ИНТЕРНЕТ КУЛЬТУРА. А У НАС СЕГОДНЯ ДЕТИ С ВОСПИТАНЬЕМ В ИНТЕРНЕТЕ, А У ВАС? (Часть I)

Apr 18, 2013 00:26


ИНТЕРНЕТ КУЛЬТУРА. ЕСТЬ ЛИ ОНА СЕГОДНЯ?
     Чтобы ответить на вопрос о том, есть ли сегодня Интернет культура, надо сначала определить, в чем заключается сущность и понятие культуры.



Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, ролью культуры является вторичное (после закона) ограничение естественной для человека неприязни к ближнему. Это ощущение неприязни характеризует именно человека в отличие от животного, и проявляется, например, в том, что именно человек способен ощутить своего рода наслаждение от чужого горя или неприятности. Неприязнь проявляется в любом желании человека причинять другим физический или моральный ущерб. Культура создает ограничения природной неприязни, необходимые для совместного сосуществования людей. Она формирует такие ориентиры, как ценность человеческой жизни, принципы «не мешать жить другим, стремиться помогать людям» и иные представления о нравственности и морали. На наработанных культурой морально-нравственных представлениях строятся основные правила поведения человека в обществе, ограничивающие желания человека выплескивать свои негативные внутренние состояния в различных формах проявления.

Как сегодня ведут себя люди в Интернете? Стремятся ли они общаться в позитивном русле, сдерживая свою неприязнь?

На Западе Интернет используется исключительно в конструктивных целях: например, как обмен информацией, мыслями, позволяющий максимально интенсивно развивать творческие, рабочие и учебные проекты.



Что же касается рунета, то там ситуация совершенно другая. В рунете очень часто люди начинают выплескивать свою неприязнь по отношению к другим участникам или по отношению к отсутствующим (обычно - к каким-либо известным личностям: политикам, режиссерам, певцам и др.). Действуя так, будто они имеют все основания считать других хуже себя, они немного снимают внутреннее напряжение от неудовлетворенности жизнью. Часто такие люди создают следующие рационализации своих действий. Например, что они относятся к думающим, размышляющим личностям, обладающим критическим мышлением и способностью иметь свою собственную точку зрения на происходящее. Или, например, что они участвуют в формировании общественного мнения, информируя других людей о том, что на самом деле происходит вокруг (правительство плохо управляет страной, Н. Михалков не умеет снимать фильмы и т. п.).



Таких людей в рунете очень много, и они совершенно не сдерживают испытываемую к людям неприязнь. Поэтому приходится констатировать тот факт, что сегодня в рунете нет совершенно никаких культурных ограничений. Но почему же это явление характерно именно для России?

ИНТЕРНЕТ КУЛЬТУРА В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ.
     Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, физические и психические законы базируются на двух основных силах - получения и отдачи. Поэтому очень важную роль в психике человека играют такие аспекты реальности, как внутреннее и внешнее. Свойства вектора могут быть направлены вовнутрь (при желании получать для себя) или наружу (при стремлении отдавать другим). Развитые и реализованные свойства вектора направлены наружу, на полезные для социума действия, а неразвитые и/или нереализованные - вовнутрь, на требования от общества пользы для себя. Важно не путать направленность вектора вовнутрь с эгоизмом как векторальным желанием получать наслаждение (которое может быть как развитым, так и неразвитым).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет четыре исторические фазы развития: мышечную, анальную, кожную и уретральную. Сегодня мы живем во время кожной фазы. На Западе она началась после Второй мировой войны, а в нашей стране - в начале 90-х годов. Интересно, что на одном и том же историческом этапе - в кожную фазу развития - общество России и Запада проявляют себя совершенно по-разному: как в реальной жизни, так в Интернете. Почему же так происходит?

Это связано с тем, что особенности кожной фазы развития гармоничны кожному менталитету Запада и контрарны уретральному менталитету России. В кожную фазу жители западных стран проявляют лучшие качества своего менталитета - то есть кожные свойства, направленные наружу, на пользу обществу. И наоборот, у россиян обнаруживаются худшие особенности их ментальности - то есть уретральные свойства, направленные вовнутрь.



Приведу наиболее характерные примеры. В кожную фазу западное общество проявляет отличные организаторские способности, добиваясь максимально организованной работы коллективов людей. Также в этот исторический период общество Запада создает стандартизированный закон, который обусловливает развитие массовой культуры. И сегодня масскультура Запада пока еще по-прежнему выполняет свою роль - сдерживание природной неприязни между людьми.

И наоборот, уретральный менталитет россиян, контрарный ценностям кожной фазы развития, проявляет свои худшие свойства. Вместо того чтобы самим проводить в жизнь приоритет общего над частным, свойственный нашим уретральным ценностям, современное российское общество пребывает в пассивном состоянии требования выполнять этот принцип - это выражается в обидах и критиканстве.

Особенно большой внутренний дискомфорт и неудовлетворенность жизнью испытывают люди с анальным вектором, который, так же как и уретральный, является контрарным кожному вектору. Прежде, в анальную фазу, эти люди имели гораздо больше возможностей состояться и в профессии, и в личной жизни.





А сегодня - в век ускоренного ритма жизни и ушедших традиций (института брака, знаков уважения и почета за качество и постоянство в работе), они испытывают трудности в реализации анального вектора. Нереализованный анальный вектор часто проявляется в форме обид и критиканства, заставляя их обладателей сосредоточиваться на том, что общество (правительство, начальники, коллеги, родственники и т. п.) совершает недопустимые поступки, недовыполняя по отношению к ним множество важных обязательств. При этом для своих аналогичных действий фрустрированные анальники всегда находят всевозможные оправдания.

Таким образом, потеря культурных ориентиров в России связана, во-первых, с изменением направленности нашего уретрального менталитета, дезориентированного в контрарное его ценностям кожное время. А во-вторых, с тем, что вербальный садизм является проявлением анального вектора, также контрарного кожному.

Оскорбительный или неприязненный «стиль» поведения в рунете характерен как для развитых нереализованных, так и для неразвитых анальников. Свои негативные внутренние состояния они выплескивают и в реальную жизнь, и в Интернет-общение. Однако если в физической реальности культурные ограничения довольно слабо, но все-таки сдерживают неприязнь, то в рунете культура отсутствует совершенно.



Это связано с тем, что любые запреты и ограничения действуют только внутри общества, не распространяясь за его пределы. А виртуальные разговоры часто ведутся с незнакомыми людьми, не входящими в постоянный круг нашего общения. Поэтому у людей не возникает желания установить и сохранить хорошие отношения с собеседниками. Ощущая подобную отдельность и независимость от других, они не опасаются за последствия написанного. При этом анальники понимают, что в реальной жизни из-за аналогичных слов они неизбежно натолкнулись бы на агрессию адресата или даже настроили бы против себя целый коллектив, в котором учатся или работают.



Поэтому в реальной жизни люди стараются по возможности сдерживать проявления своей неприязни. Обычно они ограничивают ее неприятными высказываниями в адрес отсутствующих людей, обсуждая все то, что эти люди «не умеют делать».

ИНТЕРНЕТ КУЛЬТУРА. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ДЕТЕЙ
      С момента широкого распространения Интернета у многих людей появилась более или менее интенсивная параллельная жизнь - виртуальная. В Интернете мы общаемся, ищем информацию, читаем, слушаем музыку, смотрим фильмы, совершаем покупки и т. д. То есть очень многие аспекты физической реальности имеют еще один, дополнительный формат - виртуальный, причем именно он является наиболее быстро доступным. Моментально мы находим интересующую нас информацию, песню, фильм, получаем и отправляем документы, письма, сообщения и т. п. Новые исследования социальных сетей Кристофа Мёллера, хотя и привели данного психолога к неверным выводам, тем не менее ярко подчеркивают, насколько много людей сегодня зарегистрировано в различных социальных сетях.



Во время моего детства и юности Интернет еще не был настолько распространен. Поэтому, приобщаясь к Интернету, мы делали перенос с физической действительности на виртуальную реальность. И приобретенные навыки поведения в реальной жизни мы переносим в виртуальную жизнь.

Сегодняшнее поколение детей очень много времени проводит в Интернете, поэтому можно сказать, что оно воспитывается частично в физической реальности, а частично - в виртуальной, впитывая в себя влияние обеих форм действительности.



Навыки общения дети также приобретают не только в физическом мире, но и в Интернете. И далее делают перенос на поведение в обычной реальной жизни. Неумение сдерживать неприязнь влечет за собой агрессию членов того коллектива, где дети учатся, тех родственников и знакомых с которыми они общаются. В дальнейшем, если они так и не приобретут этих навыков, они будут по-прежнему настраивать против себя людей, с которыми будут общаться. Таким образом, отсутствие культуры в рунете способствует формированию у детей морально-нравственной неадаптивности - недостаточной способности ощущать культурные ограничения.

Итак, для воспитания детей очень важно наличие в Интернете культурных ограничений. Но каким образом можно их создать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть исторические условия возникновения культуры. Обо всем этом я напишу в следующей части статьи.



Чебаевская Ольга. Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Все иллюстрации найдены в Интернете.

Другие публикации:

Юбилей Элины Быстрицкой. На поле съёмок и на боевой площадке.

Соня Шаталова. Немые слова о Вселенной.

Человек и общество

Previous post Next post
Up