонсона, Новелл Джонсон, художница, сопровождавшая его в поездках (Джонсон женился вторым браком через семь лет после смерти первой жены). Одна из британских газет в отзыве на книгу написала: «после такого описания хочется сделать то же самое и у нас».
В первый год Второй мировой войны эта книга была переведена на 24 языка, напечатана тиражом почти три миллиона экземпляров и распространялась, в том числе, в странах, находившихся под фашистской оккупацией.
В 1939 году Джонсон поддержал Пакт Молотова-Риббентропа. Он взял сторону СССР в советско-финской войне и официально заявил, что Финляндия сама спровоцировала войну по наущению Великобритании. Это заявление вызвало неописуемую ярость британского правительства и очередную волну требований его отставки. Архиепископ Кентерберийский Ланг пытался утихомирить духовенство и парламентариев, говоря, что он сначала попробует «заткнуть» Джонсона самостоятельно. Но Х. Джонсон заявил, что церковь и политика неотделимы, а в письме Лангу указал, что «эти принципы лежат в самой основе моей христианской веры и затрагивают фундаментальные моральные аспекты, проповедовать которые я считаю своим долгом».
Британская пресса назвала Хьюлетта Джонсона «предателем класса» и обвинила в том, что он «говорит на языке политики». На что он ответил: «Если под этим [языком] понимается раскрытие всех социальных зол сегодняшнего дня, призыв к справедливости в отношении всех обездоленных и угнетенных… то тогда моя совесть призывает меня говорить, и я не могу иначе».
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны Х. Джонсон много публиковался в левых изданиях, как в Великобритании, так и в США. Будучи постоянным автором левого английского журнала «The Labour Monthly», он
писал в мае 1941 года, за месяц до нападения фашистской Германии на Советский Союз: «Корень этой войны, в конечном итоге, лежит не в злобности Гитлера или в странной порочной природе немецкого народа, а в экономической системе, которая привела к возникновению Гитлеров и Муссолини и неизбежно приводит к войне, и так будет до тех пор, пока ее радикально не изменят».
После нападения фашистской Германии на Советский Союз Х.Джонсон активно привлекал приходы Англиканской церкви к сбору средств в фонд помощи СССР.
В июне 1942 года в американском коммунистическом журнале «New Masses» вышла его статья под заголовком «Священник смотрит на Россию». Отмечая начало роста популярности социалистических идей среди англиканского духовенства под влиянием войны, он
указал: «Церкви пробуждаются. Любопытство ведет к знанию, а знание - к одобрению. К сожалению, пока мало грамотных людей… Практически в одиночку среди священников, и совершенно один среди высшего духовенства, я пытался рассказать моей стране, что происходило на Востоке, а в ответ черпал полной мерой недоверие, ненависть и презрение. Меня почти никуда не пускали проповедовать… Война изменила все. Все больше шотландских священников обращаются ко мне…, меня звали выступить в Соборе г. Честер... То же самое в Ковентри, и Бирмингеме, и Бристоле. Это происходит везде. По всем Британским островам организуются британско-советские встречи… Епископ Челмсфорда стал председателем Совета британско-советского единства... архиепископ Ланг призвал молиться за Россию; архиепископ Темпл… заявил на важной встрече в Манчестере, что религия Христа не имеет существенных расхождений с коммунизмом….». Далее он писал: «Россия строит жизнь своего общества так, как проповедовала, но не делала Церковь Христа. Я пишу эти строки из разбомбленного Кентербери… но пишу с твердой надеждой в сердце. Мы стоим на пороге нового мира, более христианского, более братского. Рука об руку с Россией, сейчас в войне, а затем в мире, мы достигнем высот, о которых мы не могли и мечтать в прошлом».
Можно себе представить замешательство, которое производили на Западе заявления Джонсона и Темпла. «Странные дела творятся в Великобритании», - писала 19 мая 1942 года канадская газета Ottawa Citizen. «Д-р Темпл... выступает против капитализма. Его высокопреподобие лорд архиепископ недавно заявил, что он не видит ничего несовместимого между коммунизмом и христианством… чем вызвал на свою голову шквал негодования».
После войны
В 1945 году Х. Джонсон посетил СССР по официальному приглашению на празднование Дня Победы. Сохранились скупые сообщения о том, как тепло встретили «красного пастыря» и как советские солдаты качали его на Красной площади.
Патриарх Алексий подарил Х. Джонсону крест, с которым Х.Джонсон впоследствии не расставался, игнорируя просьбы Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера не надевать его хотя бы на публичных мероприятиях.
После окончания Второй мировой войны Х. Джонсон активно включился в международное движение за мир и много выступал против разработки и применения ядерного оружия. В 1950 м году он
стал лауреатом сталинской премии «За укрепление мира между народами».
В 1956 году Хьюлетт Джонсон отказался признать хрущевские разоблачения культа личности Сталина. Хотя в Советский Союз он больше не приезжал, он продолжал проповедовать коммунизм с амвона Кентерберийского собора, вызывая ярость британского правительства.
Архиепископ Кентерберийский Джеффри Фишер неоднократно публично критиковал позицию Х. Джонсона и заявлял, что она расходится с официальной позицией Англиканской церкви. 14 марта 1949 года он выпустил очередное официальное заявление, опубликованное в газетах, в котором говорилось о том, что взгляды Х. Джонсона не отражают взгляды Англиканской церкви, и что он высказывет свою личную позицию и действует без благословения архиепископа Кентерберийского.
В 1952 году, после требования британского парламента отстранить Джонсона от должности за заявления о подтвержденном намерении США сбросить биологические бомбы на Корею, архиепископ Кентерберийский, выступая перед членами Парламента, снова отрекся от настоятеля Кентерберийского собора. При этом, однако, он признал, что Церковь Англии ничего не может поделать с «красным пастырем» несмотря на все просьбы политиков заставить его замолчать, потому что церковь не пойдет против воли короля, который является главой церкви.
Чтобы понять остроту противостояния, достаточно просмотреть газеты тех десятилетий. Тема планируемого убийства настоятеля обсуждалась так настойчиво, что в 1960 году, незадолго до своей отставки, Джонсон был вынужден прокомментировать эти обсуждения. В интервью одному из телеканалов он сказал: «Конечно, если бы они убили меня у алтаря, как они убили Томаса Беккета, это было бы превосходно и вот почему. Со всего мира ко мне бы стали организовывать паломничество». Тогда уже бывший премьер-министр сэр Уинстон Черчилль заявил в Палате Общин, что поведение настоятеля расследовать не следует, «потому что это бы придало важность его работе».
В декабре 1962 года, когда Джонсону было 89 лет, разразился очередной скандал. На этот раз Джонсон покинул свой пост, но не прекратил миссионерские поездки. Одно из последних его турне, незадолго до смерти, включило посещение Кубы, куда он прибыл по приглашению Фиделя Кастро, чтобы поздравить кубинцев с пятилетием революции.
После смерти Х. Джонсона 22 октября 1966 года в некрологах западных газет перепечатывались одни и те же слова: «однажды в рождественской проповеди Джонсон сказал, что если бы Иисус Христос жил в наше время, он был бы коммунистом».