Второе, что помогает навести порядок в голове, устранить эмоциональный хаос и избавиться от ощущения «ах, я несчастный» - вспомнить о тех, кому не довелось дожить до этих непростых дней и увидеть эту грандиозную ситуацию.
И сейчас я говорю не о почивших в преклонном возрасте десять, двадцать и более лет назад. Никто не вечен, и они были людьми своей эпохи, которые с учетом средней продолжительности жизни и не могли претендовать на присутствие в сегодняшнем дне. Их уход можно условно назвать плановым.
Сейчас я предлагаю вспомнить тех, кто стал жертвой пандемии - людей, имевших полное право рассчитывать на то, что в 2022-ом году они будут жить среди нас.
Наши молодые современники, умершие от ковида, не исчерпав ту самую среднюю продолжительность жизни…
Хотели бы они сейчас быть среди нас, метаться в поисках выхода, тревожиться по поводу будущего, негодовать, рыдать, препираться, бояться, страдать от бессонницы, надеяться, верить и воодушевляться?
Вне всяких сомнений - да!
Многими людьми, дожившими до марта 2022 года, теперь пандемия воспринимаемся как легкая спортивная прогулка, а ведь для миллионов (!) она стала убийственной.
Представьте, с каким энтузиазмом они бы откликнулись на предложение присоединиться к нашим тяготам и страхам!
С какой радостью они бы согласились с фантастической возможностью вернуться в строй живых, чтобы суетиться, раскладывая соломку перед грядущими лишениями, обмениваться опасениями, завидовать несведущим и непричастным, метаться в выборе решения без возможности заглянуть в справочник с правильными ответами, надеяться на урегулирование.
Жадно ловить позитивные новости, бегать по магазинам в поисках сахара, обсуждать с коллегами перспективы развития событий, ворчать по поводу таящих на глазах сбережений - это ли не счастье?
Счастье.
Если задуматься об альтернативе.
Я каждый день вспоминаю Галину, которая умерла от вирусной пневмонии 24 ноября 2020 года.
Если бы сегодня ей сказали: «Галя, хочешь попасть сюда, в эту ужасную ситуацию, которая сложилась спустя год твоего отсутствия?», вне всяких сомнений она бы крикнула - ДА!
И она бы не стала уточнять, что там с продовольствием, с геополитической обстановкой и прочими факторами, которые нам представляются архиважными и определяющими.
«Да!» - немедленно бы согласилась Галя.
Согласилась ради того, чтобы увидеть голубое небо, почувствовать вкус прохладной воды, твердую почву под ногами, шапку на голове, чтобы услышать звуки городских улиц, голоса близких, телефонный звонок…
Чтобы быть живой.