В поисках тихой душевной гавани (временами вполне успешных) я пересматриваю один из своих любимых сериалов «Дживс и Вустер». Внутри любимого сериала у меня есть любимые серии, среди которых эпизод про тромбон (из второго сезона). Фанаты экранизации Вудхауза наверняка помнят, чем закончилось случайное увлечение Бертрама Вустера игрой на тромбоне, и как неловкие любительские пассажи едва не разлучили его с верным камердинером.
Нет, я не намерена повторять его приключения, покупать духовой инструмент и досаждать своими упражнениями соседям, но…
Почему бы не сходить на мастер-класс по игре на трубе?
Сейчас модно овладевать ненужными навыками, не так ли?
Одним словом, увидев объявление об открытом мастер-классе выдающегося трубача, я без раздумий отправилась на него в качестве зрителя.
Формат мероприятия предполагал на выбор две формы участия: активную (подать заявку, явиться со своей трубой и репертуаром и выслушать рекомендации мастера) и пассивную (прийти и тихо посидеть в зале, не издавая ни звука). Поскольку я ни разу в жизни не держала в руках ни одной трубы, выбирать формат участия мне не пришлось, да и не издавать ни звука я умею.
Кроме внезапно возникшего интереса к искусству игры на духовых инструментах, мной руководило желание заглянуть в концертный комплекс «Зарядье», который мне очень нравится снаружи.
Внутри все выглядит чрезвычайно стильно и изысканно, а персонал на входе исключительно учтив и улыбчив.
Поскольку до начала вечернего представления оставалось полтора часа, у меня была возможность рассмотреть пустые интерьеры.
В любом общественном пространстве есть место, по которому можно сделать вывод обо всем. Я имею в виду туалетную комнату.
Никогда не стесняйтесь ее фотографировать (разумеется, без посетителей), чтобы ваши читатели смогли составить объемное и объективное представление о том или ином концертном зале.
Как по мне, так театр начинается не с вешалки, а с туалета (или, наоборот, заканчивается в нем).
Посмотрите на элегантную дамскую комнату в «Зарядье» и представьте, как могут выглядеть другие помещения, наделенные более возвышенными функциями.
До начала мастер-класса оставалась четверть часа, но в огромном фойе я сидела одна (если не считать гардеробщиков и сотрудников охраны).
Наконец глянцевое помещение начало медленно заполняться трубачами.
Их было совсем немного (примерно полтора десятка), но по сравнению с числом пассивных наблюдателей - достаточно.
Собственно, группа наблюдателей была представлена одной персоной - мной.
При входе в зал я испытала странное чувство «чужого среди своих», но спасаться бегством было поздно, да и любопытство мешало вовремя ретироваться.
Мастер-класс стартовал минута в минуту. Необходимости представляться у ведущего не было, поскольку все присутствующие его прекрасно знали (все, кроме меня, вторично подтвердившей репутацию чужого).
В афише я прочла, что это Тимур Мартынов.
Его пунктуальность, дружелюбие и расслабленная уверенность в себе произвели на меня приятное впечатление, а все, что происходило дальше, полностью преобразовало представления об искусстве игры на трубе.
До мастер-класса я думала, что главная забота трубача - вдохнуть так, чтобы хватило воздуха громко дудеть в трубу. Я осознавала, что важно дудеть вовремя и не мимо нот, но на этом - всё.
Друзья, если вы думаете так же, немедленно выкиньте эти мысли из головы. Немедленно!
Дудеть - это полдела. Не мимо нот - тем более.
Игра на трубе - настоящее искусство, требующее ежедневного совершенствования навыков.
На примере потактового анализа партии трубы в исполнении выпускника консерватории ведущий учил учеников создавать музыку. Не дуть, чтоб хватило воздуха, не попадать в ноты, а последовательно и логично развивать мелодию, объединяя звуки в единое целое, и вкладывать в эту целостность мысль.
Используя не только показ, но и подробные словесные пояснения, он внушал присутствующим главную мысль: музыкальная фраза не должна иметь стыков, а каждую ноту необходимо делать длинной, вплетать ее в «генеральную линию звуковедения».
Без идеи, которую исполнитель должен обнаружить в авторской партитуре и воплотить в своем исполнении, искусство состояться не может. Все начинается с мысли, а техника игры лишь обеспечивает ее передачу.
Мастер наставлял ученика: «Играй без монтажа!». Очевидно, что это профессиональный сленг, но его значение очевидно. «Монтаж» - это когда зритель слышит акустический «стык» между звуками, и он всегда считается дефектом исполнения. В некоторых фрагментах отрывистость звучания является частью замысла, но она всегда должна быть осмысленной, а не «так получилось».
Мелодия не должна выглядеть как последовательность нот. Она должна литься единым потоком, единой энергией, а акцент на одну из нот (кажется, такая нота называется опорной) следует тщательно продумывать до начала «дутья».
Слушая его объяснения, я поняла, что творческий успех трубача определяется не объемом его легких, а интеллектом и умением планировать свои действия.
К чести учеников, они прикладывали огромные усилия, чтобы внести коррективы в исполнение; к чести ведущего, он искренне их поддерживал, был невероятно тактичен и убедителен.
От мастер-класса я получила огромное удовольствие.
Было приятно заглянуть за кулисы другой профессии и обнаружить там массу интересных моментов.
Да и сама труба вызвала у меня эстетический восторг - не только сольным звучанием, но и внешним видом. Блеск латуни, форма двойного изгиба создают исключительно элегантный образ.
Возвращаясь к Вустеру, замечу, что все-таки труба и тромбон - родственники, но не близнецы.
Тромбон больше трубы, сделан из меди, и считается, что научиться играть на нем сложнее. Вместо клапанов (или клавиш) для изменения высоты звука в тромбоне используется слайд - характерным движением руки музыкант тянет его вперед и возвращает обратно.
Даже если вы не имеете никакого отношения к музыке, вам отлично знакомо выражение «под сурдинку», означающее «украдкой, втихаря».
«Сделать под сурдинку» - то же самое, что совершить какое-либо действие незаметно, тайком, не привлекая внимания.
Спешу вас обрадовать: если вам знакомо это выражение, значит, вы уже начали учиться играть на трубе.
Для того чтобы изменить тембр и сделать звук более приглушенным, трубачи применяют специальное приспособление - сурдинку. Сурдинка выглядит как деревянная болванка грушевидной формы, которую вставляют в раструб в качестве затычки. Небольшое пространство для прохода воздуха остается, но тембр меняется, и в зависимости от того, на какой звуковой эффект рассчитает исполнитель, он выбирает сурдинки разной формы.
На вчерашнем мастер-классе до сурдинок дело не дошло, но, если вам однажды представится возможность посмотреть на репетиционный или учебный процесс, не пренебрегайте ею. Это очень, очень интересно!
Может, все-таки стоит купить трубу? Как думаете?