Вчерашним утром я поняла, что хочу посмотреть какую-нибудь увлекательную картину, но без риска разочарования и с гарантией для настроения. Желательно, кинокомедию. И не просто посмотреть, а в кинотеатре.
Уверена, что любой из вас, задумав то же, что и я, пойдет туда же, куда и я.
Кстати, обратите внимание на нашу прекрасную осень. Она еще совсем зеленая, но уже по-осеннему уютная.
Уверена, что вы уже догадались, как называется кинотеатр, в котором началась моя чудесная суббота. Шлейф безоблачного настроения, которое я испытывала, сидя в зале, остается во мне до сих пор.
Приятно, что мне досталось место в самом любимом ряду - с номером 13.
Итак, в «Иллюзионе» давали кинокомедию 1963 года.
В зале, как обычно на бесплатных сеансах, было немного зрителей, но они так звонко смеялись на комических эпизодах, что я невольно заразилась их беззаботностью и тоже начала весело похрюкивать.
Нам внушили, будто отступления от правил спортивных состязаний - примета последнего времени, а, мол, раньше такого не было. Не знаю, насколько в шестидесятые годы были распространены договорные матчи и допинговые махинации, но то, что результаты соревнований не всегда добывались честным путем - факт.
И в советские годы существовали аферисты, которые не гнушались запрещенными способами достижения своих целей. Если бы это было иначе, на экраны не вышла бы кинокомедия «Штрафной удар».
Она как раз об одной из афер в области спорта; если конкретнее, то о подмене участников районной спартакиады.
Главный герой картины Кукушкин (его блестяще играет Михаил Пуговкин) «переброшен начальством с животноводства на физкультуру». Заняв новую должность, он не собирается на ней долго задерживаться и рассматривает ее как карьерный трамплин.
Чтобы заслужить репутацию отличного организатора и пойти на повышение, Кукушкин идет на хитрость: включает в команду районных физкультурников пять мастеров спорта. Разумеется, под вымышленными фамилиями.
Его замысел - вывести команду на первое место, чем продемонстрировать начальству, каких выдающихся результатов под его руководством достигли «любители» и как отлично он поработал с «низовой физкультурной секцией».
Очевидно, что Кукушкин - отрицательный персонаж, однако далеко не единственный.
Мастера спорта согласились выдать себя за комбайнеров и мелиораторов колхозов типа «Красный пахарь» не просто так, а за кругленькую сумму, которая в картине, к сожалению, не озвучивается. О гонораре герои договариваются шепотом, и зритель остается в неведении, какова сделка.
Игра Пуговкина выше всяких похвал. Это была его первая главная роль, и актеру удалось создать очень яркий и приятный образ, рядом с которым все остальные персонажи выглядят фоном. Качественным и талантливым, но фоном.
Кстати, в «Штрафном ударе» роль одного из подставных физкультурников исполнил Владимир Высоцкий. Как исполнил? Да никак. Ловко кувыркался на лошади в одном из самых комических эпизодов, но не более того.
Впрочем, большего от него и не требовалось.
Поскольку «Штрафной удар» - комедия, череда нелепых ошибок приводит к свойственной жанру путанице, в результате которой неизбежно происходит разоблачение аферистов.
Это сюжетная составляющая, но ценность картины не в фабуле, а в том, что авторам удалось снять исключительно светлый, добрый, веселый и одновременно нравоучительный фильм.
Тогда он учил одному, сейчас - другому…
Высокое начальство, само собой, показано исключительно позитивно. Такой прием характерен для советского кинематографа, задача которого - изобличить недостатки «на местах», но ни в коем случае не поставить под сомнение компетентность и порядочность верхнего эшелона власти.
В «низах» у нас могут быть перегибы, очковтирательство и разгильдяйство, но в том, что партия ведет народ правильным путем, сомневаться нет причины. Идеалы коммунизма в те годы оставались неприкосновенными, и в условиях государственной идеологической монополии иной критики, кроме как по мелочам, быть и не могло.
И даже отрицательный типаж - прохиндей Кукушкин - выглядит не как злодей, а как сбившийся с пути, но отнюдь не потерянный для общества гражданин.
Герой Пуговкина вызывает сочувствие, а не гнев или отвращение, а его аферы воспринимаются как безобидные нравственные ошибки, подлежащие психологическому оправданию.
К такому отношению располагает финал, в котором выведенный на чистую воду герой размышляет над тем, куда его перебросят теперь - «на райкультуру» или еще куда-то? Как наихудший исход рассматривается конец управленческой карьеры, но его вероятность невелика. Очевидно, что Кукушкину не грозят серьезные разбирательства, ведь ранее он ловко вывернулся из другой аферы (с выработкой масла).
Финал идеален: поучителен, но не трагичен. В нем нет ощущения тупика или социальной неразрешимости.
Подлог изобличен, виновные получили общественное порицание и всё (всё!) будет хорошо - с верой в это зритель покидает зал.
А вот нанятые Кукушкиным спортивные «звезды» вызывают антипатию. Почему? Потому что они идут на обман за деньги, а где деньги, там предательство спортивного кодекса и цинизм (а не «любой труд должен быть оплачен»).
Как и многие картины 1960-х, «Штрафной удар» - счастливая возможность окунуться в атмосферу эпохи, побывать в ее интерьерах, прикоснуться к бытовым подробностям и увидеть высокогорья Казахстана, ставшего невероятно популярным в последние недели, и столичные дворцы спорта.
Одна из приятных деталей - камео спортивного комментатора Яна Спарре. Его эпизодическое появление в кадре напомнило о профессии, которая ассоциируется с теми годами.
Я читала, что вскоре после премьеры картина была отправлена «на полку», где пролежала более двадцати лет. Причиной стало вовсе не то, что авторы подсветили теневую сторону советского спорта, а совпадение фамилии главного героя с фамилией реального спортивного функционера.
Я попыталась найти информацию об этом высокопоставленном однофамильце и обнаружила нескольких Кукушкиных, каждый из которых теоретически мог стал причиной запрета проката фильма. Правда, двое из обнаруженных персон были слишком молоды для того, чтобы ради сохранения их репутации класть фильмы на полки, а вот третий вполне подходит. Думаю, я правильно вычислила того Кукушкина, которого не полагалось высмеивать.
Вот такая кинокартина…
Как вы думаете, правомерно ли мнение, что в советские годы аферы преимущественно носили безобидный характер, и лишь после распада Советского Союза и, особенно, с 1990-х годов в них появился криминальный цинизм, жестокость и размах?
Или мы просто не знаем о масштабе махинаций, происходивших пятьдесят лет назад, и простыми «подставами» они не ограничивались?
А, может быть, все еще хуже: покупка спортсменов, которая в СССР считалась грубейшим нарушением кодекса спортивной чести, теперь стала нормой, и мы лишены возможности сравнивать грехи двух эпох в связи с исчезновением нравственных критериев?
Коммерциализация разных сфер жизни - как она сказалась на коллективной морали? Нанесла по ней удар или, наоборот, сделала правила игры честными?
Poll