Любой человек, побывавший в одном месте и приехавший в другое, на протяжении некоторого времени сравнивает увиденное. Иногда период такого сравнения исчисляется минутами или часами, иногда - днями: всё зависит от яркости впечатлений и чувствительности путешественника.
Даже если (а, может быть, особенно если) он пробыл в новом месте неделю, а во втором живет постоянно, это сравнение происходит и невольно, и намеренно. И в нем заключено ценное зерно - возможность улучшить свою повседневную жизнь, опираясь на только что приобретенный опыт.
Не представляю, каким бесчувственным надо быть, чтобы просто перешагнуть через недавно полученные впечатления и провести жирную черту между ними и привычной средой обитания.
Мне всегда хочется добавить капельку совершенства в привычное течение жизни, и этот процесс жизнетворчества представляется мне весьма увлекательным.
Возвращаясь из Кранца, обычно я задумываюсь над тем, как сохранить в себе его темп и настроение, и как растянуть послевкусие отпуска. Оно вовсе не противоречит трудовому энтузиазму, но помогает внутренне дистанцироваться от столичной суеты.
Понятно, что такая спокойная жизнь, какую мы живем в Зеленоградске, в Москве не воспроизводима. Здесь у меня тоже спокойная жизнь, но - не такая, и ставить заведомо недостижимые цели я не планирую.
Вообще сравнивать мегаполис и провинциальный город по ряду параметров некорректно. Это примерно то же самое, что искать сходства и различия между зимой и летом, чтобы прийти к выводу, что даже в холодное лето теплее, чем в теплую зиму.
Очевидно, что в пользу столицы будут свидетельствовать уровень доходов и возможности трудоустройства по специальности, а во всем остальном преимущества останутся за небольшим аккуратным городком.
Да, там тише, чище, безопаснее и приятнее, потому что нет людских толп и, главное, транспортных потоков. Загазованность и многолюдность характерны для всех мегаполисов, в чем им можно только посочувствовать.
Кстати, если сопоставить не сами населенные пункты, а образ жизни отдельного взятого человека, то обнаружится любопытная вещь: подавляющее большинство обывателей живут в столь ограниченном ареале, что большой разницы между тем, где они находятся, нет.
На уровне индивидуальной жизни столица и провинция утрачивают значительную часть своих различий.
Каждый москвич изо дня в день перемещается между одними и теми же пунктами (чаще всего это работа, дом и какое-нибудь учебное заведение), и его повторяющийся маршрут состоит из относительно коротких отрезков, соединяющих эти точки местности. Что его окружает вне этого треугольника, и какие просторы лежат за его пределами, играет несущественную роль.
Многие столичные жители вообще не выезжают за пределы своего района, то есть как бы и пользуются всем городом, да и я, в частности, обитаю в границах исторического центра, который чуть крупнее Кранца.
И между тем существуют такие моменты в устройстве городов, которые подлежат сравнению. Они не являются неизбежным следствием размеров населенного пункта и численности его населения. Их причина кроется в чем-то ином.
К тому, что в Москве на меня обрушится поток разнообразных звуков, издаваемых общественными пространствами и транспортом, я была готова.
И к тому, что вместо запаха моря и глинтвейна улицы предложат понюхать выхлопные газы, тоже.
Удивительным и неожиданным стало нечто другое: полное отсутствие предвосхищения праздника.
Будничность, пусть красивая и благоустроенная, чувствуется в Москве очень остро. И дело не в том, что здесь я живу и работаю, а там живу и отдыхаю - дело в антураже.
Как только я вышла из здания аэропорта, я ощутила, будто меня из сказки вернули в реальность, и в этой реальности нет места радостным перспективам.
Я убеждена, что в данном случае резкая замена волшебства на быль лежит не только в плоскости настроения - она определяется оформлением города.
Если в Зеленоградске всё было украшено со вкусом и нежностью (так красиво и весело, что даже взрослые люди восхищенно разевали рты), то в Москве аналогичные пространства выглядят стандартно.
Нет, их нельзя назвать запущенными или унылыми, но праздничности в них нет ни грамма.
Схема очень проста: нет сияния рождественских иллюминаций, еловых веток и красных шаров - нет предвкушения чуда.
Если вы возразите мне, сказав, что я плохо искала, то я отвечу: чудо на то и чудо, что приходит само, без длительного поиска.
Из предрождественской Прибалтики я вернулась в обычную Москву. Такой я оставила ее неделю назад, и такой нашла вчерашним утром.
И вчера вечером она выглядела столь же буднично. Я специально обратила внимание на ее внешний вид: он ничем не отличается от октябрьского, сентябрьского, августовского и т.д.
И темнеет здесь как будто раньше…
К слову, смена часового пояса (столичное время опережает зеленоградское на час) помешала мне хорошенько выспаться. Я едва проснулась в свои обычные 7:21, и даже не стала завтракать дома, а положила яйцо в карман, чтобы съесть на работе.
Но вернемся к ожиданию праздника, которое совершенно не ощущается.
Может быть, это не случайно? Может быть, будничная сосредоточенность моделируется специально?
Я не слежу за городскими новостями и не знаю о планах городских властей относительно украшения улиц. Не исключено, что в этом городу решено сэкономить на иллюминациях и декоре, отказавшись от попыток создать горожанам праздник.
Возможно, кто-то счел, что Москва и так достаточно привлекательна (с этим я согласна!), и не нуждается в дополнительных декорациях, ассоциирующихся в Рождеством и Новым годом.
Есть и другой вариант ответа: все украшения сконцентрированы на городских окраинах, а исторический центр будет декорирован позднее.
После сказочного Зеленоградска мне их очень не хватает, и чтобы восполнить пробел, я включила домашнюю гирлянду и попросила мужа поставить первую серию фильма «Один дома».
Рождественский декор пригорода Чикаго, конечно, не дотягивает до изящества нашего Кранца, но некое подобие надежды на праздник он создает.
Дом семьи МакКалистеров и дома их соседей расцвечены веселыми огоньками, на их дверях висят красивые венки, а интерьеры пестрят красно-зелеными деталями - почти как в моем любимом городе…
В Москве такого пока совсем нет.
Как вы думаете, с чем связаны такие значительные отличия между волшебной праздничностью Зеленоградска и суровой будничностью столицы?
Poll