Интервью с Шарлем Тома - руководителем винодельческого направления в группе компаний Michel Reybier, директором замка Cos d'Estournel.
"Основатель замка, Гаспар д`Эстурнель, один из самых влиятельных персонажей бордоского виноделия того времени, умер за два года до классификации 1855 года. Тогда ранжирование хозяйств во многом было результатом лоббирования. Многие замки получили более престижные места, чем того реально заслуживали, благодаря активности, общественному положению и связям своих владельцев...
...сегодня мы не в состоянии изменить статус шато, какого бы высокого уровня ни были наши вина. Но в такой ситуации не только Cos d`Estournel, реально давно перешедший на уровень первого крю. В этом ряду я мог бы назвать Chateau Palmer, также пребывающий в статусе второго крю, или Chateau Pontet-Canet, который вообще числится пятым крю, хотя он давно на уровне второго. Ну что вы хотите? Классификация была принята 160 лет назад, и с тех пор многое изменилось."
"В долгосрочной перспективе мы столкнемся со смещением климатических зон. В Англии будут широко производить игристое по шампанской технологии, а в Бордо практически исчезнет мерло, ибо оно не выдерживает высоких температур. Зато, наверное, появится сира или мурведр. Словом, через несколько десятков лет вина Бордо будут совершенно другими. Но это, так сказать, структурный вызов."
"Вторая серьезная проблема - как сохранить высокий имидж бордоских вин после ухода Паркера. Раньше мы, по сути, получали бесплатный пиар в общемировом масштабе, ведь Паркер дегустировал прежде всего Бордо, а его рейтинги котировались буквально везде...
Перед нами стоит серьезная задача добиться того, чтобы потребитель платил не за миллезим, а за конкретную марку, как это уже давно практикуется в Калифорнии, Италии или той же Шампани."
" Сейчас непростая ситуация, особенно в Китае - а ведь для Бордо это главный рынок в мире. В Японии, США, России из-за курса валют продажи сократились. В Поднебесной дело осложняется еще и жесткой политикой Си Цзиньпина по искоренению взяточничества. Раньше премиальные вина Бордо покупали фурами - на подарки. Сегодня это строго запрещено, за такое подношение можно запросто угодить в тюрьму. Зато наши вина стали подаваться в ресторанах, что, объективно говоря, лучше для нас.
Что касается России, я верю в этот рынок. Я вижу, что наши русские клиенты отлично разбираются в вине и по-настоящему ценят люксовые продукты. Так что в российский рынок, как и в китайский, надо серьезно инвестировать прямо сейчас. Потом будет поздно."
"С уходом Паркера образовалась пустота. И пока никто не способен ее заполнить. Отличие Паркера от всех остальных в том, что он сумел превратить свое имя в бренд. В мире немало очень хороших экспертов - Дженсис Робинсон, Джеймс Саклинг, Оз Кларк, Хью Джонсон и другие, но никто из них даже близко не сравнится с Паркером.
С другой стороны, есть ощущение, что в мировом виноделии вообще заканчивается эра Паркера. Помимо прочего, это выражается в том, что многие виноделы перестают увлекаться дубовой выдержкой, и от могучих, полнотелых, танинных вин движутся в сторону элегантности, стройности, умеренной танинности, сложной, пусть и хрупкой ароматики. А еще возвращаются к терруарности, к своей оригинальной аутентичности."
Полностью текст интервью можно прочитать здесь
https://lenta.ru/articles/2016/09/22/tomas/