Аркадий Шайхет

Mar 14, 2016 23:36

[1923-1927]Аркадий Шайхет приехал в Москву в 1922 г., уже владея некоторыми фотографическими навыками, которые он успел получить на Украине, в родном городе Николаев, где до революции существовала целая сеть фотографических ателье и работало фотографическое общество. В Москве Аркадий Шайхет устроился на работу ретушером в фотоателье «Рембрандт», владелец которого А. Ф. Винклер вскоре стал доверять ему и фотосъемку клиентов (так Шайхет познакомится со своей будущей женой). Остановился Шайхет в семье родной тети по материнской линии, ее муж Дмитрий Бразуль-Брешковский, журналист «Рабочей газеты», и посоветовал молодому человеку начать снимать фоторепортажи. Для  «Рабочей газеты» в 1923 году Шайхет делает репортаж «Дом отдыха в Тарасовке. Физкультура под Москвой» - возможно, это и была его первая публикация. Шайхет снимает события и главных деятелей интернационального рабочего движения: Конгресс Коминтерна и Профинтерна, Клару Цеткин, Григория Зиновьева, Льва Каменева, Льва Троцкого… В ноябре 1923 г. Шайхет переходит в журнал А. Луначарского «Красная нива», а в 1924 г. начинает сотрудничать с изданием профсоюзного движения «Московский пролетарий», в котором его снимки занимают обложки и центральные развороты.






В середине 1924 г. Шайхет знакомится с главным редактором журнала «Огонёк» Михаилом Кольцовым. В 1925 его уже берут в штат журнала после публикации фоторепортажа «Ходоки в приемной М. И. Калинина» (1924). Темы огоньковских репортажей Шайхета - а его снимки печатались буквально в каждом номере - самые разные: борьба с неграмотностью, годовщина смерти Ленина, юбилей Большого театра, парады на Красной площади, жизнь беспризорников, Всесоюзный автомобильный пробег… Итог года работы в журнале подвела знаменитая «Лампочка Ильича», ставшая визитной карточкой фотографа и символом целой эпохи.





В 1926 г. Шайхет становится членом «Ассоциации фотографов», организации, созданной усилиями Леонида Межеричера при Доме Печати, он участвует в первой выставке фоторепортажа, на которой было показано 1000 снимков 30 фотографов. Снимок Шайхета «Пионеры у фотоаппарата» становится первой фотографией первого номера нового специализированного журнала «Советское фото». В этом же году у Шайхета рождается сын, его снимки востребованы в редакциях газет и журналов, участвуют в зарубежных выставках, - фотограф был полон идей и энтузиазма.

Но 24 июня 1927 г. Аркадий Шайхет был арестован органами ОГПУ по обвинению в связях с заграницей и заключен в Бутырскую тюрьму, из его домашнего архива было изъято множество негативов и фотографий. 10 декабря 1927 г. благодаря хлопотам Михаила Кольцова Шайхет был освобожден (реабилитирован в 2006 г., посмертно). Выйдя из тюрьмы, Аркадий Шайхет сразу включился в работу. С января 1928 г. он снова публикуется в «Огоньке», готовит 53 снимка для большой итоговой выставки «Советская фотография за 10 лет», по результатам которой получает Почетный Диплом 1-й степени с формулировкой: «За разносторонность (владение портретным, бытовым, ландшафтным, спортивным и прочим снимком), высокую динамичность и жизненность снимков, сочетание информационной ценности с эстетической значимостью, владение и управление условиями съемки, обдуманность темы, высокую технику обработки снимка».


[1928-1931]1928-1931 годы - насыщенный и драматичный период в биографии советского фотографа Аркадия Шайхета (1998-1959). Это годы «Великого перелома»: форсированной индустриализации и коллективизации, свертывания НЭПа, централизации экономики и осуществления первого пятилетнего плана развития хозяйства, время сталинских репрессий и сфабрикованных процессов.



Шайхет, арестованный по ложному доносу, вышел из Бутырской тюрьмы в декабре 1927 года. И уже в январе 1928-го он снова публикуется в «Огоньке» Михаила Кольцова и готовит полсотни разножанровых снимков для юбилейной московской выставки «Советская фотография за 10 лет», организованной Государственной Академией художественных наук и Российским фотографическим обществом. Жюри выставки из 6 000 работ 107 фотографов-участников отметило работы Шайхета дипломом 1 степени.

На рубеже 1920-1930-х годов Шайхет снимает «Фининспектора у нэпманши» и «Нэпмана у фининспектора», «Раскулаченных у своего дома» на Украине. Снимает Сталинградский тракторный завод, ленинградский завод «Красный путиловец», Московский автомобильный завод (АМО), Балахнинский бумажный комбинат («Комсомолец за штурвалом»), Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова... Снимает смычку Турксиба в Казахстане, строительство Каракумского канала в Туркмении, прокладку нефтепровода Грозный-Туапсе, закладку Магнитогорского металлургического комбината, открытие ЦПКиО им. Горького и маршрута «Красной стрелы» на Ленинградском вокзале. Снимает Максима Горького, Вячеслава Молотова, Ивана Лихачева, Сергея Кирова... Снимок-коллаж Шайхета «Горький выступает перед рабселькорами», снятый на выступлении писателя в Московском клубе им. Кухмистерова с докладом «Как я стал писателем», настолько понравился редакции «Огонька», что она заказала художнику Исааку Бродскому картину на этот сюжет, репродукция которой и была опубликована в № 15 журнала за 1929 год.




Во время многочисленных командировок в Среднюю Азию Шайхет документирует как традиционный восточный уклад («Все в прошлом», «Узбечка в парандже с детьми», «Мулла и аксакал», «Узбек на арбе», «Курение кальяна».), так и советские нововведения «Волейбол во дворе мечети», «Памирская трасса. Катки», «Узбек под новым солнцем. Амбулатория», «Автомобиль и ишак»).



Редакция «Огонька» посылает Шайхета освещать многочисленные политические процессы - («Шахтинское дело», 1928, «Процесс Промпартии», 1929 и «Процесс меньшевиков-интернационалистов», 1931) - суды шли в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Летом 1931 года Общество друзей СССР в Австрии выступило с инициативой организовать выставку фотографий и диаграмм, показывающих строительство социализма в СССР. Выставка открывалась в Вене, а ее фотографическую часть готовило «Союзфото». Отдельный раздел составляла серия фотографий «День московской рабочей семьи», ставшая образцовым примером советского фоторепортажа. Работой над серией руководил редактор журнала «Советское фото» Леонид Межеричер, который пригласил Аркадия Шайхета снять «как живет, работает, учится и отдыхает семья Филиппова, рабочего завода «Красный пролетарий»... В связи с большим объемом работы и сжатыми сроками было решено привлечь к работе Макса Альперта и Соломона Тулеса, - так, «бригадным методом» фотографы задокументировали события в разных местах и в разное время с последующим совместным формированием связного и последовательного рассказа (ясли-сад, клуб, фабрика-кухня, парк культуры, газета в перерыве, курсы, кружок, новый дом, магазин-распределитель, покупка нового костюма, семейное чаепитие у самовара, поездка на работу в трамвае...).



В том же 1931 году фотожурналисты (С. Фридлянд, М. Альперт и др.) организуют Российское Объединение Пролетарских Фотографов - РОПФ, в работе которого активно участвует и Аркадий Шайхет. На страницах журнала «Пролетарское фото» РОПФ вело ожесточенную дискуссию с группой «Октябрь» (А. Родченко, Б. Игнатович, Е. Лангман, Б. Кудояров...), представляющую левое течение в фотографии. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» прекратило дискуссии, а вместе с этим привело к роспуску самих групп. Сам А. Шайхет впоследствии вспоминал: «Борясь против методов „октябревцев“, отдавших щедрую дань модному тогда формализму, я тем не менее нашел в их работах немало для себя интересного и полезного».


[1932-1941]«В 1931-1932 гг. образовалось Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ), Аркадий Шайхет активно участвовал в его работе. Александр Родченко стал одним из руководителей группы „Октябрь“. Несмотря на различия во взглядах, фотографы этих групп постоянно взаимодействовали, использовали опыт друг друга в творчестве и были искренни в отстаивании собственного мнения.

Однако наступил переломный момент: фотография, как и все официальное искусство 1930-х, реализовывала лозунг „Страна должна знать своих героев“. Открытые поиски форм закончились. Авторская индивидуальность, самореализация как таковая уже не были основной заботой творческого человека. На первый план вышли пропаганда и агитация, создание нового образа страны. Но талант, навык и профессионализм остались. Все это проявилось на новом этапе творчества Аркадия Шайхета.


Архивные фотографии и негативы приходилось уничтожать - состояние архивов фотокорреспондентов тщательно контролировалось. Не стало Рыкова и Бухарина (его Шайхет снимал особенно часто), Зиновьева и Каменева, Радека и Тухачевского - не стало и их изображений. В семейном архиве остались лишь нейтральные фигуры: Луначарский, Киров, Крупская, Горький, Дзержинский, Ярославский и другие. Аркадий Шайхет проявлял и печатал снимки дома. В этом ему помогала вся семья: промывали, накатывали фотографии на стекло, глянцевали, обрезали. Сын Анатолий занимался ретушью.

С 1930 года Аркадий Шайхет делал материалы для журналов „СССР на стройке“, „Наши достижения“, » На стройке МТС и совхозов«, «Прожектор», «За рулем», «Советское фото»; для газет «Правда» (для этого издания он снимал «Встречу челюскинцев»), «Фотокор», для различных иллюстрированных изданий Жургазобъединения.

С головой погрузившись в работу, он постоянно ездил на съемки по линии Союзфото и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. География командировок Шайхета - это география Советского Союза. Вот только перечень поездок за 1937 год: Хабаровск, Владивосток, Гродеков, Ханка, Ворошилов, Симферополь, Ялта, Севастополь, Запорожье, Ленинград, Лозовая, Харьков, Баку, Минеральные Воды, Днепропетровск, Киев...




В 1938 году Аркадий Шайхет был уволен из редакции журнала «Огонек», его перестали печатать в журналах «Советское фото» и «СССР на стройке». В сентябре он устроился в новое издание «Иллюстрированная газета». А в 1939 году Шайхет сделал свой лучший снимок, а точнее сказать - фотокартину - «Экспресс», создав образ страны, устремленной в прекрасное будущее.

В 1932-1941 гг. работы Аркадия Шайхета публиковались художественных «парадных» книгах-альбомах. В их числе - «Советские субтропики» (1934), «Рабоче-крестьянская красная армия» (1934), «10 лет Узбекистана» (1935), «Индустрия социализма» (1935), «О железнодорожном транспорте СССР» (1935), «Пищевая индустрия» (1936), «Поколение победителей» (1936), «Первая Конная» (1936), «20 лет советской власти» (1936), «Советская детвора» (1936), «Советский Таджикистан» (1937), «Пищевая индустрия» (1937), «Жены инженеров» (1937), «Москва реконструируется» (1938), «Смотр побед социалистического сельского хозяйства» (1940), «К 20-летию Казахстана» (1940). Для выставки, знакомящей с достижениями страны социализма в США, в 1939-1940 годах были выпущены альбомы «Колхоз», «Советская фотография», «Советская Арктика», «Советская Авиация» и другие. Фотографии Аркадия Шайхета вошли и в эти издания.

Много работая для периодики, Шайхет участвовал во Всесоюзных выставках - в 1936 году он удостоен диплома I степени на Первой Всеукраинской выставке фотоискусства в Киеве, в 1937 - 1938 гг. - представляет свои фотографии на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, в том числе показывает выдающуюся работу «Киевский вокзал», и получает диплом I степени. По линии ВОКС Шайхет выставляется и за рубежом: в 1935 году на XXX Международном салоне в Париже, в 1936-м - в IX интернациональном Салоне в Антверпене, в 1937-м - участвует в выставке «Современная российская фотография» в Лондоне".







(фото кликабельны)


[1945-1959]Аркадий Шайхет вернулся в Москву после окончания Второй мировой войны, которую прошел от первого дня до Победы корреспондентом газет «Фронтовая иллюстрация» и «Правда».

12 августа 1945 года состоялся первый послевоенный (и последний на Красной площади) Всесоюзный парад физкультурников, в котором приняли участие 25 тысяч спортсменов из всех союзных республик; на трибунах присутствовали представители стран-союзниц, среди которых был генерал Дуайт Эйзенхауэр. Парад длился более 4-х часов; грандиозное действо запечатлели лучшие фотографы своего времени - Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Михаил Трахман. В унылый бытовой послевоенный социалистический фотореализм ненадолго вернулась поэтика советского авангарда: использование выразительных ракурсов, сверхкрупные планы, влияние монтажного кинематографа, необычные точки съемки.

До 1951 года Шайхет работал корреспондентом «Красноармейской газеты» и журнала «Советский воин», по заданию редакций снимал восстановление народного хозяйства, выезжал в расположение советских войск в Германию. После демобилизации надеялся вернуться в редакцию самого массового иллюстрированного журнала «Огонек», в котором работал с 1925 года, но этому помешала широкомасштабная пропагандистская антисемитская кампания.

До 1959 года Аркадий Шайхет сотрудничал с различными газетами и журналами («Советский Союз», «Семья и школа»), издательствами «Музгиз», «Изогиз», занимался книжной иллюстрацией (в частности, его фотографии использованы в книге Павла Якобсона «Психология чувств»).

В 1957 году Шайхет вернулся к забытому жанру фотосерии (образцом этого жанра являются знаменитые «24 часа из жизни московской рабочей семьи», созданные в 1931 году по заказу Общества друзей СССР бригадой фоторепортеров в составе Аркадия Шайхета, Макса Альперта и Соломона Тулеса и редактором Леонидом Межеричером). Шайхет снимает серию «Один день из жизни начальника московского железнодорожного узла».

Аркадий Шайхет, заложивший основы советской визуальной культуры, работал буквально до последнего дня, его преданность своему делу была эталонной: 18 ноября 1959 года он умер от четвертого инфаркта во время съемки для журнала «Юный техник» на улице Горького возле магазина «Пионер».



[ДАТЫ]
1898 родился в Николаеве (Украина). Отец - мелкий торговец, мать - модистка. Закончил четыре класса начальной школы;
1916-1922 работал помощником слесаря на Николаевском судостроительном заводе, в гражданскую войну служил в Красной Армии в духовом оркестре;
1922, лето переехал в Москву; устроился ретушером в частное фотоателье «Рембрандт» на Сретенке;
1924 опубликовал первые фотографии в «Рабочей газете», затем в журналах «Красная Нива», «Московский пролетарий»;
С 1925 работал в журнале «Огонёк»;
1926 участвовал в создании журнала «Пролетарское фото»;
1928 участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет»; 1930 сотрудничал с журналом «СССР на стройке»;
1931 по заказу немецкого журнала “AIZ” совместно с М. Альпертом и С. Тулесом сделал постановочный фоторепортаж «24 часа из жизни Филипповых». Один из организаторов группы РОПФ (Революционное объединение русских пролетарских фотографов). Выступил с критикой группы «Октябрь»;
1937 участвовал в коллективном путешествии советских фотографов по каналу Москва - Волга;
1936-1938 участвовал в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, Всеукраинской выставке, выставках в Лондоне, Загребе;
1938 сотрудничал с «Иллюстрированной газетой»;
1941-1945 специальный корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация»;
1946-1959 работал в различных периодических изданиях, занимался иллюстрированием книг; начал работать в цветной фотографии; систематизировал архив. Выставки: фотосалон «Фокус» в Нидерландах (1946), московские выставки «Великая Отечественная война» (1948), Выставка художественной фотографии (1955), Выставка работ московских фотокорреспондентов (1956), Всесоюзная выставка «Фотоискусство СССР за 40 лет» (1958);
1959 умер в Москве.


image Click to view



Источники:
НАЧАЛО. 1923-1927
ПРОДОЛЖЕНИЕ. 1928-1931
ФОТОГРАФИИ 1932-1941
1945-1959. ЭПИЗОД 4-Й
http://club.foto.ru/classics/life/46/

Шайхет, фото, история, ч/б

Previous post Next post
Up