Всеволод Тарасевич (1919 - 1998)

Mar 15, 2016 10:39

Каким был Ленинград в середине 50-х - начале 60-х годов?




Классик советской фотожурналистики Всеволод Тарасевич родился в Самарканде в 1919 году. В 1937 году он поступил в Ленинградский электротехнический институт, увлекся фотографией и вскоре начал публиковаться в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». Спустя два года, в 20 лет, Всеволод Тарасевич ушел из института добровольцем на Советско-финскую войну. В 1941-1945 годах был фотокорреспондентом политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Одни из самых известных серий Тарасевича были созданы в блокадном Ленинграде и на руинах Петергофа и Пушкина.

[Его рассказы об этом периоде помнит его сын Александр Тарасевич.]

image Click to view



После окончания Великой Отечественной войны фотограф работал в газете «Вечерний Ленинград», а после переезда в Москву - в журналах «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонёк» и других.



Всеволод был одним из первых советских фотографов, который начал снимать на цвет (1954-1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет».

В 1961 году Всеволода Тарасевича пригласили на должность фотокорреспондента агентства печати «Новости» (АПН). В этот период его манера съемок претерпевает сильные изменения. Как вспоминает известный советский фотожурналист Лев Шерстенников, «…в 1950-е годы фотография начала перестраиваться, стали меняться вкусы читателей, вкусы редакторов, менялись требования редакций, заставлявших своих репортеров работать по-новому. Это был мучительный процесс для многих стоявших на прежних воззрениях репортеров, процесс, затянувшийся на годы полудепрессивного состояния». Сам Всеволод Тарасевич пишет так: «Перестройка шла медленно. Говоря о себе, должен признаться, что в какой-то период я оказался солдатом без оружия. Снимать, как прежде, уже не мог, а как хотелось - еще не умел». Но справедливости ради нужно отметить, что фотограф оказался в первых рядах ратующих за новый подход к съемке.




По воспоминаниям Льва Шерстенникова, лично знавшего фотографа, «…Тарасевич стал одним из самых неугомонных глашатаев перестройки. Он отказывается от идеи „ставить кадр‟. Он больше не рисует схем будущих фотографий. Он выдвигает теорию „фазана‟. В двух словах суть этой теории сводится вот к чему. Фотограф, снимающий репортажно, подобен охотнику, допустим, на фазана. Идти за фазаном в городской сквер - идея бессмысленная. Чтобы его добыть, нужно знать, как минимум, где фазан должен водиться. Так и фотограф: он должен предвидеть ситуацию. Знать, где наиболее вероятно ее возникновение. Ну и, естественно, знать, какая ситуация тебя интересует. То есть фотограф не идет бессмысленно „рубать‟ кадры, а несет в себе определенную программу, заданность».




Тарасевича отличает удивительное внимание к деталям: одежде, взглядам, жестам тех, кто попадает в объектив его камеры. По негативам видно большое количество дублей, сделанных, прежде чем поймать тот единственный кадр, который впоследствии будет напечатан. Многие сюжеты и объекты, которые привлекают внимание фотографа, повторяются: ткань города составляют мокрые улицы, скамейки, телефонные будки, газеты, книги, букеты цветов, зонты; герои снимков, как правило, кого-то ждут или куда-то спешат. Фотографии одновременно отсылают отчасти к традициям советского кинематографа, отчасти - к визуальному канону, заложенному в европейской репортажной фотографии Анри Картье-Брессоном. Не случайно именно Брессон был одним из немногих фотографов, которых Тарасевич ценил и приводил в пример.




В 1970-е годы Всеволод Тарасевич был деканом факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов. В конце 1970-х - начале 1980-х годов он начал публиковать свои фотокниги: «Мы - физики», «Свет Нурека», «Море, люди, жизнь». Интересно, что в фондах МАММ хранится творческая заявка на фотоальбом под условным названием «Главная улица», написанная Тарасевичем в 1995 году. Фотограф мечтал об издании книги, посвященной Ленинграду. Он предполагал строить книгу в основном на более поздних своих работах (1980-х-1990-х годов), но по описанию сюжетов понятно, что замысел книги о Ленинграде возник у него давно, и многие образы - от играющих в парке детей до надгробий кладбища - отсылают именно к его ранним сериям, созданным в Ленинграде 1960-х.




В АПН, позднее преобразованном в Российское информационное агентство «Новости», Всеволод Тарасевич продолжил работать корреспондентом до самой смерти в 1998 году.

Источники:
ЭПИЗОД 2. ЛЕНИНГРАД
http://blog.leica-camera.ru/2014/11/19/21096/
http://fotokto.ru/blogs/vsevolod-tarasevich-epizod-2-leningrad-19024.html

Видео очень задорное:

image Click to view

Санкт-Петербург, фото, история, Тарасевич, ч/б, видео

Previous post Next post
Up