Одна из моих знакомых, услышав, что в воскресенье у нас в церкви отмечается День Реформации, задала вопрос, который тронул мое сердце своей наивностью: «А Хеллоуин и День Реформации это одно и то же?».
Я ответила, что нет, и пояснила, что Хеллоуин - реплика традиции древних кельтов, а День Реформации установлен в честь событий, ознаменовавших формальное рождение протестантизма (обнародование знаменитых тезисов Мартина Лютера).
Они никак не связаны ни по содержанию, ни по историческому периоду.
Соответственно, нет у Хеллоуина и Дня Реформации общей атрибутики, то есть мы не декорируем церковь фонарями из тыквы, скелетами и паутиной.
Все сходство между ними сводится к тому, что оба отмечаются в канун Дня Всех святых (1 ноября) - праздника, который почитается как в Западной, так и в Восточной христианских церквях.
Вслед за ним, 2 ноября, католики отмечают День поминовения усопших, и, возможно, именно такое календарное соседство навеяло Хеллоуину «скелетную» тематику. Если я ошибаюсь, поправьте.
У нас, лютеран, День поминовения усопших - не 2 ноября, а 21-го. Это скользящая дата, которая предшествует Адвенту и каждый год выпадает на разные календарные даты (но всегда - на воскресенье).
К слову, к Хеллоуину я отношусь положительно, не видя в нем никакого негативного контекста. Для меня он стоит в том же ряду, что и русская Масленица, и воспринимать такие карнавально-шуточные праздники серьезно не стоит.
Мне не нравятся пауки и скелеты, но если они представлены в ироничной форме, то почему бы и нет?
Услышав мой ответ, знакомая начала оправдываться и уверять, что не хотела задеть мои религиозные чувства, что вызвало ответное желание - заверить ее в том, что мои религиозные чувства относятся к категории незадеваемых.
Моя вера пропитана спокойной уверенностью и светом, и ничье мнение не может поколебать или задеть ее.
После того, как мы внесли ясность в понимание сути праздничных событий, я впервые задумалась над вопросом об атрибутике.
На воскресном богослужении ничего выдающегося в плане праздничного декора не наблюдалось - только два огромных букета роз украсили алтарную часть, но никто не обменивался чем-то типа крашеных яиц (как на Пасху) или штолленами (как на Рождество).
Было просто красиво и чуть более торжественно, чем обычно.
Действительно, есть ли у Дня Реформации какой-то вещественный символ?
Ответ на этот вопрос неожиданно оказался утвердительным: в некоторых протестантских регионах к празднику пекут специальные реформаторские булочки (Reformationsbrötchen), имеющие форму креста и напоминающие лютеранскую розу.
Конечно, совместить крест и розу весьма сложно, поскольку у креста четыре конца, а у розы Лютера - пять лепестков. Ее можно увидеть, например, на сборнике песнопений или на моем значке.
Однако реформаторские булочки существуют, и я решила их испечь к вечернему воскресному чаю. Какими бы они ни вышли, это все равно лучше, чем бутерброды.
Рецепт булочек довольно прост, но я заменила дрожжевое тесто слоеным, которое больше люблю. И вместо джема, рекомендуемого для украшения середины, использовала корицу.
Одним словом, от исходной идеи осталась только форма, напоминающая крест, но получилось очень вкусно!
А вот Хэллоуин и День Всех Святых мы никак не отметили. А вы?
Какие из перечисленных ниже праздников вы отмечаете?
Poll