Вот это я понимаю - настоящая оперетта, а не какие-то там мюзиклы непонятно зачем и откуда.
Как я мечтала услышать хорошую музыку, способную перенести зрителя в мир, где беззаботно колышутся шелковые платья, трепетно вздрагивают веера из цветных перьев, а изящные плечи сопрано окутывает горячее дыхание тенора, для которого любовь - не чувство, а игра! Как мечтала!
Я штудировала афишу и натыкалась на мюзиклы, в то время как репертуарные спектакли выпадали либо на время моего отпуска, либо вообще не выпадали.
И вот наконец я там, где всё - беззаботная игра, кроме колоссального труда исполнителей, который скрывается за нарочитой легкостью жанра, и где музыка (а не спецэффекты) является главным драматургом.
Я сполна получила все, о чем грезила: и непревзойденные арии и дуэты, и праздничную атмосферу, и безоблачное настроение.
Конечно, вчера здесь было мало вечерних туалетов, потому что в разгар лета публика предпочитает светлое городское платье, а не строгие костюмы и удлиненные силуэты.
Тем приятнее видеть зрителей, соблюдающих классический дресс-код.
Полгода назад я была здесь на спектакле, и достаточно подробно
доложила о своем визите.
С декабря здесь ничего не изменилось, включая цены в буфете - они не выросли ни на копейку, что очень приятно.
Как и зимой, публика расслабленно топчется в фойе, погрузившись в программки. Удивительно, но раньше я знала имена и фамилии многих ведущих актеров, а сейчас - нет. А ведь они не менее талантливы и профессиональны, чем Татьяна Шмыга и Герард Васильев.
Но ходила я в оперетту, конечно, не ради пирожных и паркета, а на встречу с музыкой. И эта встреча состоялась.
Все-таки Штраус - гений. Полтора века прошло с того времени, когда он написал легендарную «Летучую мышь», а она так и остается образцовой в своем жанре.
Серебро, хрусталь, фарфор,
Реки вин, роскошный ужин,
Блеск улыбок и жемчужин,
Пенье скрипок и валторн…
Как только зазвучала увертюра, я моментально перенеслась в далекое детство, наполненное опереточными впечатлениями. В декабре такого не произошло, а вчера я даже не заметила, как это получилось - так легко и естественно.
Вчера я сидела в бельэтаже, и это, пожалуй, удобнее, чем места в партере или в амфитеатре. Сцена видна идеально, звук слышен превосходно.
И дополнительное преимущество - возможность поглядывать в оркестровую яму.
Я как-то признавалась, что люблю наблюдать за работой представителей других профессий. Так вот вчера я изредка посматривала, чем занимаются скрипки, альты и фаготы, когда не играют.
И поскольку со мной был складной бинокль, с которым я ходила в оперетту и
в прошлый раз, я могу выдать вам страшную тайну: они занимаются разным.
Кто-то опускает голову (вероятно, в телефон, но это лишь предположение), кто-то непринужденно шепчется с соседом, но значительная часть оркестрантов совершенно непосредственно смотрит на сцену и очень живо реагирует на реплики.
Представляю, сколько раз фаготы слышали эти шутки, но вчера они и флейты широко улыбались вместе с хохочущим зрительным залом.
«Летучая мышь» - танцевальный спектакль, который подхватывает зрителей вихрем своих вальсов. В нем все обаятельно и задорно, а лирические эпизоды пронизаны таким светом, что невозможно удержаться от умиления.
И даже «трагические» строки «За что, за что? О, боже мой!» герои исполняют каскадным припевом.
А бесшабашные куплеты князя, под который выплясывают приглашенные им танцовщицы? Выше всяких похвал!
Благородство и коварство, преданность и измена, робость и решительность - здесь все понарошку и по-настоящему одновременно.
Блистательный вокал, прекрасная хореография и выразительные разговорные сцены - что еще нужно для счастья, если все перечисленное сопровождается блеском?
Все в точности, как излагал в своей арии Фальке:
Артисты, циркачки, фонтаны в саду,
Лакеи в горячке,
Шампанское во льду…
Для чего существует оперетта, кроме того, что в ней столько чудесной музыки? Ради той жизнерадостной, праздничной легкомысленности, которая иногда должна случаться в каждой жизни.
Все-таки между зрелищем и искусством есть принципиальная разница: первое нас лишь развлекает, а второе делает счастливее.